Этикет для учеников начальных классов: правила и принципы поведения

Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект

Внеклассное занятие на тему: Правила поведения в школе для начальной школы, 3-4 класс

Беседа для учащихся начальных классов «Учителя и ученики. Поведение в школе»

Цели: обратить внимание учеников на отношение их к учителям; выработать правила поведения в школе.

Ход мероприятия

— Предлагаю выполнить тест.

Тест «Ты и твои одноклассники»

1. Твоя одноклассница растерялась у доски, не смогла решить задачу, получила двойку и на перемене расплакалась. Как ты поступишь?

а) ты во всеуслышание скажешь: «Эх ты! Я бы эту задачку в два счета решил»;

б) утешишь девочку: «Подумаешь, какая-то математика! Вон смотри, какая у тебя смешная игрушка на ранце. Новая? Где купила?»;

в) предложишь после уроков разобрать задачу.

2. Твой сосед по парте уже неделю болеет и не ходит в школу. Как ты поступишь?

а) выздоровеет — придет, все болеют;

б) будешь звонить ему каждый вечер и рассказывать все школьные новости;

в) предупредишь своих родителей, что будешь заходить к своему однокласснику, чтобы помочь выполнить школьные задания.

3. В твоем классе объявили день уборки. Что ты предпримешь?

а) постараешься увильнуть любым способом, ссылаясь на занятость и плохое самочувствие;

б) останешься после уроков, но будешь больше веселить одноклассников новыми анекдотами;

в) примешь активное участие в уборке.

4. Как ты себя ведешь на уроке?

а) сидишь и всем видом показываешь, что ты внимательно слушаешь учителя;

б) стараешься слушать учителя, но время от времени не прочь переброситься с соседом по парте словами или смешками;

в) ты пришел в школу учиться и учишься, стараясь не витать в облаках, чтобы не пропустить что-то важное.

5. Твоя подруга пришла в класс в обновке. Как ты отреагируешь?

а) ты непременно скажешь, что такую вещь уже не носят;

б) сделаешь вид, что ты просто не замечаешь ничего нового;

в) обязательно заметишь обновку и похвалишь, ведь похвала приятна людям.

6. Тебе довелось услышать о твоем однокласснике что-то плохое. Как ты поступишь?

а) ты с удовольствием расскажешь эту новость всем, кто захочет тебя послушать;

б) ты знаешь, что сплетничать нехорошо, но обязательно обмолвишься;

в) спросишь, нельзя ли чем-нибудь помочь.

Результаты теста

Больше ответов «а» — ты хочешь быть лидером, всех главнее, всех умнее. Но нельзя добиваться такого положения за счет унижения других. Ты рискуешь остаться без друзей.

Больше ответов «б» — ты веселый, общительный человек, способен поднять в компании настроение. Но попробуй помогать друзьям не только словами, но и делами.

Больше ответов «в» — ты настоящий товарищ, на тебя можно положиться.

О Васе Пупкине и не только о нем.

В каждой школе, в каждом классе

Есть. Ну, скажем, Пупкин Вася.

Педагог ведет рассказ,

Увлечен рассказом класс,

Только Васе все равно,

Он уставился в окно

И считает там ворон,

Насчитал уж миллион.

А еще, конечно, где-то

Есть запасливая Света.

Целый класс глядит на карту —

Только Светочка за партой

В каждом классе, в каждой школе

Есть такой Растяпин Коля,

Что всегда «забыл дневник».

И еще, конечно, есть

Человек примерно шесть,

Что бегут на переменку,

Топоча, как носороги.

Сам директор вжался в стенку:

«Ох, не сшибли бы с дороги!»

«Что за люди?» — с осужденьем

Эти строчки ты прочтешь

И себя в стихотворенье,

Безусловно, не найдешь.

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна задача, чтобы мальчики и девочки стали трудолюбивыми, образованными, счастливыми, но решают эту задачу они по-разному: одни учат, другие — учатся. И между ними возникают отношения. Они проводят много времени вместе, и нужны нормы поведения, которые облегчат им совместную работу.

Сегодня мы поговорим о неписаных законах. Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

• Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

• Скажу об этом учителю.

(Обсуждение с учащимися.)

Ребята сговорились всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. Как ты поступишь?

• Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

Читайте также:
Цераксон: инструкция по применению, для чего он нужен, аналоги уколов

• Ничего не скажу и останусь в классе.

• Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

• Ничего не говоря, пойду со всеми.

(Обсуждение с учащимися.)

— Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей.)

Важно всегда иметь собственное мнение, иначе можно стать похожими на овец из опыта, рассказанного учеными.

