Пубертатный период у девочек – как узнать, что он начался и что делать дальше? Эффективные способы лечения невропатии нижних конечностей

Ранний и поздний пубертат у подростков

Период полового созревания доставляет много неприятностей и детям, и их родителям. Тело ребенка растет, внешность меняется, происходит гормональная перестройка, которая внешне выражается в изменениях половых органов и новых физиологических явлениях. Как понять, что с дочерью или сыном все в порядке? Что делать, если пубертат начался слишком рано или, наоборот, никак не наступает?

Что такое пубертат?

Пубертат, или период полового созревания, — время, когда ребенок переживает несколько существенных телесных изменений. Эти изменения касаются физиологии, психологии и эмоциональной сферы и означают, что ребенок постепенно расстается с детством и вступает в период отрочества.

Изменения, которые происходят в это время, включают:

  1. физический рост и развитие тела, которое затрагивает и внешний вид, и внутренние органы;
  1. изменение половых органов;
  1. изменения в мозге;
  1. изменения в эмоциях, отношениях и социальных связях.

Как он проявляется?

Девочки

Первый видимый признак начала полового созревания — начинает развиваться грудь, это происходит около 10–11 лет. Если девочке нужен бюстгальтер, хорошим выбором для начала будет мягкий топ или спортивный бюстгальтер.

Другой признак начала пубертата дочери — всплеск роста. Причем одни части тела могут расти быстрее других, из-за этого она некоторое время будет выглядеть нескладной и будет неуклюжей. Объясните дочери, что это лишь на время, и через пару лет (или месяцев) все придет в норму. В среднем девочки-подростки растут на 5–20 см в год, переставая расти в возрасте 16–17 лет.

Тело дочери тоже будет меняться: бедра станут шире, наружные половые органы увеличатся, начнут расти волосы на лобке. Примерно в 12–14 лет (через два года после начала роста груди) волосы начнут расти и под мышками. В это же время начнутся месячные. Дочь может испытывать до и во время них головные боли или спазмы в животе. Сначала месячные могут быть нерегулярными, но затем начинают происходить через одинаковые промежутки времени. Если дочь в это время беспокоят зуд, сильная боль или другие неприятные симптомы, обратитесь к врачу.

Мальчики

В возрасте около 11–13 лет начинают увеличиваться наружные половые органы и появляются волосы на лобке. В 12–14 лет у сына происходит всплеск роста. Он станет выше, а его грудь и плечи — шире. Как и у девочек, разные части тела могут расти с разной скоростью, поэтому мальчик-подросток может казаться нескладным.

В среднем мальчики растут на 10–30 см в год и перестают расти в возрасте около 18–20 лет. Также для мальчиков-подростков характерно небольшое развитие молочных желез, это нормально и обычно проходит само собой, однако если сын беспокоится или грудь продолжает расти, можно проконсультироваться с врачом.

Около 13–15 лет волосы начнут расти на других частях тела — под мышками, на лице и остальном теле. Организм вырабатывает больше тестостерона, который стимулирует выработку спермы. У сына начинают происходить ночные поллюции и время от времени возникает эрекция, причем часто без всякой причины. Поговорите с ребенком о том, что это естественно, и что люди обычно этого не замечают. Около 14–15 лет кадык («адамово яблоко») становится более выраженным, а голос подростка «ломается» и в конце концов становится ниже.

Когда начинается половое созревание

Обычно изменения начинаются у девочек в 10–11 лет, у мальчиков — в 11–13 лет. Однако это только ориентир: каждый ребенок индивидуален, и нормальное начало полового созревания может колебаться между 8 и 13 годами у девочек и 9 и 14 годами у мальчиков.

Невозможно точно знать, когда именно у вашего ребенка начнется пубертат. Изменения в работе мозга и уровне гормонов незаметны, поэтому легко предположить, что пубертат еще не начался, и ошибиться.

Половое созревание может завершиться примерно через полтора года после начала, а может занять до пяти лет — такой разброс тоже остается в пределах нормы.

Каждый ребенок индивидуален, это касается и начала полового созревания: оно сильно варьируется от одного ребенка к другому, даже среди детей из одной семьи.

В том случае, если пубертат начинается сильно раньше или позже, чем у большинства сверстников, у ребенка может пострадать самооценка и нарушиться восприятие собственного тела.

Родителям важно отслеживать признаки раннего или позднего полового созревания и при необходимости консультироваться с врачом.

Раннее половое созревание

О раннем половом созревании говорят, когда оно начинается в возрасте до 8 лет у девочек или до 9 лет у мальчиков. Ранний пубертат чаще встречается у девочек, чем у мальчиков.

Дети, у которых рано началось половое созревание, могут:

  1. подвергаться насмешкам сверстников;
  1. стесняться;
  1. негативно воспринимать собственное тело;
  1. раньше начать сексуальную жизнь;
  1. вначале казаться высокими для своего возраста, а затем перестать расти (раньше своих ровесников);
  1. казаться старше своего возраста.

Рано взрослеющие девочки могут иметь более низкую самооценку и быть склонны к частой смене настроения, депрессии, беспокойству и расстройствам пищевого поведения. Мальчики, которые рано взрослеют, напротив, имеют более высокую самооценку и более популярны среди сверстников.

Причинами раннего полового созревания могут быть лишний вес, генетическая предрасположенность и, реже, гормональный дисбаланс. Но во многих случаях, особенно у девочек, ранний пубертат начинается без каких-либо явных причин.

Если вы заметили у ребенка признаки раннего полового созревания, запишитесь на прием к врачу, чтобы попытаться определить причину и понять, нуждается ли ребенок в лечении.

Читайте также:
Типы и проведение холангиопанкреатографии. ЭРХПГ: что за исследование, показания и противопоказания

При раннем пубертате важно объяснить сыну или дочери, какие процессы происходят в его (ее) теле, и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть. Постарайтесь убедить ребенка, что вы понимаете его переживания, но с его телом все в порядке. Если ребенок выразит желание обсудить свое состояние со школьным психологом или другим специалистом — предоставьте ему такую возможность.

Позднее половое созревание

Пубертат считается поздним, если у девочек нет признаков полового созревания в 13 лет, а у мальчиков — в 14. Если у девочки не начались месячные к 16 годам, несмотря на появление других признаков полового созревания, это тоже позволяет говорить о позднем пубертате.

В этом случае подростки могут стесняться: на этот раз того, что не так развиты, как их сверстники. Например, мальчики, у которых половое созревание началось поздно, имеют более низкую самооценку. Родители могут поговорить с ребенком о его теле и чувствах, успокоить его, что в конце концов он догонит одноклассников.

Поздний пубертат чаще всего обусловлен наследственностью. Если мама, папа или другие члены семьи в свое время пережили позднее созревание, более вероятно, что ребенок тоже с ним столкнется. Позже такие подростки обычно догоняют своих сверстников.

