Что должен уметь ребенок в 5 лет мальчик, девочка. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок к пяти годам»

Вашему малышу скоро исполнится 5 лет. Это значит, что у вас появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, многие родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора. Считают его еще маленьким и думают, что впереди у них очень много времени, и что они еще всему успеют научить его, когда ребенок подрастет.

А ребенок именно в этом возрасте испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка впитывает познавательную информацию. Научно доказано, что в дошкольном возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Не упустите эту возможность.

В консультации вы найдете возрастные ориентиры знаний и умений, которыми может и должен овладеть ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.

– ребенок должен усвоить, что множество предметов может состоять из предметов разного цвета, размера, формы;

-уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну;

уметь уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;

– считать до 5, соотносить число и цифру (если ребенок хорошо усваивает материал, можете знакомить его со счетом до 10);

– называть числительные по порядку;

уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине, отражать результат сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные по толщине, высоте, длине, ширине;

– сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);

– устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами по величине и раскладывать их в порядке убывания или нарастания величины, отражать результаты сравнения в речи (красная башенка – самая высокая, оранжевая пониже, розовая – еще ниже, а желтая – самая низкая);

– знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать их (чем похожи, чем отличаются, называть элементы фигур (углы, стороны);

– знать объемные геометрические фигуры: шар, куб, конус;

– соотносить форму предметов с геометрической формой: тарелка – круглой формы, мяч похож на шар и т. д. ;

уметь определять расположение предметов «от себя» : справа, слева, впереди, сзади, посередине, сверху, внизу, далеко, близко;

– знать части суток, их характерные особенности, последовательность (утро – день – вечер – ночь – снова утро и т. д.);

– понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.

– знакомить детей с признаками предметов: уметь определять их цвет, форму, величину, вес, а так же группировать предметы по этим признакам;

– знакомить с материалами, из которых сделаны предметы, их отдельные части и почему именно из этих материалов они сделаны (корпус машины из металла, шины из резины и т. д.);

– знакомить ребенка с разными материалами и их свойствами (металл – твердый, прочный, тяжелый; дерево – легкое, легко режется, горит; пластмасса, стекло, резина и т. д.)

-расширять знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный транспорт);

– знакомить ребенка с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, музеем, людьми, работающими в них, с правилами поведения в общественных местах;

– знакомить ребенка с жизнью в городе и в сельской местности с опорой на опыт ребенка;

– знакомить ребенка с деньгами, возможностями их использования;

– знакомить ребенка с историей разных предметов (игрушки, предметы обихода, техника и т. д., тем, как изменялся, в связи с этим, человеческий труд;

– ребенок должен знать свое имя и фамилию, называть имя, фамилию (желательно и отчество) своих родителей, ближайших родственников;

– знать название родного города, своей страны, столицы Родины, название своей планеты;

– знать свой домашний адрес;

– знакомить ребенка с некоторыми государственными праздниками: Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы;

– знакомить ребенка с названиями основных профессий людей и объяснять им, что делают люди тех или иных профессий (врач лечит, повар готовит еду, шофер водит машину, продавец продает разные товары, парикмахер делает стрижку или прическу и т. д.); знать профессии своих родителей;

– знакомить ребенка с последовательностью времен года, и последовательностью дней недели;

– знакомить ребенка с домашними животными и птицами, с домашними питомцами (аквариумные рыбки, хомячки, волнистые попугайчики и т. д.) и почему они так называются (домашние – потому что о них заботится человек, а дикие животные заботятся о себе сами);

– знакомить с дикими животными своего края и экзотическими;

– знакомить с пресмыкающимися (черепаха, ящерица) их внешним видом, способами передвижения, питанием;

– расширять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей, разные виды жуков);

– расширять знания о фруктах, овощах, ягодах (растущих в нашей местности и с экзотическими, грибах (съедобных и ядовитых);

– знакомить ребенка с травянистыми и комнатными растениями (как называются, как за ними ухаживать);

– ребенок должен знать и узнавать минимум 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, осина и т. д., а так же знакомить с деревьями растущими в других районах нашей страны и в других странах;

– знакомить с птицами наших лесов (синица, воробей, ворона, сорока, снегири, дятел, ласточка, трясогузка, стрижи, кукушка, скворец, свиристель и т. д., ребенок должен различать и называть птиц зимующих и перелетных, подкармливать их зимой, узнавать их следы на снегу или песке;

– рассказывать ребенку об охране растений и животных;

– помогать ребенку замечать сезонные изменения в природе, знакомить с природными явлениями и активизировать эти названия в речи (снегопад, метель, вьюга, ливень, мелкий дождь, моросящий дождь, листопад, дождливо, пасмурно, солнечно, ветрено и т. д.);

Учить и помогать ребенку свободно общаться со взрослыми и сверстниками:

Читайте также:
На коже появились пупырышки и чешутся – что это за прыщи, причины

– обсуждать с ребенком информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;

– слушать ребенка, уточнять ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния, какого-то поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение;

– способствовать развитию любознательности ребенка;

– учить и помогать ребенку доброжелательно общаться со сверстниками, оказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться;

Формировать словарь ребенка:

– расширять представление ребенка о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в собственном опыте ребенка;

– активизировать в речи ребенка название предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;

– учить использовать в речи разные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия;

– вводить и активизировать в речи ребенка существительные, обозначающие профессии и глаголы, характеризующие трудовые действия;

– постоянно упражнять ребенка в умении определять и называть местоположение предмета «от себя» (справа, слева, рядом, около, между, перед собой.);

– помогать ребенку заменять слова «там, туда, такой, этот» на более точные выразительные слова;

– упражнять ребенка в употреблении слов – антонимов (чистый – грязный, светло – темно и т. д.);

– учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, птицы, посуда, игрушки и т. д.);

Формировать звуковую культуру речи:

– закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Помните, к 5 годам у ребенка должно сформироваться произношение всех звуков родного языка. Если этого не случилось, ему нужна помощь логопеда!