Стадо овец разместили в загон, открыв при этом ворота и поставив палку, через которую овцы должны перепрыгивать, когда будут выходить на свободу. Так и получилось. Овцы выходили через ворота из-за ограждения, перепрыгивая через палку. Когда палку убрали, то остальные овцы, выходя, продолжали перепрыгивать через несуществующую палку.

— Что это? Коллективизм или чувство стадности?

Представьте, мы идем по коридору. Дежурная останавливает мальчика:

— Сергеев, собери бумажки с пола возле стены.

— Как нужно поступить на месте Сергеева?

Вспомните школьные ситуации, связанные с дежурством в школе.

Всмотритесь в свою школьную жизнь. Напишите небольшое сочинение на тему «О школьной жизни».

— Что вам нравится в отношениях учителя и учеников?

— Что не нравится?

— Какими должны быть, по-вашему, эти отношения?

Напишите правила отношения друг с другом.

А теперь давайте поговорим об учителях.

— Каким вы представляете себе идеального учителя?

— Какими качествами он должен обладать?

— Должен ли учитель требовать выполнения домашнего задания?

— Как он должен вести себя в сложных ситуациях? (Ответы детей.)

Прочтите и запомните.

«Уважай, почитай учителя!

Учитель отдает свою энергию, свой ум, талант, чтобы ты стал человеком с благородной душой, беспокойным сердцем, ясным умом, чистой

совестью. Учитель творит Человека. Помни, что нет в мире ни одной более тяжелой, более изнурительной для сердца работы, чем работа педагога. Идя в класс, твой учитель часто — запомни это! — заставляет себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу» (В. Сухомлинский).

Правила ученика

1. Внимательно слушай учителя, старательно решай задачи, делай упражнения. Тогда дома тебе будет легко выполнять домашнее задание.

2. Не вертись за партой, не отвлекайся, не листай учебники, не болтай ногами. Это отвлекает учеников и обижает учителя.

3. Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.

4. Неприлично жевать украдкой бутерброд или яблоко. Для еды в школе существует перемена. Кроме того, ты можешь испачкать тетрадки и учебники.

5. Собирай портфель с вечера, на уроке у тебя должны быть все учебники и тетради, дневник и пенал.

6. Не забывай: чистота и порядок в классе — это здоровье твое и твоих друзей. Следи за чистотой в классе, не сори, не забывай о сменной обуви.

7. Береги школьную мебель, свои учебники — они могут послужить еще многим ребятам.

Этикет. Основные правила этикета для учащихся начальной школы

Этикет. Основные правила этикета для учащихся начальной школы

Мы по-разному общаемся со своими друзьями и с незнакомыми людьми, со сверстниками и с людьми старшего возраста. Мы используем не только разные формы поведения, но даже одеваемся по-разному в различных ситуациях. Правила поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, называются этикетом.

Что же такое этикет?

Существует любопытная версия о происхождении данного слова. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика XIV. Садовник как-то пожаловался на дворян, которые вытаптывали лужайки Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты, и попросил издать указ о том, что «не следует пренебрегать надписями». На одном из своих приёмов Людовик XIV распорядился раздать гостям карточки с правилами поведения. От французского названия такой вот карточки — «этикетки» — и произошло слово «этикет».

А в «Словаре по этике» так разъясняется значение этого слова: этикет (фр. Stiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых всем было бы комфортно. Сложившиеся правила поведения помогают людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Часто соблюдение этикета называют хорошими манерами. По мнению автора всем известной книги о Гулливере Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Читайте также:
У ребенка сыпь на груди и спине: что делать, как лечить

Многие правила этикета никто не придумывал специально. Они возникали как удобные и разумные формы общения людей.

Практически этикет выражается по-разному: у него есть словесные и несловесные средства.

Общаясь с другими людьми, мы часто используем спе­циальные словесные формулы вежливости, которые знакомы и понятны всем. Например: здравствуйте! до свидания! будьте добры! извините! пожалуйста!

Впрочем, хорошие манеры могут выражаться не только в словах, но и в позах человека, в его жестах и движениях. Например, каждому воспитанному человеку известно, что некрасиво поворачиваться спиной к своему собеседнику. Каждому из нас понятно, что означают приветственное рукопожатие при встрече, радушная улыбка или, наоборот, неприветливое выражение лица.

Соблюдая правила этикета, мы часто используем различные предметы (например, преподносим букет цветов или почтительно снимаем шляпу).

Мы стремимся к тому, чтобы наша одежда соответствовала окружающей обстановке: в школу и на дискотеку мы одеваемся по-разному, для участия в новогоднем маскараде или в спортивных соревнованиях выбираем совершенно разные костюмы.