Позднее половое созревание также может быть вызвано особенностями образа жизни: плохим питанием, расстройствами пищевого поведения или сильным стрессом.

Хронические заболевания, гормональные и некоторые генетические расстройства также могут стать причиной позднего полового созревания, хотя такие случаи встречаются довольно редко. Обратитесь к педиатру, если считаете, что поздний пубертат вашего ребенка говорит о проблемах со здоровьем.

Родителям часто свойственно беспокоиться, что их ребенок отличается в физическом развитии от других детей. Если, на ваш взгляд, ребенок взрослеет слишком рано или поздно, для начала выясните, как он сам к этому относится.

Пубертат у девочек

Пубертат или “половое созревание” происходит от латинского слова “puber”, что означает “взрослый”. Это термин, используемый для описания лет жизни, в течение которых тело девочки претерпевает переход к физиологической зрелости. За это время в организме происходит ряд изменений, которые вызывают половое развитие, изменение форм тела и увеличение роста. Кроме того это время эмоционального взросления девушек.

Путь девочек к половой зрелости

Тело девушки не только меняет свой внешний вид, но и начинат работать по новому, так как первая менструация начинается именно в период полового созревания. Это является индивидуальным процессом. Тело будет развиваться в данный промежуток времени в своем собственном темпе. Некоторые девушки уже почти полностью формируются к 14 – 16 годам, а другие проходят через этот период к зрелости позже. Не волнуйтесь, если ваше половое созревание начинается позднее, чем у подруг!

Процесс полового созревания начинается, когда часть мозга, называемая гипоталамусом, начинает вырабатывать гормон под названием ГнРГ (гонадотропин-рилизинг-гормон). Как только гипоталамус начинает выделять этот гормон в определенном режиме – так называемом “пульсирующем паттерне” – он заставляет другую структуру в основании мозга, называемую передней долей гипофиза, вырабатывать два важных вещества: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) и ЛГ (лютеинизирующий гормон). Эти вещества, называемые гонадотропинами, стимулируют яичники к высвобождению основных женских половых гормонов – эстрогена и прогестерона.

Ход пубертата у девочек имеет несколько стадий и эти изменения обычно начинаются в возрасте от 9 до 14 лет. Стадии полового созревания описывают изменения, происходящие в организме. Путь к половой зрелости обычно занимает от 2 до 5 лет, но каждый ребенок индивидуален, и личный опыт может быть разным (см. данные в таблице ниже).

Признаки пубертата / Возраст09101112131415161718
Матка, влагалище и половые губы начинают меняться и расти
Появляются волосы лобке
Начинает развиваться грудь
Появляются первые выделения из влагалища
Начинаются менструации
Грудь полностью развилась
Конец полового созревания

Процесс полового созревания

Существуют последовательные стадии полового созревания у девочек. На первом этапе у девушки начинает формироваться грудь. Это начинается с небольшого изменения, называемого бутоном груди. У девочек в пубертате развитие груди может начаться примерно в 9-11 лет, иногда это бывает только одна грудь. Обычно, в течение нескольких месяцев, начнется рост и с другой стороны и это совершенно нормально. В гинекологии выделяют две фазы этого процесса.

Фазы пубертата девочек
1 фаза полового созревания – препубертатная (наступает в возрасте 8-9 лет и продолжается около 5 лет)Наступает, когда появляются вторичные половые признаки, происходит активное развитие организма, быстрый рост тела девочки в длину. Конец этой фазы совпадает с приходом менархе.
2 фаза полового созревания – пубертатная (с 13-14 до 18 лет).)Начинается с менархе. Происходит замедление роста, появление овуляторных циклов. Эта фаза девичьего пубертата заканчивается с завершением полового и общего развития тела, когда организм функционально и анатомически готов к зачатию и вынашиванию ребенка
Стадии развития организма

1. Телархе является первой стадией пубертатного периода – это развитие почек молочных желез, происходит в возрасте около 10-11 лет. Возникает вследствие роста уровня циркулирующих эстрогенов. Одновременно при телархе происходит насыщение гормонами слизистой влагалища и матки.

2. Пубархе: это первоначальный рост лобковых волос, которые очень тонкие и прямые. Это обычно происходит примерно в то же время, что и почкование груди, и появление волос в подмышечных впадинах, но может произойти немного позже, в 12-13 лет.

Читайте также:
Тугоухость код по мкб 10: лечение, сенсоневральная, народными средствами, степени, симптомы, инвалидность

3. Адренархе: во время этой фазы лобковые волосы увеличиваются в количестве и изменяют текстуру от тонкой до грубой. Это также время, когда развиваются волосы под мышками и начинается запах от тела. Во время этой фазы также у девочек начинают развиваться прыщи. Эта фаза происходит в годы между первым зародышем груди и первым менструальным периодом.

4. Менархе: происходит обычно через 2 года после телархе. Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным течение первых 6 месяцев – 1 года, что свидетельствует об ановуляторных циклах. Установление регулярных циклов будет примерно через 2 года после менархе.

Признаки полового созревания

Половое созревание знаменуется следующими внешними и внутренними изменениями:

  1. резким ростом длины тела;
  2. развитием грудых желез;
  3. появлением и ростом волос;
  4. изменением фигуры по женскому типу;
  5. началом менструальных циклов;
  6. появлением прыщей на лице (акне);
  7. перепадами в настроении.

Девушки-подростки

Увеличение роста

В период раннего полового созревания организма совершается ускорение роста. Оно становится причиной нескладности и непропорциональности тела девочки.

Высыпание прыщей

Во время пубертатного периода под действием усиления выработки андрогенов активизируются сальные железы. В результате их работы волосы и кожа приобретают более жирный вид. Излишки деятельности сальных желез ведут к возникновению прыщей и угрей на лице, шее и спине.

Рост и увеличение груди

Формирование молочных желез начинается с увеличения размеров сосков и ореолов. Далее начинает расти молочная железа в целом и это завершается в 14-16 лет. Окончательным размер груди становится только после рождения и кормления ребенка.

Появление растительности в интимной зоне

Ранние признаки полового созревания подростков включают в себя появление на лобке волос. Сначала вырастают единичные волоски на больших половых губах, а в течение шести-двенадцати месяцев они распространяются на лобок и всю промежность.

Изменения фигуры

Во время полового созревания под влиянием высокого уровня женских гормонов кости таза растут в ширину. В результате этого бедра девочки становятся значительно шире. Происходит увеличение количества жировой ткани, которая откладывается в области ягодиц, бедер, молочных желез, лобка и плечевого пояса.

Приход первой менструации

Они наступают в возрасте 11-14 лет. Это говорит о том, что организм нормально и правильно развивается.