– учить ребенка различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук (р – рыба, ручка; б – башня, булка и т. д.);

продолжать работу над дикцией : отчетливо произносить слова и словосочетания, интонационно читать стихи;

Формировать грамматический строй речи:

– учить ребенка согласовывать слова в предложении;

– правильно использовать разные предлоги;

– образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных по аналогии (котенок – котята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата и т. д.);

– употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, волчата – волчат и т. д.);

– правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель);

– напоминать ребенку правильное употребление глаголов повелительного наклонения (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги);

– побуждать ребенка употреблять в речи предложения простые и распространенные;

Формировать связную речь:

– учить ребенка участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;

– развивать умение описывать предмет, картину;

– составлять рассказ по нескольким картинкам в рамках одного сюжета;

– упражнять в пересказе небольших рассказов или наиболее динамичных и выразительных отрывков из сказок;

– регулярно читать ребенку художественные и познавательные книги, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

– развивать у ребенка умение при передаче сюжета располагать изображения на всем листе бумаги;

– направлять внимание ребенка на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже дерева, цветы ниже куста;

– ребенок должен хорошо знать основные цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый, к ним добавляются оттенки основных цветов (темно – синий, светло –зеленый, голубой, оранжевый, коричневый и т. д.);

– знакомить ребенка, как можно получить более светлый оттенок краски (добавить белую краску);

– учить ребенка промывать кисть перед употреблением краски другого цвета (использовать не более 2 красок);

– учить ребенка закрашивать рисунок кистью, проводя линии только в одном направлении (слева направо либо сверху вниз);

– закрашивать рисунок в пределах контура;

– упражнять в рисовании широкой линии всей кистью, а тонкие линии и точки концом кисти;

– упражнять ребенка в умении получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим карандаша;

– знакомить ребенка с народными игрушками, расписанными в дымковском, филимоновском, городецком стиле; расписывать силуэты игрушек, вырезанных из бумаги в стиле этих росписей;

– учить ребенка лепить из разных материалов: пластилина, пластической массы, глины, из соленого теста;

– учить разным приемам лепки: раскатывание пластилина между двух рук, скатывание круглых форм между двумя ладонями круговыми движениями, раскатывать колбаску с одной стороны (на конус, сплющивать разные формы между ладонями и пальцами, вытягивать отдельные части из целого куска (мордочку у лисички или ежа, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички, примазывать детали между собой, сглаживать неровности пальцами, использовать прием вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы, использовать стеку для украшения предмета узором или для добавления некоторых выразительных деталей.

– учить ребенка правильно держать ножницы и пользоваться ими: сначала разрезать по прямой короткие полосы, а затем разрезать длинные полосы по длине и создавать узор из полос разной длины (лесенки, заборчики, скамейка, дерево, кустик и т. д.);

– упражнять в вырезывании круглых форм из квадрата путем скругления углов, а овальных форм из прямоугольников (овощи, фрукты, ягоды, цветы);

– составлять и наклеивать из нескольких крупных и мелких готовых деталей различные предметы;

– учить преобразовывать формы, разрезая их пополам или на 4 части (круг на полукруги, четверти; квадрат на треугольники по диагонали или пополам на прямоугольники).

Помните, что ребенка необходимо учить сохранять правильную позу при рисовании, лепке, аппликации:

• не наклонять низко голову над столом,

• карандаш должен «смотреть» на правое плечо,

• сидеть свободно, не напрягаясь,

• ноги должны стоять на полу.

Приобщение к изобразительному искусству:

– знакомить ребенка с разными жанрами и видами искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура);

– знакомить с архитектурой (дома, различные здания – это архитектурные сооружения; они разные по форме, высоте, длине, сделаны из разных материалов, с разной формой окон, подъездов и т. д.);

– знакомить с профессиями: архитектор рисует проект (план) сооружения, строители строят, композитор сочиняет музыку, а музыкант ее исполняет, художник пишет картины, поэт сочиняет стихи, певец исполняет песню и т. д. ;

Читайте также:
Шампунь от перхоти: названия лучших косметических средств

– обязательно посетить с ребенком библиотеку и рассказать о том, для чего она нужна (это центр хранения книг, созданных писателями и поэтами, кто в ней работает;

Что должен уметь ребенок в 3–4 года? Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в этом возрасте? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько.

Консультация для родителей «Ребёнок должен вырасти здоровым и счастливым человеком!» Ребёнок должен вырасти счастливым и достойным человеком! Ребёнок –это дар природы, который получает практически каждая женщина. Материнский.