По тому, как ты держишься, как ешь, какие произносишь слова, судят о твоём уровне культуры.

Часто от первого впечатления, которое ты производишь на окружающих, зависят многие твои успехи или неудачи. А в повседневной жизни ты чуть ли не каждый день попадаешь в различные ситуации, когда просто не знаешь, как себя вести. Например, тебя пригласили в театр или на день рождения. Что следует надеть, чтобы выглядеть нарядным, но не оказаться среди людей белой вороной? Какие подарки не рекомендуется делать? А если на праздничном столе лежат различные незнакомые тебе приборы — как с ними обращаться?

Если ты знаком с правилами этикета, такие задачки решить несложно. А если пока подобные вопросы вызывают у тебя недоумение или непонимание, то с правилами поведения тебе обязательно нужно познакомиться.

Из материалов нашего сайта ты узнаешь, как правильно вести себя в самых различных ситуациях. Конечно, с какими-то правилами ты уже давно знаком. Но, собираясь в гости, на день рождения к другу или в театр, ты всё-таки найди время заглянуть в эту книгу, чтобы выглядеть достойно и не совершать досадных ошибок, по которым так часто судят о нас окружающие.

Наверное, тебе уже много рассказывали о том, как нужно вести себя на улице, в школе, в общественных местах, в транспорте. Но обобщить подобные знания, ещё раз про­читав об этом, ни для кого не будет лишним. Ты растёшь и, безусловно, стараешься выглядеть взрослым и воспитанным человеком в обществе, в котором живёшь. Надеемся, что наша книга поможет тебе в этом.

Прочитав статьи этого раздела, ты, возможно, задал себе очень важный вопрос: как запомнить всю эту информацию, чтобы выработать в себе необходимые навыки, присущие воспитанному человеку?

На этот вопрос можно дать простые ответы.

Во-первых, не забывай, что правила поведения нужно соблюдать не только в гостях, в театре или в каких-то особых случаях — их нужно соблюдать ежедневно. Тогда многие полезные навыки быстро становятся привычками.

Во-вторых, начни обучать правилам хорошего поведения, другого человека, например младшую сестру или брата.

Существует ещё один весьма интересный способ. Наверняка у тебя есть какой-то знакомый или близкий тебе человек, мнением которого ты очень дорожишь и на которого тебе всегда хотелось бы производить только хорошее впечатление. Нужно просто представить себе, что этот человек всегда находится рядом и наблюдает за всеми твоими поступками и дома, и в школе, и в библиотеке, и во дворе.

Ты собираешься бросить мусор где попало? Нагрубить бабушке? Посплетничать? Толкнуть слабого? Обидно подразнить одноклассника?

Остановись! Всё это видит тот, чьим мнением ты так дорожишь!

Очень многим такой способ помог исправить своё поведение и стать воспитанным человеком.

И неважно, какой способ ты выберешь; главное — чтобы ты задумался о своём поведении и о том, как выглядишь со стороны.

В жизни на каждом шагу встречаются такие ситуации, которые невозможно предусмотреть ни в каких самых подробных сводах правил. Как поступить в подобных ситуациях, подскажет тебе твоя воспитанность, и ты не допустишь невежливости, грубости и бесцеремонности в своём общении с окружающими.

Читайте также:
Препарат Дона для суставов: инструкция по применению, аналоги лекарства, цена, состав

Между людьми складываются разные взаимоотношения: тёплые и холодные, натянутые и приветливые. Но проявление неуважения, злобы, агрессии нельзя считать личным делом каждого из нас. Воспитанный человек никогда не станет выражать свои негативные чувства по отношению к кому-либо. Ведь всегда можно избежать общения с теми людьми, которые тебе по той или иной причине неприятны.

И всегда помни: вежливость и воспитанность — это прежде всего уважение к окружающим людям привычка проявлять к ним внимание и такт.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе»

Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе.

1. Формировать навыки культуры поведения школьников.

2. Развивать речь, мышление, воображение.

3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

– Нас окружают люди. Кто эти люди? Это, прежде всего, ваши родители, бабушки, дедушки – ваша семья. Это ваши друзья, учителя, школьные товарищи. И мы все должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно рядом с нами. Поэтому мы все должны соблюдать определенные правила.

– Какие правила вы знаете?

(правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т. д.)

– зачем нужно соблюдать правила поведения в школе? (чтобы хорошо учиться и не мешать учиться другим ученикам, чтобы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм и все были здоровы). Сегодня на классном часе мы будем говорить о культуре поведения в школе.

ОКАЖЕМ ШКОЛЕ УВАЖЕНЬЕ СВОИМ ПРИМЕРНЫМ ПОВЕДЕНЬЕМ!