Изменения в половых органах

Под действием меняющегося гормонального фона растут в размерах наружные и внутренние женские половые органы. К концу пубертата у девочек половые губы и влагалище достигают параметров, свойственным взрослым женщинам. Эти особенности полового созревания девочек в большей степени обусловлены и генетическими факторами и уровнем гормонального фон, например, изредка встречающаяся у подростков гипертрофия малых половых губ, вызванная избыточным влиянием мужских половых гормонов.

Если что-то пошло не так.

Половое созревание – это часть нормального роста и развития. Если половое созревание задерживается или наступает слишком рано, это может быть признаком необходимости в медицинской помощи. Следующее может указывать на проблему и должно быть обсуждено с детским гинекологом:

Синдром ранней детской невропатии

Синдром ранней детской невропатии – психоневрологическое расстройство, характеризующееся неустойчивостью вегетативных функций, повышенной возбудимостью, легкой истощаемостью нервных процессов. Проявляется нарушениями сна и аппетита, чрезмерной чувствительностью к внешним и внутренним раздражителям (к боли, свету, звукам), эмоциональной лабильностью, боязливостью, плаксивостью. Диагностика проводится педиатром, неврологом, психиатром. Включает опрос, осмотр, наблюдение, дополняется инструментальными исследованиями. Лечение основывается на соблюдении режима активности и отдыха, исключении сильных раздражителей, применении общеукрепляющих средств, успокоительных препаратов, ноотропов.

Синдром ранней детской невропатии

Общие сведения

Синдром ранней детской невропатии имеет ряд синонимичных названий: синдром ранней детской нервности, врожденной нервности, эндогенной нервности, нервный дизонтогенез. Данное патологическое состояние не относится к самостоятельным заболеваниям, но рассматривается как фактор, предрасполагающий к развитию невротических расстройств, психозов, психопатий, вегето-сосудистой дистонии. Распространенность врожденной детской нервности наиболее высока среди малышей от рождения до 3-5 лет, достигает 0,6%. Отмечается эпидемиологическое преобладание синдрома у жителей крупных городов, первенцев и «поздних» детей. Заболеваемость выше среди мальчиков, гендерное соотношение составляет 1:1,8. У девочек симптоматика менее выраженная, последствия лучше поддаются коррекции.

Синдром ранней детской невропатии

Причины

Этиология синдрома представлена сложным взаимодействием внешних и внутренних факторов. Их влияние может быть предопределено генетически, осуществлено в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периоде. Детская нервность проявляется с самого рождения либо спустя несколько месяцев, в клинической картине преобладают эмоционально-личностные либо церебрастенические симптомы. Причины подразделяются на три группы:

  • Наследственные факторы. У детей с невропатией члены семей отличаются эмоциональной лабильностью, астенией, тревожно-мнительными чертами. В 79% случаев детской нервности высокая возбудимость выявляется у одного или обоих родителей.
  • Пренатальные и натальные негативные факторы. Распространенными экзогенными влияниями считаются токсикозы, хронические заболевания, стрессы, переживаемые будущей матерью. Также развитию невропатии у ребенка способствует асфиксия в процессе родов.
  • Ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые заболевания, перенесенные в первые недели и месяцы жизни, увеличивают риск возникновения детской нервности. Органические поражения мозга формируются при инфекциях, интоксикациях, травмах, гипоксических состояниях.

Патогенез

Патогенетической основой ранней детской невропатии является несформированность высших центров вегетативной регуляции – взаимосвязанных образований в мозговых структурах, регулирующих интеграцию симпатических и парасимпатических рефлексов, координацию соматических и вегетативных рефлекторных актов, вегетативное обеспечение произвольной деятельности. Анатомически они располагаются в области ствола мозга, гипоталамуса, среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, лимбической системы и коры больших полушарий.

Функциональная недостаточность центров регуляции вегетативной нервной системы может быть обусловлена наследственно-конституциональными особенностями, органическими повреждениями пренатального, натального и раннего постнатального периода. В структуре резидуально-органических патологий синдром детской нервности проявляется сразу после родов, носит характер церебрастении, в дальнейшем нередко сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития. Синдром конституционального типа обнаруживается с 3-4 месяцев, выражен менее грубо, становится основой эмоциональных и поведенческих расстройств.

Читайте также:
Самые модные прически для мальчиков-подростков 2020. Фото

Классификация

Существует две наиболее распространенных классификации ранней детской невропатии. Первая учитывает особенности клинической картины. Согласно ей выделяют два типа синдрома: астенический, проявляющийся тревожностью, робостью детей, и возбудимый с симптомами аффективной захваченности, раздражительности, гиперактивности. По этиологическому признаку выделяют три вида детской нервности:

  • Истинная. Другое название – конституциональная невропатия. Диагностируется с трехмесячного возраста и позже, отличается большей выраженностью эмоционально-волевых, личностных отклонений.
  • Органическая. Симптомы проявляются с рождения. Преобладает вегетативная дисфункция – нарушения сна, пищеварения, выраженность реакций на физические раздражители.
  • Смешанного генеза. Конституционально-энцефалопатический тип нервности. До года превалируют симптомы органической патологии, в последующем – эмоционально-волевые, поведенческие отклонения.

Симптомы ранней детской невропатии

Клинические проявления наиболее заметны до двухлетнего возраста, далее становятся менее выраженными, трансформируются в нервно-психические и вегетативные патологии. У грудных детей наблюдается повышенная возбудимость, состояние беспокойства, крики, плач, прерывистый сон. Прикладывание к груди успокаивает ребенка ненадолго, нередки отказы от кормления. После приема пищи возникают обильные срыгивания, колики, возможны нарушения стула. Замедлено формирование циркадных ритмов: сохраняется частый и непродолжительный сон днем, бодрствование ночью. Характерна повышенная восприимчивость к шумам и изменению освещенности, вздрагивания во сне. Пробуждения сопровождаются плачем. Дети тяжело переносят одиночество, предпочитают находиться на руках у взрослого.

В периоде раннего детства повышенная тревожность, беспокойство проявляются излишней подвижностью, стереотипными движениями и действиями. Дети раскачиваются в стороны, сосут пальцы, обкусывают ногти. Высокая подвижность и недостаточная координация приводят к падениям, ушибам, что усиливает плач и беспокойство ребенка. Дисфункция желудочно-кишечного тракта, обусловленная незрелостью вегетативной координации, в сочетании с повышенной эмоциональной возбужденностью становится причиной отказов от прикорма, вздутия живота, тошноты, рвоты, диареи и запоров. Возможны нарушения акта глотания, жевания, избирательность в еде вплоть до отказа от всех продуктов кроме одного-двух.