Что должен знать ребенок к 2–3 годам Ранний возраст – ответственный этап развития человека, в это время закладывается фундамент личности. Наиболее предпочтительный вид деятельности.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок про Родину?» Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом – это и близкие люди и конкретные вещи, то,.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения» Дорожное движение Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает и будет прогрессировать.

Консультация для родителей «Ребенок должен всегда знать, что его любят» Консультация для родителей. «Ребенок должен всегда знать, что его любят». Все родители хотят вырастить самостоятельных и послушных детей.

Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок перед школой ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК ПЕРЕД ШКОЛОЙ Ребенок должен называть: • ФИО (собственные и родителей, свой домашний.

Памятка для родителей. Что должен знать и уметь ребенок старшей группы (5–6 лет) Ознакомление с окружающим • уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках. • Уметь свободно ориентироваться в помещении.

Протокол родительского собрания «Что должен знать и уметь ребенок 2–3 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ДЕТСКИЙ САД № 2 “ПЧЁЛКА” ГОРОДА АСИНО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Протокол родительского.

Консультация для педагогов и родителей «Ребёнок должен играть!»

Консультация для педагогов и родителей «Ребёнок должен играть!» «Ребёнок должен играть!» Ведущая деятельность детей дома – компьютерные игры и просмотр телепередач, а вот игровая деятельность однообразна,.

Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

фото 1

Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 2

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

фото 3

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.
Читайте также:
Почему ребёнок чешет уши и нужно ли обращаться к врачу

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик

Мальчик

Девочка

Девочка

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

фото 1

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

    (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  1. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  2. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  3. Лепить мелкие детали из пластилина;
  4. Завязывать и развязывать шнурки.

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: памятка для родителей

Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Каждый год жизни ребенка несет определенные изменения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Поэтому родители должны знать, на какие возрастные нормы ориентироваться, чтобы своевременно выявить возможные проблемы.

Содержание статьи:

Читайте также:
Повышенный пролактин. Симптомы у женщин, причины при планировании беременности, лечение

Умственное развитие

умственное развитие ребенка в 5 лет

Пятилетний возраст считается важным этапом в жизни малыша, поскольку в это время уже начинается подготовка к школе. Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно их усваивают. Задача родителей – обеспечить сына или дочь интересными книгами, играми, познавательными детскими фильмами.

Пятилетка должен уметь следующее:

  • отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;
  • последовательно рассказывать о происходящих событиях;
  • придумывать рассказ по сюжетным картинкам;
  • знать все основные цвета;
  • без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках; на текущем занятии не менее 10 минут;
  • знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;
  • знать наизусть несколько стихов.

В этом возрасте основная деятельность малыша – игровая, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Слишком серьезный подход к занятиям может отбить у будущего школьника интерес к учебе.

Развитие речи

развитие речи у детей 5 лет

К пяти года речь малыша становится полностью понятной и связной. Его словарный запас существенно расширяется, фразы и предложения, которые он строит, усложняются. Количество слов в словарном запасе достигает 3 тысяч. В этом возрасте малыш должен уметь:

  • четко и ясно выражать свои мысли, строить связные, логичные предложения;
  • понимать, что подразумевается под обобщающими словами: домашние животные, одежда, мебель и т.п.;
  • знать алфавит (хотя бы половину), называть слова, начинающиеся на каждую знакомую ему букву;
  • отвечать на вопросы сложными, развернутыми фразами;
  • понимать, что такое синонимы и антонимы, уметь их подбирать;
  • иметь живую, выразительную речь, правильно расставлять интонацию;
  • уметь пересказать сказку или фильм, поделиться впечатлениями о произошедшем событии, рассказать о себе.

Если пятилетний ребенок еще не выговаривает все звуки или коверкает их, нужно обратиться к логопеду. До школы необходимо полностью скорректировать речь и исправить все дефекты.

Математика

знание математики в 5 лет

Дети в возрасте пяти лет имеют довольно неплохие математические навыки. В этом возрасте малыш должен уметь:

  • считать от 0 до 10 и обратно;
  • знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать;
  • считать предметы в пределах десяти штук;
  • знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;
  • использовать в речи числительные;
  • проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);
  • уметь называть и рисовать основные геометрические фигуры.

Дети, которые активно занимаются со взрослыми, как правило, хорошо считают не только до 10. Некоторые малыши даже осваивают счет до 100.

Окружающий мир

знания окружающего мира в 5 лет

Дети 5 лет хорошо ориентируются в окружающей реальности и уже имеют много информации о ней. Ребенок в 5 лет должен знать:

  • свои ФИО, а также ФИО родителей и остальных членов семьи;
  • свой возраст, возраст мамы и папы;
  • свой домашний адрес, город и страну;
  • профессию и место работы родителей;
  • правильную последовательность времен года, месяцев, дней недели и времени суток;
  • основные правила дорожного движения;
  • должен уметь различать живую и неживую природу.

Знания об окружающем мире пополняются в процессе общения малыша со взрослыми. Чем больше ответов на свои вопросы получает ребенок, тем лучше он ориентируется в реальности.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка 5 лет

В этом возрасте ребенок активно развивается, социализируется и приобретает знания, которые понадобятся в школе. Он учится выстраивать отношения с окружающими людьми. Ребенок пяти лет уже четко знает, как нужно вести себя со сверстниками и со взрослыми. Умеет контролировать свое поведение и эмоции, высказывать личное мнение.