А нашу работу предлагаю начать с просмотра ситуаций из школьной жизни. Ваши товарищи подготовили небольшие сценки из жизни нашего класса.

Ваша задача оценить данные ситуации.

Дети разыгрывают ситуацию. Имена детей вымышлены. Утро. В школу вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю

Учитель. Как правильно поступить?

Ученики. Васе надо было извиниться и сразу поднять куртку товарища.

Ученики. Пете нужно было простить Васю и не набрасываться с кулаками.

Я на уроке в первый раз.

Теперь я ученица.

Вошла учительница в класс —

Вставать или садиться?.

Мне говорят: «Иди к доске», —

Я руку поднимаю.

А как перо держать в руке,

Совсем не понимаю. (А. Л. Барто)

Учитель. Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке.

Ученик. Если учитель задает вопрос и ты хочешь ответить, нельзя выкрикивать, а нужно поднять руку.

Ученик. Руку надо поднимать, когда хочешь спросить у учителя.

НА УРОКАХ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ, ПОДНИМАЮТ РУКУ, А НЕ КРИЧАТ С МЕСТА.

Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.

– Что вы скажете о поведении Вити в столовой?

(Проводится игра. Давайте покажем, как идем в столовую) это и есть физминутка

– Вот так (маршируют на месте)

-А как тихо идем? (идут на носочках)

-А как руки моем?

-А как едим в столовой?

-Вот так. (показывают)

-А что говорим после обеда?

Учитель: Ну, вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?

Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?

А сейчас послушаем наших ребят.

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши.

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай.

Поел — и убери, друг мой

вою посуду за собой.

Учитель. Ребята, самое главное в поведении за столом — вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.

Учитель. Я в одной школе на перемене и видела такую картину.

Перемена (Читают дети)

«Перемена, перемена!»

Первым Вова непременно

Читайте также:
Чешутся вены на ногах: лучшие мази от зуда при варикозе

Вылетает за порог.

Вылетает за порог —

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним — бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке,

На перила сел верхом.

Лихо шлепнулся с перил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи —

Словом, сделал все, что мог!

Ну, а тут — опять звонок.

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем

— Ничего, — вздыхает Вова, —

На уроке отдохнем.

Учитель. Какие ошибки в поведении допустил Вова?

-Как приятно, когда имеешь дело с вежливым человеком.

-Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

«Вежливая песенка»

Правила поведения воспитанного человека в обществе мы узнаем, полагаясь на информацию в нашем компьютере:

• Будь злым, агрессивным.

• Ругайся, кричи, угрожай.

• Обижай, унижай младших, незащищённых

• Не сдерживай свои обещания.

– Можно отнести эти качества к поведению воспитанного человека?

В нашем компьютере произошёл сбой. Давайте всё исправим.

• Будь вежливым, доброжелательным, дружелюбным.

• Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз.

• Будь справедливым.

• Помогай младшим, незащищенным.

• Выполняй свои обещания.

• Уважай других людей.

• Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Молодцы, ребята, надеюсь вы будете всегда полагаться на эти правила поведения.

Составление рассказа по теме: «Правила поведения в школе».

Каждая группа получает задание: составить памятку по теме «Правила поведения в школе». А помогут вам в этом слова подсказки.

• Приветствие учеников и взрослых

• Обращение к друг другу

• Соблюдение правил безопасности

Поведение на уроках

• Повседневная речь в школе

Поведение в столовой

Поведение во время линеек и мероприятий

• Приход в школу

Поведение на переменах

• Обязанности дежурного класса

Итоги: подготовленные ученики читают стихотворные правила поведения. Эти правила распечатываются и вывешиваются в классе.

Начался учебный год,

В школу ученик идет.

Должен он примерным стать

И ряд правил соблюдать.

Форму школьную носить,

Чтобы всегда опрятным быть.

Обувь сменную иметь,

В школе чистоту хранить!

Вежлив должен школьник быть

За добро благодарить,

«Здравствуйте» уметь сказать,

Старших надо уважать.

В школу раньше выходи,

Чтобы вовремя прийти

Ну а если опоздал,

Извинись и в класс войди

Если прозвенит звонок,

Значит, начался урок.

Встань, учителя дождись,

С разрешения садись.

Хочешь ты вопрос задать?

Или знанья показать?

Руку следует поднять,

Только не перебивать.

На уроке не болтай

И в игрушки не играй.

На уроке занимайся,

Слушай и запоминай.

Мы мобильный телефон

Отключаем на урок.

Отвлекает этот звон

И учиться не дает.

Перемена – для игры,

Только слишком не шали!