При изменениях погоды, атмосферного давления самочувствие детей ухудшается – усиливаются вегетативные нарушения, появляется слабость, головные боли, плаксивость, капризность. Тяжело переносятся сезонные простудные заболевания, инфекции. При повышении температуры тела возникают судорожные приступы и иные нарушения неврологического спектра. В сфере социальных взаимодействий определяются противоречивые ситуации. С одной стороны, ребенок хочет играть со сверстниками, просит сходить на прогулку, на детскую площадку, в гости. С другой стороны, большое количество незнакомых раздражителей – крики детей, шум, тактильные контакты – быстро утомляют, повышают возбудимость, провоцируют истерику. Дети с синдромом ранней невропатии лучше чувствуют себя дома, в узком кругу близких родственников. Сильно привязаны к матери, предпочитают проводить время с ней, находиться в одиночестве не любят.

Осложнения

Характер осложнений ранней детской невропатии зависит от вида синдрома, своевременности и адекватности лечения. При конституциональной детской нервности вегетативный компонент нивелируется, часто формируются расстройства психической сферы, основанные на повышенной аффективной возбудимости, тревожности, истощаемости функций нервной системы. Нарушения эмоций, поведения закрепляются в форме неврозов и неврозоподобных синдромов, служат основой для формирования психопатий. Органическая невропатия осложняется вегетативно-сосудистыми патологиями, синдромом гиперактивности. Часто наблюдаются ночные страхи, кошмары, обмороки, энурез, ВСД с нарушения дыхания, болями в районе сердца, живота.

Диагностика

Ранняя детская невропатия определяется в ходе обследования неврологом и психиатром. Диагноз основан на раннем проявлении характерных симптомов, не имеющих связи с патологиями соматической и неврологической сферы, развивающимися в послеродовом периоде. Обследование ребенка комплексное, базовый набор процедур включает:

  • Общий осмотр, опрос педиатра . Врач проводит первичную беседу с родителем, собирает анамнез, уточняет жалобы, осматривает кожные покровы, измеряет температуру тела, рост и вес ребенка. Характерные признаки ранней невропатии – акроцианоз (посинение пальцев, кончика носа, кистей, стоп), холодные и влажные конечности, аллергический ринит, дерматит, нарушения ритма дыхания, плаксивость.
  • Осмотр невролога. Определяется лабильность, чрезмерная активность кожных и сухожильных рефлексов, возможна недостаточность глоточного и роговичного рефлексов. Мышечный тонус лабилен, в ситуации врачебного осмотра из-за повышенной возбудимости возникает перенапряжение (ложная спастичность). Зрачки часто расширены, определяется беспокойство, неравномерная реакция на свет. Болевая и тактильная чувствительность повышены.
  • Консультацию врача-психиатра. Специалист беседует с родителями, наблюдает за особенностями реакций и поведения ребенка. Отмечается раздражительность, слабость (астения), легкая возбудимость, быстрая истощаемость, нормальный уровень интеллектуального развития. В беседе ребенок робок, застенчив, напуган, иногда двигательно расторможен. При установлении продуктивного контакта обнаруживается любознательность, но интерес к общению быстро угасает.

Дифференциальная диагностика ранней детской невропатии основана на установлении причинно-следственной связи между соматическим, неврологическим заболеванием (воздействием негативных факторов) и проявлением симптомов. В спорных ситуациях назначаются лабораторные и инструментальные обследования: общий, биохимический анализ крови и мочи, УЗИ внутренних органов, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение ранней детской невропатии

Лечение детской нервности включает комплекс процедур, центральное место в которых занимают общережимные и оздоровительные мероприятия. На первом году жизни необходимо организовать правильный режим кормления и сна, исключить моменты, провоцирующие беспокойство и плач ребенка (яркие и громкие игрушки, посещения гостей). В раннем детстве важно уделить внимание особенностям воспитания – создавать ситуации предсказуемости (план дня, режим), демонстрировать спокойствие, уверенность, предупреждая колебания эмоций, формирование страхов. Помощь врачей в лечении ранней детской невропатии включает:

  • Психологическое консультирование. Зачастую симптомы невропатии усиливаются и поддерживаются особенностями поведения родителей – беспокойством, тревожностью, страхами, непоследовательностью действий. На консультации психолог рассказывает о наиболее благоприятных методах воспитания, способах взаимодействия с ребенком, позволяющих избежать обострения симптоматики.
  • Медикаментозное лечение. Препараты выписываются психиатром, неврологом. Показано применение общеукрепляющих, успокоительных средств, ноотропов.
  • Физиотерапию. Для улучшения регуляции вегетативного звена рекомендуются водные процедуры (гидромассаж, душ, плавание), массаж, лечебная и гигиеническая гимнастика. Индивидуально назначается терапия с использованием токов.
Читайте также:
Тимодепрессин: инструкция по применению, цена и отзывы

Прогноз и профилактика

Прогноз ранней детской невропатии во многом определяется правильным воспитанием, соблюдением режимных и общеукрепляющих мероприятий. Чем больше усилий приложено родителями в возрасте до 2-3 лет, тем менее выраженными будут последствия синдрома. При своевременной помощи к 5-7 годам признаки деткой нервности полностью исчезают. Для предупреждения ранней невропатии важно исключить влияние неблагоприятных факторов во время беременности и после нее, минимизировать риск осложнений в родах, ранних заболеваний ребенка. После рождения профилактика базируется на правильных воспитательных методах, создании спокойной предсказуемой обстановки. Необходимо снизить воздействие стрессовых факторов: не стремиться к посещению гостей, развлекательных мероприятий, не покупать игрушки, способные вызвать возбуждение ребенка (с громким звуком, резким запахом, яркие).

Невропатия (нейропатия) – симптомы и лечение

Что такое невропатия (нейропатия)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Алексеевича Г. В., невролога со стажем в 16 лет.

Над статьей доктора Алексеевича Г. В. работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Алексеевич Григорий Васильевич, невролог - Красноярск

Определение болезни. Причины заболевания

Невропатия, или нейропатия (Neuropathy) — повреждение одного или нескольких нервов периферической нервной системы. К ней относятся черепные и спинальные нервы, а также нервы и сплетения вегетативной нервной системы [2] [3] . Невропатия проявляется нарушением чувствительности, болью в поражённом участке, судорогами, мышечной слабостью и затруднением движений. Выделяют две основные группы невропатий:

  • мононевропатия — повреждение отдельного нерва, например срединного.
  • полинейропатия — множественные повреждения нервов при диабетической полинейропатии, диффузной нейропатии, полирадикулопатии, плексопатии.

Диабетическая полинейропатия

Распространённость нейропатии среди населения составляет 2-7 %. Риск развития заболевания увеличивается с возрастом: в 40 лет патология встречается в 15 % случаев [4] [5] [6] .