5-летний ребенок понимает, что у него есть обязанности, которые он должен выполнять, например, убирать игрушки или подметать пол. Он учится управлять своим поведением, концентрируясь на текущей задаче и не отвлекаясь на другие дела.

В этом возрасте у малыша появляется мотивация к учебе, тяга к новым знаниям. Он начинает осознавать, какими качествами характера хочет обладать (сила, смелость, артистизм), может выбирать себе пример для подражания (киногерой или знакомый человек).

Дети-пятилетки четко понимают гендерные отличия, знают особенности мужских и женских ролей.

Навыки самообслуживания

навыки самообслуживания ребенка в 5 лет

Развитие современного ребенка 5 лет позволяет неплохо справляться с различными бытовыми приборами и гаджетами. А вот обычные хозяйственные навыки имеются не у всех детей. Родители обязаны учить сыновей и дочерей самостоятельно обслуживать себя и помогать по дому. Пятилетний ребенок должен уметь:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать все виды застежек;
  • умываться, чистить зубы, мыться под душем;
  • правильно держать в руках столовые приборы;
  • содержать в порядке игрушки и одежду;
  • выполнять несложные поручения (достать белье из стиральной машины, покормить кошку, полить цветок);
  • иметь элементарные навыки сервировки стола;
  • помогать украшать квартиру к празднику.

Ребенок в 5 лет должен уметь помогать по дому. Задача взрослых – не отвергать его помощь, а всячески ее поощрять, даже если у малыша не все получается.

Изобразительная деятельность

изобразительная деятельность в 5 лет

В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные), делать рисунки к рассказам и фильмам. В 5 лет дети должны уметь:

  • уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);
  • нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;
  • соблюдать пропорции на рисунке;
  • рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;
  • лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;
  • вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.

Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.

Логическое мышление

логическое мышление у детей 5 лет

Пятилетние дети уже умеют логически рассуждать и видеть причинно-следственную связь многих явлений. В этом возрасте ребенок должен уметь:

  • находить лишний предмет в группе подобных и объяснять свой выбор;
  • выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;
  • придумывать логическое продолжение начатого рассказа;
  • соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);
  • дорисовывать недостающие элементы на картинке.

Существует множество игр на развитие логики, которые можно предложить дошкольнику. Они необходимы не только для будущего обучения в школе, но и для лучшего понимания окружающей действительности.

Читайте также:
Юнидокс Солютаб при простатите: для чего и как использовать данный препарат

Физическое развитие

физическое развитие в 5 лет

В возрасте 5 лет малыш отлично координирует свои движения и держит равновесие. Он становится очень активным, с удовольствием осваивает всевозможные спортивные снаряды. Пятилетка должен уметь:

  • пробежать расстояние 40–50 метров без остановки;
  • уверенно ходить по гимнастической доске;
  • ловить мяч в воздухе, забрасывать его в цель;
  • прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;
  • висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;
  • прыгать на скакалке.

Детей этого возраста уже можно учить кататься на двухколесном велосипеде, играть в футбол, теннис, хоккей.

Мелкая моторика

развитие мелкой моторики в 5 лет

Пятилетний ребенок вполне уверенно манипулирует не только крупными, но и мелкими предметами. В этом возрасте он должен уметь делать следующее:

  • вырезать бумажные фигуры точно по контуру;
  • раскрашивать картинки, не вылезая за контурную линию;
  • ровно складывать бумажный лист в два-четыре раза;
  • переводить рисунки через кальку или копирку;
  • бить молотком по гвоздю;
  • собирать конструктор;
  • завязывать шнурки.

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на память, внимание и мышление, поэтому данному виду деятельности нужно обязательно уделять внимание.

Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:

  • уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;
  • быть активным на занятиях;
  • адекватно реагировать на те или иные ситуации;
  • проявлять любознательность и желание познавать мир;
  • знать основные сведения о себе, своей семье;
  • иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;
  • уметь самостоятельно обслуживать себя;
  • знать основные правила безопасности.

Эта небольшая памятка для родителей с минимальным набором необходимых малышу знаний и умений поможет при подготовке к школе.

Отличия в развитии мальчиков и девочек в 5 лет

Пятилетние дети уже четко знают свою половую принадлежность и понимают различия между мальчиками и девочками. Начиная с этого возраста девочки опережают в развитии мальчиков. Этот дисбаланс длится до подросткового возраста, затем исчезает.

Выводы

Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности.

Если вы хотите подготовить своего малыша к школе и адаптировать к социуму, обращайтесь в наши детские развивающие центры. Грамотные преподаватели помогут раскрыть таланты ребенка, опираясь на его индивидуальные особенности.

Что должен уметь ребенок 5 лет: основные навыки и умения мальчиков и девочек

Многие родители по достижении их ребенком 5-летнего возраста начинают готовить его к школе. В связи с этим у мам и пап возникают сомнения по поводу навыков и знаний своего чада. Одним кажется, что малыш очень мало знает, а другие уверены в его исключительных способностях. Для того чтобы не переусердствовать в стараниях или не пропустить важные пункты развития, необходимо знать, что должен уметь ребенок в 5 полных лет.