Ребятню не обижай,

«До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять

Улыбкой новый день встречать!

Классный час «Мой родной край. Заочное путешествие по Шатурскому краю» для учащихся начальной школы Классный час на тему: «Мой родной край» (заочное путешествие по Шатурскому краю) Цель классного часа: 1. Воспитание уважения к истории.

Классный час на тему «Правила дорожного движения»

Классный час на тему «Правила дорожного движения» Тема классного часа «Правила дорожного движения» была выбрана не случайно. Так как, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана.

Классный час в начальной школе «Бережливые хозяева Земли!» Классный час в начальной школе «Бережливые хозяева Земли!» Автор: Сухоставская И. А. Описание материала: Материал будет интересен учителям.

Классный час для учащихся начальной школы в рамках здоровьесберегающего воспитания «Твое здоровье — в твоей тарелке» Классный час в рамках здоровьесберегающего воспитания «Твое здоровье в твоей тарелке» Цели: способствовать формированию представления.

Классный час в начальной школе «Волшебница зима» Цель: создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства Учитель.

Патриотическое воспитание в начальной школе (из личной педагогической практики) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной.

Читайте также:
Сильный сухой кашель с температурой - особенности лечения

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе рамках изучения темы факультативного занятия “Конструирование из геометрических фигур”, попробовали создать проекты детских спортивных.

Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС слайд 2 «К школьнику относиться надо не как к сосуду, который предстоит.

Работа с родителями в начальной школе Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы) “Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. “.

Выпускной в начальной школе Выпускной — это всегда волнительное мероприятие, позволяющее ученикам перейти на новый этап своей жизни. Выпускаясь из младшей школы, ученики.

Специфика формирования этикета у младшего школьника

Финогеева, Т. А. Специфика формирования этикета у младшего школьника / Т. А. Финогеева, Г. С. Айрумян. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7833/ (дата обращения: 10.02.2022).

С раннего детства ребенок находится во взаимодействии с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к делу необходимо начинать с детства. Умение жить в коллективе сверстников, имеет огромное значение для школьника.

Культура поведения — проявляется во всех ситуациях школьной жизни. Культура общения предполагает умение воздерживаться от нежелательных, в данной обстановке действий и слов. Ребенок учиться замечать состояния и настроение окружающих его людей. Культура общения предполагает культуру речи. Культура речи, следовательно, предполагает наличие у ребёнка запаса слов, умение тактично выражать свою мысль.

Умение владеть культурой речи помогает общению детей, предотвращает между ними конфликты.

В обучении, главное место занимает формирование культуры поведения и общения.

Находясь в кругу сверстников у ребёнка формируются новые черты: коллективизм, сдержанность, взаимопомощь, товарищество, навыки общественного поведения. Воспитание этикета напрямую связанно с формированием у детей навыков коллективизма. Необходимо объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе испытывать эмоции. Задача учителя — направлять детей так, чтобы эти отношения формировали навыки коллективизма. Важно прививать ребенку навыки культуры поведения, которая помогает ему устанавливать контакт со сверстниками. Правила этикета легче усваиваются ребёнком, если взрослые поддерживают его своим примером.

Становление личности младшего школьника неразрывно связано и с его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей общества.

В дошкольном возрасте прививаются навыки этикета, работа продолжается с приходом детей в школу. В начальных классах дети осознают, что необходимо быть аккуратными, опрятными, вежливыми и т. д.

Опыт общения у ребёнка не большой, он может быть не вежлив лишь в силу незнания того как надо поступить. Дети усваивают правила поведения наблюдая за поведением взрослых, которые являются для них примером. Осознание ребёнка своего поведения, своих действий — необходимый момент формирования общественно полезных навыков и привычек, этических норм поведения. Организация жизни в школе, должна быть такая, чтобы младшие школьники впитывали опыт нравственных отношений.

Вся работа по формированию этикета строится в определенной системе, успех в данном направлении во многом зависит от правильного выбора методов работы с учащимися. Главными методами являются объяснения ученикам соответствующих норм морали. Методы разъяснения разнообразны: этическая беседа, рассказ учителя, обсуждение школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, проект, стенды по культуре поведения, диспут и т. д.

Главное место занимает беседа учителя с детьми. В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляют поведение ребенка, в большой мере определяют взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В большей степени, родителями и учителями, и в меньшей спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних моментов в поведении возникают различные противоречия: послушание и непослушание. Отсутствие жизненного опыта отношений, авторитет взрослых и стремление к удовлетворению своих потребностей, побуждает младших школьников к послушанию.

Главным моментом осознания человеком правил поведения в обществе является, гуманистическое воспитание — это воспитание дисциплины и культуры поведения.