Повреждение периферических нервов может вызывать множество причин. Даже после комплексного обследования выявить их удаётся не всегда. К основным факторам, приводящим к заболеванию, относят:

    — невропатией страдает более 70 % пациентов [22] .
  • Химиотерапия. При лечении токсичными препаратами патология развивается в 15-23 % случаев. Выраженность невропатии зависит от дозы препарата и продолжительности курса лечения [7] .
  • Васкулит (воспаление кровеносных сосудов). При повреждении отдельных нервов нейропатия бывает первым проявлением васкулита. Но может возникать и при комплексном поражении органов. При системном васкулите нейропатия поражает 60-70 % пациентов. Средний возраст — 58-62 года. Женщины заболевают чаще, чем мужчины [8] . . Распространённость нейропатии среди ВИЧ-инфицированных возросла с 13 % в 1993 году до 42 % в 2006 году. Вероятно, это связано с применяемыми антиретровирусными препаратами. . Как и в случае с ВИЧ, к нейропатии приводит приём токсичных для нервной ткани лекарств. Исследование, проведённое во Франции, выявило развитие сенсорной и моторной невропатии у 10 % больных гепатитом С.
  • Поражение кишечника в 10 % случаев приводит к центральным и периферическим нарушениям нервной системы.
  • Варикозное расширение вен нижних конечностей. Заболевание осложняется нейропатией из-за нарушения кровоснабжения нервной ткани.
  • Хроническая почечная недостаточность — в 70 % случаев приводит к нейропатии. [6][9][10][11][12][13] .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы невропатии

Несмотря на то, что нейропатию вызывают различные причины, основные симптомы заболевания схожи [9] [14] [15] [16] [17] :

  • Двигательные нарушения, слабость мышц. Пациент с трудом выполняет действия, связанные с мелкой моторикой, например застёгивание пуговиц. Возникают проблемы с ходьбой — больной может упасть из-за слабости мышц стопы.
  • Сенсорные нарушения — онемение, повышенная тактильная чувствительность, резкая стреляющая боль, подобная удару электрическим током.
  • Снижение и выпадение сухожильных рефлексов. Появляются трудности при выполнении повседневных действий, таких как надевание одежды, перемещение предметов.
  • Расстройства сердечно-сосудистой системы. Выражается в нестабильности артериального давления и его снижении при резком вставании, проявляется головокружением и потемнением в глазах .
  • Расстройства желудочно-кишечного тракта — запоры и кишечная непроходимость, вызванные ухудшением тонуса мышц кишечника.
  • Боли в кистях и стопах.
  • Нарушение равновесия и координации движений.
  • Повышенная потливость.
  • Задержка мочеиспускания.
  • Сексуальная дисфункция.

При нейропатии могут поражаться не только нервы конечностей, но и черепно-мозговые нервы:

  • невропатия зрительного нерва (оптическая нейропатия) приводит к нечёткости, затуманенности зрения, нарушению цветового восприятия, слепоте;
  • поражение глазодвигательного нерва проявляется опущением верхнего века и параличом глазных мышц;
  • патология отводящего нерва вызывает сходящееся косоглазие, опущение верхнего века, двоение в глазах;
  • лицевого нерва — паралич мимических мышц;
  • преддверно-улиткового (слухового нерва) — потерю слуха;
  • языкоглоточного нерва — нарушение подвижности языка;
  • гортанного нерва — дыхательную недостаточность [15] .

Черепные нервы

На начальных стадиях двигательные расстройства могут не проявляться. Но в дальнейшем нейропатия значительно ограничивает физическую активность пациента [5] [7] [16] [17] .

Для повреждения периферической нервной системы характерны основные синдромы:

  • Поражение переднего корешка спинного мозга — приводит к ослаблению или параличу мышц. Возможны судороги и подёргивания.
  • Поражение заднего корешка спинного мозга — проявляется повышенной тактильной чувствительностью, жжением, нарушением спинальных рефлексов, болью в области поражения.
  • Поражение межпозвоночного узла — вызывает жжение, покалывание, снижение болевого порога, интенсивные жгучие боли, обострение герпесвирусной инфекции.
  • Поражение спинального нерва — приводит к расстройствам чувствительности и двигательным нарушениям.
  • Поражение сплетения периферических нервов — вызывает боль, но менее интенсивную, чем при повреждении корешков [16] .
Читайте также:
Народные средства от аллергии: самые эффективные при заложенности носа – 7 лучших рецептов

Патогенез невропатии

К нейропатии могут приводить нарушения обмена веществ и иммунной системы, генетические факторы, инфекционное и токсическое воздействие [1] .

Развитие заболевания при обменных нарушениях, например при сахарном диабете, вызвано чрезмерным накоплением глюкозы в клетке. Гипергликемия приводит к отложению в нервных клетках продукта обмена — сорбитола. Избыток сорбитола нарушает функции клеток периферических нервов. При этом уменьшается выработка мио-инозитола — соединения, влияющего на передачу сигналов в мозге и защиту нервных клеток от повреждения. Всё это приводит к ухудшению регенеративных способностей нервной ткани и снижению её проводимости [9] .

В развитии нейропатии важная роль принадлежит митохондриям (органеллам, обеспечивающих клетку энергией) . Они повреждаются при гипергликемии и приёме противоопухолевых препаратов: паклитаксела, бортезомиба, оксалиплатина. Эти лекарства влияют и на другие внутриклеточные структуры (например микротрубочки, поддерживающие форму клетки ), негативно воздействуют на клеточные процессы и в результате активируют запрограммированную гибель нейронов [9] [15] [18] . Схожие нарушения возникают и у ВИЧ-инфицированных пациентов, принимающих антиретровирусные препараты [9] [15] .

Классификация и стадии развития невропатии

Попытки систематизировать различные виды нейропатии предпринимались многократно как отечественными, так и зарубежными авторами. Но ни одна из классификаций не удовлетворяет всем потребностям клиницистов. Это связано с тем, что к развитию заболевания приводит множество сложных и до конца не изученных факторов [16] .

По одной из классификаций, нейропатии разделяют на следующие группы: [19]

I. Мононевропатии (поражение одного нерва).

  • Травматические мононевропатии — возникают при травмах, ранениях, электротравмах, химических повреждениях.
  • Туннельные синдромы — это ущемление нерва при длительном сдавлении и травматизации в костно-мышечных каналах. К ним относятся: синдром карпального канала (сдавление нерва в области запястья), пронаторный синдром (поражение нерва в плече), синдром кубитального канала (в локте), синдром тарзального канала (сдавление большеберцового нерва), синдром ложа Гийона (сдавление глубокой ветви локтевого нерва) и др.