Основные умения и навыки ребенка 5 лет

В этом возрасте дети становятся очень любознательными. Они готовы впитывать различные знания, изобретать новые приспособления для своих игрушек и сочинять собственные истории. При этом малыши проявляют самостоятельность и выражают желание помогать взрослым. В пять лет ребенок должен хорошо освоить основные умения и навыки:

  • Использование столовых приборов. Дошкольник не только должен уверенно держать ложку и вилку, но и понимать, для каких блюд они применяются. Он должен уметь разделить большой кусок пищи на маленькие, переложить еду из одной тарелки в другую.
  • Уход за своим телом. К данному пункту относятся чистка зубов, мытье рук, намыливание и смывание гигиенических средств с туловища, обтирание полотенцем.
  • Одевание и снимание одежды. Для нормально развивающегося ребенка не составляет трудности самостоятельно одеться и раздеться. Он знает, в каком порядке одеваться (сначала нижнее белье, потом штаны и футболка и т. д.).
  • Внятная речь. Дети умеют говорить предложениями по 6-8 слов. Их речь осмысленная, они могут объяснить, что их беспокоит.
  • Ролевые игры. Дети могут играть группами, распределяя роли для каждого участника.
  • Использование карандашей, ручек, ножниц. Ребенок не только должен правильно держать канцелярские принадлежности, но и уметь нарисовать и вырезать фигуру.
  • Уверенная координация движений. В этом возрасте ребенок бегает и прыгает, ходит по лестнице с предметами в руках.

Физическое развитие детей

У многих детей в данный период происходит резкий скачок в росте. В связи с этим очень важно соблюдать режим дня питания. К этому возрасту будущие мужчины, как правило, выше девочек, грудная клетка также немного шире. Основные физиологические параметры детей отражены в таблице.

ПолРост, смМасса тела, кгШирина грудной клетки, см
Девочки102-11115,4-1951,6-56,6
Мальчики106-11616-19,752-57

Дети в этом возрасте очень подвижны. Главные показатели их развития – двигательные навыки и мелкая моторика. Малыш должен уметь:

  • бегать в быстром режиме без остановки и особых усилий не менее 1-1,5 минут;
  • пробегать расстояние 200 м;
  • стоять и подпрыгивать на одной ноге;
  • прыгать с возвышения 20-40 см;
  • сохранять равновесие при передвижении по скамье шириной 25 см;
  • перепрыгивать и перешагивать через линии и невысокие преграды;
  • лазать по спортивной лесенке;
  • ловить мяч или более мелкие предметы, подброшенные вверх;
  • бросать предметы поочередно разными руками на расстояние 3-6 м;
  • кидать мяч в цель, отдаленную на 2 м;
  • дошкольников можно научить кататься на двухколесном велосипеде (подробнее в статье: как быстро научить ребенка ездить на двухколесном велосипеде?).

Важное значение при подготовке к школе приобретает мелкая моторика рук. Дети должны уметь правильно держать ручку и карандаши, заштриховывать и разрисовывать фигуры, проводить прямые линии, обводить нарисованные контуры.

В 5 лет развитый ребенок умеет складывать пазлы, собирать из конструктора различные фигуры, выкладывать аппликацию по предложенному образцу, срисовывать несложные рисунки и рисовать геометрические фигуры. В домашних условиях моторике помогают развивающие игры.

Умственное развитие

Дети учатся анализировать происходящее вокруг и высказывать свое мнение. Они готовы воспринимать новую информацию, поэтому в этот период важно развивать умственные способности будущего школьника в детском саду или дома. Ребенок должен уметь:

  • считать от 1 до 10;
  • знать, чем отличаются простые геометрические фигуры, называть их;
  • сравнивать количество предметов;
  • описывать расположение предметов по отношению друг к другу и к себе;
  • пользоваться знаками «+», «-», «=»;
  • правильно произносить все звуки (исключение «р»);
  • описывать произошедшие с ним события, составлять короткие рассказы;
  • создавать описание картинки при помощи связанных предложений;
  • запоминать короткие стихи, считалочки, поговорки;
  • распознавать основные цвета и оттенки;
  • называть по порядку дни недели, месяцы, времена года;
  • назвать свои личные данные (фамилию, имя, адрес проживания, имена родителей);
  • находить отличия на развивающих картинках;
  • называть овощи и фрукты;
  • отличия между днем и ночью;
  • правильно переходить дорогу.
Читайте также:
Ребенок на морозе прилип к металлу языком – первая помощь

Многие дети в этом возрасте начинают читать по слогам и выполнять простые задания. Также для ребенка в 5-6 лет не составляет труда запоминать иностранные слова, которые он неоднократно слышал. Если родители начинают готовить малыша к школе, необходимо учитывать, что пятилетние дети основную часть информации усваивают в игровой форме, поэтому все задания предпочтительнее проводить в форме игры, а не школьного урока. Нельзя насильно заставлять учиться и ругать за допущенные ошибки.

Бытовые навыки

В современном мире высоких технологий дети быстро овладевают навыкам пользования компьютером, планшетом, мобильным телефоном, телевизором. Однако в этом возрасте особое внимание необходимо уделить простым бытовым умениям.

Если ребенок к пяти годам не научился убирать за собой игрушки или застилать постель, самое время научить его этому. Нужно, чтобы малыш знал, откуда он взял предмет и куда его нужно положить. Для обучения ребенка следует несколько раз показать, как это делает мама. За старания ребенка всегда нужно хвалить, несмотря на то, что результаты будут далеки от идеала.