Содержание школьной дисциплины определяется нормами и требованиями, установленными правилами для учащихся и внутренним распорядком школы.

Взаимосвязь норм и правил, регулирующих внешние формы поведения, называют этикетом. Этикет систематизировал, сложившиеся принципы общения и нормы поведения.

Читайте также:
Хорагон : как колоть, побочные эффекты и аналоги

Этикет помогает найти выход в различных жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию, уменьшается риск создания конфликтов.

В работе педагог иногда допускает ошибки: требования к дисциплине доходят до требований, запретов, сдерживающих мер, отдельных способов дисциплинарного воздействия. Такие требования отталкивают детей от учителя, воспринимаются ими как скучная и неприятная «обязаловка», подавление свободы и инициативы. А. С.Макаренко называл такую дисциплину «занудной». Дети стремятся выйти из-под такого воздействия, оказывают сопротивление.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием.

Основным моментом занятий является показ, дети должны сами оценить, что сделано правильно, а что — нет, сказать и показать, как необходимо было сделать. Активное участие детей в обсуждении важно потому, что создаваемые ситуации знакомы ученикам соответствуют их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у школьников знания, приводит их в систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями.

Природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше разнообразных ситуаций, для того чтобы понять их.

Работу в данном направлении необходимо проводить в контакте с родителями, разъяснять им методы воспитания и приходить к единому мнению и выработать единую линию педагогического воздействия. Участие родителей может иметь разнообразные формы. Важно, привлекать родителей к систематическому контролю за выполнением правил этикета в повседневной жизни.

Основная причина невыполнения детьми правил поведения находится в окружающих людях. Взрослые не всегда являются образцом поведения как дома, так и в общественных местах. Они, бывают раздражительны и бестактны, позволяют себе такое поведения, которое резко осуждается у детей.

Таким образом, формируя навыки этикета, взрослые должны следить за своим поведением и быть образцом для детей.

Воспитание этикета у младшего школьника проходит успешно только тогда когда родители и школа находят общий язык и совместно предъявляют единые требования к поведению детей.

Методы организации жизни и деятельности школьников призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель — научить младшего школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших до сознательных действий. В основе этих методов — практический опыт людей, который приобретается в результате человеческой деятельности.

Методы воспитания, включающие учеников в различные виды практической деятельности:

1) педагогическое требование — могу быть прямые (приказание, предписание, инструкция, указание), и косвенные (рекомендация, просьба, совет, намек, подсказка).

2) упражнение — это планомерные и регулярно выполняемые учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения. Таким упражнением является режим жизни и деятельности учащихся, другим — нормы и правила этикета.

3) создание ситуаций выбора варианта поведения. В момент выхода из различных ситуаций младшие школьники усваивают нормы и правила поведения. Сложнее, когда ситуация доходит до конфликта.

4) Пример окружающих взрослых и сверстников.

Актуальным для младшего школьника является повседневное общение, деловое, товарищеское, доверительное взаимодействие.

Нужно помнить, что при организации этой группы методов воспитания о подражании. Подражание осуществляется через восприятие переживаний, настроений, отличающихся яркой эмоциональной окраской. Подверженность подражанию зависит от двух факторов: возраста, общей развитости и зрелости личности.

Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы: осуждение и одобрение, поощрение и наказание. Их главная задача — регулировать эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем, субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, родители, коллектив сверстников и просто окружающие люди.

А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и другие педагоги разработали теорию и выработали педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

– нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

– использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

– ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.

– поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

– имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т. д.), не должно вредить здоровью, нельзя дважды наказывать за одно и то же, нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок — результат неумения и другие.

Читайте также:
Соль против выпадения волос: полезные рецепты с использованием соли

Особое место в педагогике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в том, что некоторые суждения доводятся до сознания и подсознания школьников, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения, если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно регулирующим свои воспитательные воздействия.

Необходимо сказать еще о двух понятиях, имеющих прямое отношение к методике воспитания и формирования этикета. Во-первых, это понятие приема (педагогического, методического), который необходимо понимать как «деталь метода, зависящую от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации» [10. 44]. Например, требование учителя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.

И, во-вторых, следует различать два понятия: метод воспитания и метод воздействия; если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности ученика, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь, прививаем любовь к чтению; собираем семейную библиотеку. Недели детской книги; творческими уроками литературы, поход в библиотеку и лишь эпизодичным сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: книге нельзя делать никаких помарок: сотри сейчас же свои пометки!» Или «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».

Таким образом, различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности младшего школьника, являются, как говорил А. С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения личности», с помощью которого включаются «механизмы» самореализации личности, что является основой современного подхода к воспитанию.

1. Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В. В. Давыдов — М.: Гардарики,2006

2. Финогеева т. А., Павлова Л. В. Организация групповой работы в начальной школе — один из механизмов достижения качественно новых образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.// Наука и образование в жизни современного общества: сб.науч.тр.по мат-лам Междунар.науч.-практ.конф.: в 12частях, Ч.5.: М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука_Общество».

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, ребенок, метод воспитания, культура поведения, культура речи, метод воздействия, главное место, общественное поведение, сложившаяся психолого-педагогическая ситуация, школьная жизнь.

Похожие статьи

Психологопедагогические условия формирования культуры.

В статье рассматривается проблема воспитания культуры общения у детей подготовительной к школе группы, выделены предпосылки воспитания культуры общения и психологопедагогические условия воспитания культуры поведения.

Педагогические условия формирования культуры поведения.

Ключевые слова: культура поведения, культура общения, культура деятельности, педагогические условия.

На процесс воспитания культуры поведения в процессе общения при этом оказывают влияние такие факторы как особенности отношений в обществе, в котором.

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников.

Педагогические условия воспитания культуры поведения. Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость.

Влияние народных традиций на воспитание культуры.

В психологопедагогической литературе имеются различные толкования понятия «культуры поведения».

Традиции воспитания культуры поведения детей в семье берут свет начало с незапамятных времен.

Педагогические условия воспитания культуры поведения.

Проблема воспитания культуры поведения дошкольника нашла свое отражение в научных исследованиях отечественных педагогов.

Цель исследованиясостояла в поиске педагогических условий воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного.

Этикет — этап поликультурного развития младших школьников

культура поведения, ребенок, культура общения, правило поведения, общение, начальная школа, младший школьник, культура речи, Федеральный государственный образовательный стандарт, общественное поведение.

Воспитание культуры поведения дошкольников

Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в

Безусловно, эти задачи могут быть решены только при помощи и поддержки семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно.

Духовная культура младшего школьника как педагогический.

духовная культура, младший школьник, воспитание основ, ценность, духовная, воспитание, рефлексивно-результативный этап, российское общество, теоретический анализ, педагогический ориентир воспитания. Воспитание у школьников семейных.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях

Читайте также:
О первом прикорме при грудном вскармливании: когда вводить по месяцам, когда и чем

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми.

Правила этикета в школе. Топ-20 общих правил

Каждый из нас должен знать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, есть и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы, взрослые, считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков, тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

И все же родители или учителя должны брать на себя эту ответственность? Скорее, это соработничество. Одним из важнейших этапов познания всех правил является школьное обучение. Помимо школьной теории, знаний в математике и литературе, учителя должны объяснять и показывать «нормы поведения». Школьное воспитание так же важно, как и дома в семье. Ведь школа становится еще одним домом, где школьники должны научиться важным правилам поведения в обществе. Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример. И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которым ребенок будет следовать всю жизнь.

3 формы обучения правилам этикета в школе

Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ». Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видеопрезентации.

Проведем тренинг. Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.

Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой ешь аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.
Читайте также:
Хонда Форте Эвалар от заболеваний суставов: цена и фармакологические свойства

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Третья причина – неврологический или психиатрический диагноз (возможно, задержка развития, гиперактивность или другие проявления, которые требуют вмешательства специалистов). Об этих моментах скажет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая комплексно изучит реакции и поведение ребенка совместно с родителями».

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу, уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В то же время 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все, что мы получаем от школьного воспитания. в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходимы для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Правила поведения в школе

Соблюдение дисциплины – это одно из самых главных правил поведения в учебном заведении. Тому, как надо вести себя в школе, обучают родители и воспитатели в детских садах с самого раннего возраста.

Зачем в школе нужны особые правила поведения? Этот вопрос очень часто задают маленькие дети дошкольного возраста своим родителям и педагогам-воспитателям в детских садах, которые заблаговременно стараются психологически подготовить малышей к трудностям школьной жизни. Переступая порог учебного заведения, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно, но при этом обязан четко осознавать, что он находится в месте, где получают знания, а не развлекаются. Чтобы уроки не превращались в балаган, а перемены не походили на нашествия Мамая, чтобы в столовой не устраивали цирк, а в спортзале бойню, в каждом общеобразовательном заведении, начиная с начальных классов объясняют, что запрещено делать в школе.