II. Множественные нейропатии (поражение нескольких отдельных нервов).

  • Моторная мультифокальная нейропатия с блоками проведения — аутоиммунное заболевание, проявляющееся слабостью мышц стоп и кистей.
  • Моторно-сенсорная невропатия с блоками проведения — вызывает поражение не только моторных, но и сенсорных волокон.
  • Множественная невропатия при васкулитах.

III. Полиневропатии (множественные поражения нервной ткани).

1. Наследственные полиневропатии: Шарко — Мари — Тута, синдром Руси — Леви, Дежерина — Сотта и др.

2. Приобретённые полиневропатии.

2.1. Аутоиммунные полиневропатии — возникают при сбое в работе иммунной системы (синдром Гийена — Барре, синдром Миллера — Фишера, хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия, парапротеинемические полиневропатии, паранеопластические полинейропатии).

Синдром Гийена — Барре

2.2. Метаболические полинейропатии — диабетическая, уремическая, печёночная, при системных заболеваниях. Наиболее часто встречается диабетическая нейропатия.

2.2 Вызванные дефицитом витаминов В1, В6, В12.

2.3 Токсические полинейропатии — вызванная алкоголем, лекарствами, отравлением тяжёлыми металлами. Препараты, способные приводить к нейропатии:

    — крайне нейротоксичное средство. Развитие острой нейропатии возникает в 90 % случаев, а хронической — в 50 %. Приём оксалиплатина приводит к жжению, покалыванию, онемению рук, ног и области вокруг рта.
  • Таксен (Палитаксел,Доцетаксел) — вызывает нарушение чувствительности, слабость и боль в мышцах, возможны редкие вегетативные симптомы.
  • Препараты на основе алкалоидов барвинка (Винбластин, Винорелбин, Виндезин, Винкристин) — нарушают функции мочевого пузыря и кишечника, влияют на чувствительность в руках и ногах, ухудшают мелкую моторику, приводят к мышечной слабости и резкому снижению артериального давления.
  • Бортезомиб — нарушает чувствительность, приводит к боли и вегетативным симптомам.
  • Иммуномодулирующие препараты (Талидомид) — провоцирует сенсорные нарушения, преимущественно в нижних конечностях, лёгкие двигательные, желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые расстройства [15][16][18] .

2.4 Инфекционно-токсические — после гриппа, кори, дифтерии, мононуклеоза, поствакцинальные, при ВИЧ-инфекции, лепре.

IV. Поражения сплетений (шейного, верхнего плечевого, нижнего плечевого, пояснично-крестцового).

V. Вертеброгенные поражения нервных корешков (радикулиты).

Несмотря на многообразие причин, вызывающих полинейропатии, по участкам поражения их можно разделить на два вида:

  1. Аксональные — вовлечены нервы с наиболее длинными отростками (аксонами), к ним относится большинство токсических полинейропатий, аксональный тип наследственной моторно-сенсорной полинейропатии. Характеризуются мышечными атрофиями.
  2. Демиелинизирующие — вызваны разрушением миелиновой оболочки, окружающей отростки нервных клеток. Проявляются выпадением сухожильных рефлексов, развитием мышечной слабости без мышечных атрофий [19] .

Осложнения невропатии

Зачастую нейропатия уже является осложнением какого-либо заболевания, например сахарного диабета. У некоторых пациентов, страдающих диабетом, может развиваться диабетическая амиотрофия — асимметричное поражение проксимальных (близких к туловищу) отделов ног с развитием болей и слабости в мышцах [16] [17] [19] .

Если лечение не начато вовремя, нейропатия стремительно прогрессирует. В результате снижается тонус мускулатуры, наступает атрофия мышц и инвалидность. На фоне мышечной слабости случаются падения и травмы. Пациенты утрачивают способность ходить и обслуживать себя. Иногда последствиями полинейропатии становятся полный паралич конечностей или дыхательная недостаточность.

Диагностика невропатии

Неврологи используют различные шкалы для оценки тяжести нейропатии. Универсального опросника, соответствующего всем потребностям клиницистов, не существует. Это связано с различным прогнозом, проявлениями и причинами нейропатии [21] .

Во время обследования оценивают проводимость нерва, учитывая временную динамику [17] . Для диагностики применяют следующие методы:

  • Электромиография (ЭМГ) — регистрация электрической активности в мышце при её сокращении. Позволяет определить характер двигательных расстройств, уточняет степень разрушения нерва и выявляет заболевание до появления симптомов. ЭМГ позволяет провести дифференциальную диагностику невропатии с миастенией, миотонией, миоплегией, полимиозитом [16][17] .
  • Электронейромиография (ЭНМГ) — оценивает прохождение импульса по нервному волокну. ЭНМГ поможет не только выявить расположение поражённых участков, но и определить момент начала патологического процесса [17] .
Читайте также:
Частичная атрофия зрительного нерва: симптомы, лечение, признаки, код МКБ-10, нисходящая, обоих глаз

ЭНМГ нижних конечностей

  • УЗИ — распространённый метод визуализации периферических нервов. Ультразвук поможет выявить нарушения, которые незаметны при электродиагностике. Оценивается изменение диаметра нерва, непрерывность и ухудшение звукопроводимости. УЗИ позволяет обнаружить опухоли периферических нервов, травматические невромы, разрывы, воспаление, демиелинизирующие процессы.
  • МРТ — визуализирует нервы и структуру мягких тканей, выявляет злокачественные опухоли и предоставляет информацию о мышечной атрофии и поражении нервов. МРТ выявляет повреждение нерва в областях, которые трудно исследовать при помощи электродиагностики или ультразвука.

Согласно статистике, УЗИ выявляет мононевропатии или плечевые плексопатии чаще, чем МРТ [20] .

Лечение невропатии

Выбор методов лечения нейропатии зависит от вызвавших её причин:

  • Метаболические нейропатии, в частности диабетическую нейропатию лечат препаратами альфа-липоевой кислоты. Перспективный препарат для терапии диабетических невропатий — канитин. Однако основное лечение при сахарном диабете заключается в контроле уровня глюкозы [6] .
  • При комплексной терапии применяют препараты с витаминами. Высокие дозы принимают не более месяца.
  • При возникновении болевого синдрома используют противосудорожные препараты, трициклические антидепрессанты. Их противоболевое действие связано с блокированием болевого импульса в головном мозге и устранением болевой «памяти». К физическим методам воздействия относят магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез с прозерином, элетростимуляцию ослабленных мышц, иглотерапию [17][16] .
  • Для лечения хронической демиелинизирующей полирадикулониейропатии применяют иммуносупрессивные препараты. Иногда при терапии на первый план выходит уменьшение боли.
  • При синдроме Гийена — Барре необходима госпитализация в многопрофильную больницу с отделением реанимации и интенсивной терапии, в тяжёлых случаях — вентиляция лёгких, мониторинг ЭКГ и артериального давления, введение гепарина для предупреждения тромбоза глубоких вен и лёгочной эмболии. При выраженных болях вводят опиоидные анальгетики, антиконвульсанты, проводят лечебную физкультуру, организуют рациональное (зондовое) питание. Патогенетическая терапия включает использование плазмафереза, введение иммуноглобулинов, кортикостероидную терапию. При синдроме Гийена Барре иммунотерапия ускоряет выздоровление, но не влияет на окончательный прогноз [16][17] .
  • Для достижения долгосрочной ремиссии при системном васкулите, не связанном с вирусами, применяют кортикостероиды и циклофосфамид. Продолжительность терапии кортикостероидами может быть более двух лет [1][17] .
  • Лечение нейропатий, вызванных приёмом противоопухолевых препаратов, является сложной задачей. Общепризнанной профилактической или лечебной стратегии до сих пор не существует [15][18] .