Необходимо приобщать дошкольника к уборке в доме. Следует ему дать простое задание – вытереть пыль или полить цветы. Для развития интереса к уходу за домашними растениями можно завести комнатный цветок, за которым будет присматривать только ребенок. Ему будет интересно наблюдать, как благодаря его стараниям вырастают новые листочки.

К 5 годам малыш должен научиться аккуратно вешать свои вещи на стульчик. Для его рубашек и футболок нужно приобрести небольшой стул, до спинки которого он сможет легко дотянуться. Ребенка необходимо приучить самостоятельно расчесывать волосы утром и перед сном. Дошкольники должны обладать умением завязывать себе шнурки.

Если ребенок проявляет интерес к кулинарии, следует его поощрять. Ребенок в 5 лет сможет самостоятельно сделать себе и родителям бутерброды из предварительно нарезанных продуктов. Во время готовки малыш сумеет просеять муку, подать маме ложку или миску.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетки должны уметь взаимодействовать в коллективе. Они легко входят в контакт, как со своими сверстниками, так и со старшими детьми и взрослыми. 5 лет – это возраст, когда ребенку будет комфортно в различных кружках и секциях. В этот период дети понимают, что есть малыши младше, требующие особой защиты и заботы.

Дети в 5 лет способны запомнить, в каких магазинах родители приобретают различные товары. Они осознают, что продукты покупают за деньги, знают, что такое сдача, цена. В этом возрасте можно приобрести ребенку первую копилку.

В эмоциональном развитии ребенка 5 лет также происходят большие изменения. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Умеют сдерживать эмоции, мало спорят и не капризничают. В этот период начинает формироваться характер. Становится понятным, будет ли ребенок застенчивым.

Однако в 5 лет у родителей есть возможность бороться со стеснительностью дошкольника, чтобы облегчить ему адаптацию к школе. Для этого следует предлагать ему игры, к которым взрослый легко способен привлечь других детей.

У ребенка проявляются чувства справедливости и сострадания, симпатия и антипатия. Он может пожалеть бездомного щенка или заступиться за слабого товарища. При этом малыш болезненно реагирует на несправедливую критику или замечания от родителей при посторонних людях. В связи с этим, необходимо осуществлять воспитательный процесс без свидетелей.

Развитие девочек и мальчиков

К пяти годам дети хорошо осознают свою половую принадлежность. Как мальчики, так и девочки негативно реагируют, если кто-либо выскажет сомнение в их принадлежности к определенному полу.

В этом возрасте дети начинают четко очерчивать круг мужских и женских обязанностей, девчоночьи и мальчишеские игрушки. Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам. Им больше нравятся ролевые игры, в которых они ассоциируют себя со взрослыми персонажами.

Девочки предпочитают играть с различными игрушками. В играх они используют привычную модель жизни и семьи. Играя, девочка нередко представляет себя в роли мамы, ребенком при этом становится любимая кукла.

Примером для мальчика является отец или дедушка, а для девочки – мать или бабушка. Девочка наблюдает за поведением мамы, старается подражать ее манерам, что отражается на играх. Мальчики повторяют многие действия отца. Однако немалое влияние также оказывают окружающие. Пятилетние дети запоминают поведение взрослых и переносят усвоенную модель в круг своих сверстников.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Памятка для родителей: «Что должен знать и уметь ребенок 5 лет»
материал (старшая группа)

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

Различать и называть части суток;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

Знать правую и левую руку;

Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

Читайте также:
Эрозия шейки матки — причины, симптомы, возможные последствия

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Художественно – эстетическое развитие:

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать «вежливые» слова;

Иметь представление о работе своих родителей;

Знать название своей Родины;

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;

Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Иметь представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;

Лазать по лесенки – стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

Кататься на двухколёсном велосипеде;

Ориентироваться в пространстве.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей “Что должен знать и уметь ребенок для успешного начала обучения в школе”

Краткая подборка материала для проверки готовности к школьному обучению детей с ЗПР подготовильной группы.

Памятка для родителей “Что должен знать и уметь ребенок к 5 годам”

рекомендации для родителей.

Памятка для родителей, что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет

К 4-5 годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. К этому возрасту детки полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. Отмечается активное ра.

Памятка для родителей: “Что должен знать и уметь ребенок к 3 годам”

Памятка для родителей: “Что должен знать и уметь ребенок к 3 годам”.

Памятка для родителей “Что должен знать и уметь ребенок пятого года жизни”

Информация памятки знакомит родителей с тем, какими необходимыми умениями и навыками при освоении образовательных областей должен владеть их ребенок к концу среднего возраста.

Памятка для родителей “Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет”

Ребенок в возрасте 5-6 лет заметно меняется. У него развивается ловкость икоординация движений. Объем памяти возрастает, начинает складыватьсяпроизвольное запоминание. Активно развивается логическое м.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет

Вашему малышу 2 – 3 года. Значит, появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформиро.

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте

5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.

1. Физическое развитие

Физическое развитие в 5 лет

Рост и вес детей 5 лет
МальчикиДевочки
Рост (см)
110,0109,4
Вес (кг)
18,318,2

Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.

1.1 Моторное развитие

Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.

Перестраиваются сердечно — сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.

1.2 Навыки самообслуживания

К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.

2. Физическое развитие

Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.

Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.

ДевочкиМальчики
— мыслят более точно и целостно;
— больше конкретизируют;
— внушаемы;
— тщательны в мелочах;
— подробно излагают;
— субъективны в оценках произошедшего;
— все неизвестное вызывает настороженность;
— при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации.
— видят суть;
— производят обобщения;
— любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное;
— почти не обращают внимания на качество выполнения;
— незнакомые ситуации воспринимают позитивно;
— любят разнообразие;
слабо организованы.
Читайте также:
Что есть при поносе взрослому человеку. Что можно и нельзя при диарее. Список
ДевочкиМальчики
— имеет предметно-оценочный характер;
— наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями.
— наполнена глаголами и междометиями;
— используются обобщения.

В применении норм поведения:

ДевочкиМальчики
— с удовольствием подчиняются общепринятым правилам;
— любят подражать авторитетным для них взрослым;
— любят брать на себя роль наставников;
— быстро адаптируются к новой обстановке.
— не придерживаются авторитетов;
— преобразовывают все вокруг себя;
— неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности.

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

3.1 В области «Окружающий мир»

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
  • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
  • о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
  • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.
  • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

3.2 В области элементарной математики:

К пяти годам ребенок научился:

  • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
  • называть времена года, их признаки, последовательность.
Чему следует научиться.
  • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
  • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
  • о еще одной геометрической фигуре – овал.
  • уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
  • отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
  • познакомиться с цифрами от 1 до 9;
  • понимать, как составить число 5 из единиц;
  • соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
  • выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
  • сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
  • проверять сравнение путем наложения и приложения;
  • ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
  • называть времена года, части суток, дни недели.

В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.

ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.

3.3 В области развития речи

К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!

Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.

  • называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
  • рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
  • заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
  • исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
  • составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
  • подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
  • определять место звука в слове;
  • сравнивать слова по длительности;
  • на слух определять слово с заданным звуком;
  • принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
  • высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
  • в разговоре использует все части речи;
  • подбирает к заданному существительному прилагательные;
  • находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).

Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

  • «Подбери вопрос — кто? или что?» на определение живого и неживого;
  • «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
  • «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
  • «Письмо бабушке» — составление связного рассказа;
  • «Огород» — классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
  • «Подбери красивые слова» — подобрать прилагательные к существительному «яблоко» — красное, круглое, вкусное, полезное;
  • «Путешествие в азбуку» — знакомство с буквами.

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.

Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.

Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.

4. Социализация

Социализация ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.

Читайте также:
Синдром медиопателлярной складки коленного сустава: гипертрофия, утолщение, резекция, лечение и удаление

Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.

Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.

Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:

  • собрать постель;
  • посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
  • оплата мелких покупок;
  • уход за питомцами (кормление и уборка);
  • помощь в сервировке стола;
  • помощь в уборке чистого белья в шкаф;
  • полив домашних растений;
  • умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.

5. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в 5 лет

Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.

В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).

Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.

Юный художник может:

  • задумывать сюжет и название своему рисунку;
  • пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
  • использовать цвет для передачи настроения;
  • передавать форму и цвет предметов в рисунке;
  • композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
  • смешивать цвета;
  • ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
  • конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
  • соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.

6. Музыкальное творчество

Музыкальное творчество ребенка в 5 лет

Музыка вызывает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, народные песни.

Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением характер музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».

Пятилетки играют на детских музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Яркой иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.

7. Режим дня

Режим дня детей в 5 лет

Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).

8:00-8:15пробуждение, гигиенические процедуры
8:15-8:45утренняя зарядка
8:45-9:15завтрак
9:15-10:30развивающие занятия
10:30-12:00прогулка
12:00-12:30подготовка к обеду
12:30-13:00обед
13:00-15:00сон
15:00-15:30подъем, одевание, гигиенические процедуры
15:30-16:00игры, общение с взрослыми
16:00-16:30полдник
16:30-18:30прогулка
18:30-19:00игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов
19:00-19:30ужин
19:30-20:30общение с взрослыми, чтение книг, игры
20:30-21:30водные процедуры, подготовка ко сну
21:30-8:00ночной сон

8. Питание

Питание ребенка в 5 лет

Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.

Примерное меню на 3 дня

Понедельник

Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.

Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.

Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.

Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.

Вторник

Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.

Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.

Полдник: пирожок с повидлом, молоко.

Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.

Среда

Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.

Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.

Полдник: ватрушка, молоко.

Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.

Что почитать

На нашем сайте есть много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:

Что должен уметь ребенок в 5 лет мальчик, девочка. Тесты, таблица, карта развития, памятка для родителей

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Что должен уметь ребенок в 5 лет, и на какие нормы ориентироваться родителям, заботясь о познавательном развитии своих детей?

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

Уровень развития 5-летних детей может существенно отличаться. Один ребенок в этом возрасте уже умеет читать и демонстрирует недюжинную осведомленность, а другой едва знает буквы и оперирует числами только в пределах десяти. Что должен уметь ребенок в 5 лет, и на какие нормы ориентироваться родителям, заботясь о познавательном развитии своих детей?