Правила поведения в школе

Как нужно вести себя на уроке в школе правила

Существуют общие для всех правила поведения на уроке, соблюдая которые школьник не только побережет нервы учителя, но и обеспечит себе необходимые условия для эффективного получения знаний и усвоения учебного материала. Следует помнить, что успеваемость учащегося во многом зависит от его поведения на уроке и внимательности. Эти самые правила помогут ответить и на самый главный вопрос ученика, мучающий его с первых дней нахождения в альма-матер: «что я должен делать в школе?» Как говорил вождь пролетариата: «Учиться! И еще раз учиться!»

  1. Школьные принадлежности необходимо подготовить за несколько минут до начала урока.
  2. После перемены в класс следует заходить не со звонком или после него, а за 2-3 минуты, чтобы за это время успокоиться и морально подготовиться к предстоящему занятию.
  3. Когда прозвенел звонок, и педагог вошел в класс, ученики должны встать, тем самым приветствуя своего наставника и высказывая ему уважение. Тоже самое необходимо делать, когда во время урока в класс заходят другие учителя или директор.
  4. На протяжении всего урока необходимо соблюдать тишину. В случае, если появилась необходимость что-то спросить, то надо поднять руку и ждать, когда учитель готов будет выслушать вопрос или просьбу.
  5. Нельзя заниматься посторонними делами: играть в телефон, рисовать, вести переписку с одноклассниками.
  6. Следует строго соблюдать дисциплину: не ходить по классу, не вставать с места, не смеяться и не кричать.
  7. После того, как прозвенит звонок на перемну, не стоит сразу вскакивать из-за парты. Помните: он звенит для учителя. Нужно дождаться домашнего задания и момента, когда педагог объявит об окончании урока.
Читайте также:
Хонда Форте Эвалар от заболеваний суставов: цена и фармакологические свойства

На том, какие правила поведения на уроке в школе для начальных классов, мы останавливаться не будем только лишь потому, что они полностью идентичны с вышеуказанными правилами, разработанными для всех учеников независимо от возраста.

Как правильно вести себя в школе на перемене

После каждого урока звенит звонок на перемену. Это время отдыха для ученика, общения с одноклассниками и возможность набраться сил для других занятий. Следующие требования необходимо соблюдать для того, чтобы отдых пошел на пользу и был максимально безопасным:

  • в перерывах между уроками ученики должны вести себя культурно и соблюдать дисциплину;
  • запрещено бегать по школе и портить ее имущество;
  • категорически нельзя драться, употреблять ненормативную лексику, кричать;
  • следует всегда пропускать вперед учителей и учеников начальных классов;
  • дежурные должны проветрить класс, подготовить доску.

Как правильно вести себя в столовой

  1. Посещать столовую следует только на переменах.
  2. Перед едой необходимо помыть руки.
  3. Во время употребления пищи лучше соблюдать тишину и придерживаться правил этикета.
  4. После еды необходимо убрать за собой посуду на специальный стол.

Как необходимо вести себя в библиотеке

В библиотеке или читальном зале всегда создается определенная атмосфера, благодаря которой ученик может настроить себя на внимательное чтение книги или на подготовку к уроку. Именно поэтому там надо соблюдать тишину и не мешать другим учащимся или педагогам. Книги, которые берутся для домашнего чтения, необходимо возвращать вовремя, относиться к ним бережно и аккуратно.

Какие правила нужно соблюдать в школьной оранжерее

Далеко не в каждой школе есть оранжерея, но если она все же есть, то здесь также следует соблюдать дисциплину, чтобы не нанести вред растениям:

  • не бегать и не мусорить;
  • не трогать растения без надобности и тем более не срывать цветы;
  • при необходимости, чаще по просьбе учителя или администрации школы, поливать и удобрять их.

Правила поведения в школьном дворе

Во время перемен или после уроков школьник имеет право находиться в школьном дворе, но и там ему придется соблюдать правила:

  1. Не мусорить, не ломать деревья и не портить клумбы с цветами.
  2. Не курить и не употреблять алкогольные напитки и разного рода энергетики.
  3. Не нарушать общественный порядок.
  4. Соблюдать осторожность на турниках или спортивных снаряжениях.

В какой одежде приходить на занятия

Как правильно ходить в школу, решает администрация учебного заведения: либо вводится школьная форма, либо четко оговаривается, какие модели одежды и цвета следует приобретать для школьного гардероба, чаще всего это темный низ и белый верх. Приветствуются строгость и деловой стиль. Категорически запрещено приходить на уроки в джинсах, шортах, спортивных костюмах, миниюбках, вульгарных платьях и одежде пестрых цветов.

Мы перечислили основные правила поведения в школе и на прилегающей к ней территории. О том, какие правила школьной жизни ты выполняешь добросовестно, можно поделиться с нами в комментариях.

Ссылка на основную публикацию