Прогноз. Профилактика

Невропатия зачастую развивается достаточно медленно. Пациенты сообщают о неврологических проявлениях врачу спустя годы после её формирования. О симптомах симметричной полинейропатии лечащий врач узнаёт в среднем через 39 месяцев. В таком случае лечение может быть запоздалым, а повреждение нерва необратимым [5] .

При синдроме Гийена Барре прогноз ухудшают пожилой возраст, быстрое развитие заболевания, потеря аксонов. Восстановление может занять несколько месяцев и быть неполным. Приблизительно у 15 % пациентов с синдромом Гийена Барре сохраняются остаточные параличи [16] [17] .

Васкулитная нейропатия развивается с разной скоростью. Заболевание может протекать как в прогрессирующей хронической форме, так и в рецидивирующей с длительными периодами ремиссии.

Прогноз при сахарном диабете зависит от поддержания оптимального уровня сахара в крови. Приверженность лечению позволяют замедлить развитие нейропатии.

Прогноз после травмы периферической нервной системы плохой. При повреждении эндоневральной трубки (внешнего слоя соединительной ткани, окружающей периферические нервы) пациенты редко восстанавливаются полностью [17] .

После терапии противоопухолевыми средствами нейропатия может сохраняться несколько лет [18] . Обратимость патологии остаётся под вопросом, особенно при приёме противораковых препаратов на основе платины и таксанов. Для уменьшения тяжести симптомов онкологи могут снизить дозировку или прекратить применение нейротоксических противоопухолевых препаратов [15] [18] .

Не все нейропатии можно предотвратить. Однако часть нарушений возможно избежать или отсрочить их появление на несколько лет. Это в первую очередь относится к эндокринным нейропатиям, например диабетической, и нейропатии, вызванной дефицитом витаминов в организме.

Пубертатный период у девочек – признаки и особенности

Пубертатный период у девочек

По статистике, 99 % посетителей сайта baby.ru женщины. Это значит, что вы человек, читающий сейчас эту статью, — знаете о пубертатном периоде примерно… все. Давайте вместо очередного изложения общеизвестных фактов мы сыграем в игру «Знаете ли вы, что». Даже учитывая, что вы все это уже проходили, многое может вас удивить.

Самые первые изменения — самые незаметные

В отличие от мужчин, половые органы женщин расположены в основном внутри тела, и в период полового созревания эти органы начинают меняться одними из первых. Влагалище становится длиннее, а матка и яичники — больше.

Бутоны есть не только у цветов

Один из первых признаков вступления девочки в период пубертата — появление небольших бугорков под сосками. В западной традиции их называют «бутоны». Затем кожа вокруг сосков начинает темнеть и формируется ареола. Формирование молочных желез будет проходить еще годы, прежде чем девушка поймет свой настоящий размер груди.

Половое созревание — история небыстрая

Первые изменения в груди девочки могут появиться в 12 лет, а первая менструация — только в 15. Изменения происходят постепенно, не все сразу, и у молодых женщин они могут продолжаться до 20 лет.

Половое созревание у девочек начинается все раньше и раньше

В 19 веке в Европе средний возраст менархе (первой менструации) составлял 15–17 лет. В наши дни у большинства девочек менструации начинаются в 12 или 13 лет. Ученые объясняют это изменение значительным увеличением числа детей с избыточным весом, а также воздействием фталатов, искусственных химических веществ, содержащихся в пластмассе и парфюмерии и нарушающих работу эндокринной системы.

Читайте также:
Отвар ромашки для грудничка: лечебные свойства и противопоказания

Половое созревание у девочек

Месячные — величина непостоянная

Если у девочки происходит менархе, а затем месячные не наступают в течение нескольких месяцев, это не повод для беспокойства. Месячный цикл может быть нестабильным несколько лет, прежде чем перейдет на постоянный график.

Форма и цвет женских гениталий меняются

Когда девочки проходят период полового созревания, внутренние губы их вульвы часто становятся длиннее или меняют цвет. Формирующаяся взрослая вульва уникальна у каждой женщины, как черты лица, и это совершенно нормально. Также на вульве могут появиться маленькие розовые бугорки, немного похожие на очень мелкие папилломы — папилломы преддверия влагалища.

Уже из названия понятно, что многие годы врачи считали эти бугорки симптомом вируса папилломатоза человека, но последние исследования показали, что это нормальные анатомические черты вульвы.

Чтобы измениться, нужно сначала подрасти

Очевидно, что если вы собираетесь развить грудь и округлые бедра, вам необходимо откладывать жир в этих областях. В начале периода полового созревания девочки набирают вес и становятся выше. Они обычно достигают своего взрослого роста на несколько лет раньше, чем мальчики, поэтому бывают такие неловкие годы, когда девочки выше своих одноклассников.

Изменения при половом созревании у девочек

Одна сторона может расти быстрее, чем другая

В период полового созревания у девочек развивается грудь и растут волосы на лобке и в подмышках. Нередко одна грудь растет быстрее, чем другая, или под одной рукой растет больше волос, чем под другой. В конце полового созревания обе стороны должны выровняться.

Клитор тоже растет

Клитор — это женский пенис или пенис — это мужской клитор? В любом случае так же, как пенис мальчика растет во время полового созревания, так и клитор девочки тоже увеличивается по сравнению с допубертатным. Изменения не так выражены, как у мальчиков, но все же они значительны.

Кровь на простыне в первую брачную ночь не нужна

Девственная плева — это небольшой участок ткани, который частично закрывает отверстие влагалища. В процессе созревания организма девочки она становится все более эластичной. Вопреки распространенному мнению, девственная плева не должна сильно разрываться во время полового акта. Вероятно, возникновение этого устойчивого мифа связано с тем, что в прошлом девочек выдавали замуж гораздо раньше полноценного завершения пубертатного периода. Когда женщина испытывает сексуальное возбуждение, девственная плева растягивается, а если и немного рвется, то быстро заживает.