Особенности развития детей 5 лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Достижения в 5 лет

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Читайте также:
Синдром медиопателлярной складки коленного сустава: гипертрофия, утолщение, резекция, лечение и удаление

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Что должны уметь дети в 5 лет

В среднем дошкольном возрасте уже несложно провести диагностику, чему научился ребенок, на каком уровне находится развитие познавательных процессов. Взрослым важно помнить, что любое тестовое задание нужно преподносить 5-летним детям в игровой форме. За норму принимают средние показатели, обобщенные на основе психологических исследований.

Знания и умения познавательного характера

Осведомленность

1.Может рассказать о себе и своих родителях (имя, фамилия, кем работают). Знает свой адрес, название города/поселка/деревни. Знает, в какой стране живет.

2.Различает времена года и называет их признаки. Перечисляет все дни недели в принятой последовательности и почти все месяцы.

3.Верно определяет актуальное время суток и ориентируется, как происходит смена суточных периодов (утро-день-вечер-ночь).

4.Правильно называет многие пары животных и их малышей (собака – щенок, корова – теленок и пр.)

5.Дает описание всех предметов обихода, популярных растений («ложка – то, чем едят», «роза – красивый цветок с колючками» и т.д.).

6.Осведомлен в основных профессиях (врач, водитель, учитель, продавец, строитель и пр.)

7.Отличает возможное от нереального. Верно трактует картинки-небылицы: «Так не бывает», «Это неправильно», «Очень смешно». Поясняет, что должно быть изображено на картинке.

Воспринимаем-мыслим

Восприятие

1.Уверенно выделяет следующие признаки: цвет и форма. Для проверки предлагайте ребенку собрать все детали треугольной (квадратной) формы, выбрать или указать на картинке предметы определенного цвета.

2.Демонстрирует восприятие пространства – понимает и употребляет в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади», «напротив», «рядом» и т.п.

3.Складывает картинку из четырех частей, причем делает это методом зрительного соотнесения. Только в сложных случаях (когда изображен неизвестный ему предмет) прибегает к методу проб.

Память

1.Предложите ребенку послушать и запомнить слова. Слуховая память ребенка соответствует норме, если из 10 простых слов он запоминает и воспроизводит 6-7.

2.Разложите пять небольших предметов. Пусть дошкольник на них внимательно посмотрит, а потом отвернется. Поменяйте два предмета местами. Зрительная память соответствует возрастным нормативам, если, посмотрев вновь на набор предметов, ребенок сможет восстановить прежнюю раскладку.

Мышление

1.Выделяет признаки каждого времени года и времени суток.

2.Из четырех специально подобранных изображений исключает лишнее (например, яблоко, груша, слива, огурец) и поясняет, почему не подходит этот объект к группе.

3.Называет обобщающее понятие для группы слов. Знает понятия овощи, фрукты, посуда, транспорт, мебель, продукты, одежда, домашние и дикие животные, птицы, цветы и пр.

4.Устанавливает логические связи между парами понятий, рассматривая соответствующие изображения на карточках. Например, птица – дерево, варежки – лыжи, заяц – морковка.

5.Находит сходство и отличие между двумя подобными изображениями или реальными предметами, отмечая существенные признаки. (Чем похожи стол и стул? Чем отличаются?)

Речевое развитие

1.Пересказывает содержание услышанной сказки или детского рассказа.

2.Ребенок 5-ти лет использует все части речи. Чтобы проверить активный словарный запас, покажите ему серию картинок, связанных единым динамичным сюжетом (5-6 картинок). После двухминутного рассматривания предложите ребенку составить рассказ по картинкам. Обратите внимание на наличие в детской речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, союзов и предлогов. В соответствии с нормативами перечисленные части речи должны присутствовать.

3.Образовывает форму множественного числа на основе единственного и наоборот (стул – стулья, деревья – дерево).

Математические умения

1.Знает все цифры, умеет считать от 1 до 9 и в обратном порядке.

2.Понимает количественное соотношение больше-меньше. Умеет выравнивать количество предметов в двух наборах, добавляя или убирая предметы из соответствующего набора.

3.Умеет использовать порядковые числительные: первый, второй, третий…

4.Знает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Моторно-двигательные умения

Дошкольники среднего возраста уверенно пользуются ручкой и карандашом. Они раскрашивают изображения, соблюдая контуры. Могут проводить линию в нарисованных дорожках-лабиринтах так, чтобы не касаться стенок лабиринта.

Пятилетний ребенок должен уметь нарисовать треугольник или четырехугольник, ориентируясь на образец.

Что должны уметь дети рисовать в 5 лет

Пятилетний ребенок правильно использует пространство листа. Выделяет верх и низ рисунка, появляется композиция изображения – дом и человек рядом, солнышко находится в небе и пр.

Рисование

Рисуя человека, дошкольник обязательно изображает основные части тела. Уже есть тело и руки, а не только голова и ноги, как рисуют 3-летние малыши. Туловище изображают в форме прямоугольника или треугольника, а руки и ноги – линиями, не передавая объема.

В этом возрасте дети начинают идентифицировать нарисованного человечка по полу. Изображению девочки дорисовывают подобие косичек или бантиков. Мальчиков изображают со специфической торчащей «прической».

Выявляя умения пятилетнего ребенка, важно учитывать возрастную особенность, связанную с непроизвольностью психических процессов. Дошкольники будут показывать результаты, соответствующие их уровню развития, только в том случае, если задания вызывают у них интерес. По этой причине всем тестовые упражнения необходимо проводить в форме игры.

Ссылка на основную публикацию