Гормоны одинаковы для всех

Девочки и мальчики проходят через разные изменения в период полового созревания, но в их организме работают одни и те же гормоны. Часть мозга под названием гипоталамус вырабатывает гормон, регулирующий работу половой системы как у мужчин, так и у женщин. Гипофиз каждого вырабатывает фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) и лютеинизирующий гормон (ЛГ). ФСГ и ЛГ стимулируют яичники (или яички), чтобы те начали вырабатывать эстроген и тестостерон.

У мальчиков и девочек вырабатываются оба гормона. И оба они необходимы для полового созревания. Разница в том, что у девочек вырабатывается гораздо больше эстрогена и совсем немного тестостерона.

Столько всего интересного, не правда ли? Кстати, эти небольшие факты могут стать хорошим поводом начать разговор о надвигающемся пубертате с вашей дочерью. Ведь такая серьезная тема не сможет уместиться в одну беседу. Информацией можно делиться понемногу, создавая привычку постоянного общения, которая поможет вам в дальнейшем обсуждать другие, все более сложные и интимные вопросы.

Видео

* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!

Подростковый кризис

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Читайте также:
Упражнения с валиком для позвоночника: гимнастика японского доктора Фукуцудзи

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

  • скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
  • головокружения, головные боли;
  • слабая концентрация, рассеянное внимание;
  • учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
  • одышка;
  • обморочные состояния;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная возбудимость, расстройства сна.

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

  1. Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
  2. Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
  3. Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

  • Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
  • Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

  • Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
  • Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
  • Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Читайте также:
Тугоухость код по мкб 10: лечение, сенсоневральная, народными средствами, степени, симптомы, инвалидность

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

  • Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
  • Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
  • Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
  • Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
  • Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
  • Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
  • Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

  • Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
  • Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
  • Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
  • Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

  • Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
  • Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
  • Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
  • Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

  • Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
  • Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
  • Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
  • Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
  • Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
  • Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Читайте также:
Упражнения с валиком для позвоночника: гимнастика японского доктора Фукуцудзи

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Пубертат. Ответы на вопросы

Думаю, любой родитель подростка узнал свои жалобы на ребенка. И правда: пубертатный период был выделен в отдельную категорию из-за того, что с детьми происходят достаточно типичные изменения, зачастую вызывающие у родителей страх и злость. Что это за изменения знает любой родитель подростка, да и материала об этом много. Но вот почему они происходят? Как понять, что в голове у ребенка?

Биологический фактор – не единственный, но один из мощнейших в изменениях в подростковом возрасте. В последнее время у науки появляются новые инструменты для исследования работы тела и головного мозга в частности, которые позволяют нам лучше понимать причины того или иного поведения.

Пубертат. Подростковый кризис.

С чего все начинается?

В раннем подростковом возрасте главным биологическим событием является период полового созревания. Уже в 6-9 лет у девочек и в 7-10 лет у мальчиков происходит активация гипоталамо-гипофизарной системы, которая приводит к возникновению вторичных половых признаков (волосы, работа потовых желез, изменение запаха), а несколько лет спустя – к развитию гонад (яичников и семенников), выработке половых клеток, развитию других вторичных половых признаков. Одновременно с этим выделяются гормоны, вызывающие рост и изменений пропорций тела.

Из-за этих изменений на эмоциональном и поведенческом уровне неизбежно возникает половое поведение: биологически обусловленная заинтересованность в противоположном поле, новые сенсорные ощущения (например, ощущение запаха противоположного пола), интерес к темам секса, отношений между мужчинами и женщинами и т.д. Отсюда и «только друзья на уме».

А голова-то где?!

Мозг человека становится «взрослым» примерно к 20 годам. Это означает, что он претерпевает значительные изменения в подростковом возрасте.

Важно знать, что разные области мозга созревают с разной скоростью: сначала развиваются те, которые отвечают за переработку сенсорной информации (т.е. те, которые отвечают за то, чтобы человек видел, слышал, чувствовал вкус, ощущал базовые эмоции и понимал, что он видит, слышит и чувствует) и за контроль над движениями (как мелкой, так и крупной моторикой, за произвольность этих движений). И лишь позднее развиваются те области, которые отвечают за планирование, контроль деятельности, прогнозирование, формирование выводов, абстрактное мышление. На деле это означает, что подросток получает примерно ту же информацию, что и взрослые, но по биологическим причинам не всегда способен ее обработать и воспользоваться ей также, как взрослый.

Также интересными являются данные об изменении состава головного мозга. Много лет считалось, что больше всего серого вещества (т.е. собственно тех клеток, которые и участвуют в мыслительном процессе) в головном мозге у младенцев, а с возрастом его становится все меньше. Сейчас же исследования показывают, что больше всего серого вещества у подростков, и его становится меньше к концу пубертатного периода. Как и почему? По всей видимости, снижается не количество клеток, а количество их связей с другими нервными клетками. Наш мозг создает эти соединения с запасом и те, которые не используются, отмирают. А те, которые остаются, претерпевают процесс миелинизации: клетки и их отростки покрываются электроизолирующим слоем, что ускоряет их проводимость, а значит позволяет быстрее и точнее думать.

Подростковое созревание

Именно из-за этих двух фактов и возникают те особенности в мышлении и поведении подростков, которые мы наблюдаем: им легче обращаться к «заднему мозгу» (к физиологическим ощущениям, эмоциям, сенсорному опыту), нежели чем к «переднему мозгу» (который планирует, делает выводы, контролирует поведение). Когда они это делают, это получается медленно, требует больших энергетических затрат и происходит медленнее, чем у взрослых. А значит, они правда чаще руководствуются эмоциями, правда не видят своих ошибок, правда сложнее рефлексируют, и правда многое знают, но не могут вовремя воспользоваться этими знаниями.

А о риске ты подумал?!

Одним из самых частых поводов для родительского волнения является рискованное, необдуманное поведение подростков в период полового созревания. Но и ему есть биологическое объяснение: исследования показывают, что на вознаграждение среднего и большого размера подростки реагируют в разы сильнее, чем взрослые, и, в отличие от них, практически совсем не радуются вознаграждениям малого размера. Иными словами, чтобы почувствовать удовольствие, подростку необходима сильная стимуляция, в частности, риск. Мы привыкли рассматривать риск как проблему, но на самом деле, если бы люди не рисковали, то они никогда бы не развивались ни в личностном, ни в научном, ни в социальном плане. Без риска невозможно взросление!

Эти и другие данные о биологии подросткового возрасте не оправдывают подростковое поведение, но дают ему объяснение. Чаще всего, подросток действует не назло, не из-за лени, и не из-за собственной глупости.

Руководствуясь этим, родители могут снизить критику, найти в себе силы выслушивать его, начать выстраивать близкие и доверительные отношения, которые, в свою очередь, помогают развиваться мозгу.

Ссылка на основную публикацию