Псевдобульбарная дизартрия: характеристика, симптомы и причины

Псевдобульбарная дизартрия у детей: формы, симптомы, лечение и коррекция

Псевдобульбарная дизартрия – это заболевание, сопровождаемое нарушением речи, которое вызвано ухудшением иннервации артикуляционных мышц из-за поражения проводящих кортико-бульбарных трактов. Патология проявляется затруднительным произношением звуков и слов на фоне слабо выраженной мимики, спазма артикуляционных мышц, а также сопровождается затруднительным глотанием пищи.

Псевдобульбарная дизартрия развивается у детей, которые при родах, в раннем детстве, внутриутробном периоде перенесли органическое поражение мозга, вызванное энцефалитом, опухолью, травмой, интоксикацией. Результатом становится псевдобульбарный парез или паралич из-за поражения проводящих путей, направляющихся к ядрам языкоглоточного, подъязычного, блуждающего периферических нервов от коры головного мозга.

Клиническая картина относительно артикуляционной и мимической мускулатуры напоминает бульбарное поражение, однако в данной ситуации шансов успешно провести речевую коррекцию гораздо больше. Логопедическое воздействие осуществляется последовательно с параллельным проведением терапии основного заболевания и восстановительным лечением.

Дизартрия у мальчика

Описание

Псевдобульбарная дизартрия проявляется увеличением тонуса в мышцах артикуляции по типу спастичности. В более редких случаях при нарушении объема произвольных движений отмечается небольшое понижение или слабо выраженное повышение тонуса мышц в виде паретической формы. Патогенез обеих разновидностей патологии сопряжен с ослаблением активности мышц артикуляционного аппарата или почти полным отсутствием их функционирования.

При этом сохраняется выполнение автоматических рефлекторных движений, наблюдается усиление небного, глоточного и рефлексов орального автоматизма. Фиксируется симптом синкинезии, напряженность и оттянутость кзади языка, спинка которого закруглена, закрывая вход в глотку. Произвольная двигательная активность языка ограничена, больному сложно его держать по средней линии при показывании врачу.

Всегда при псевдобульбарной дизартрии в первую очередь наблюдаются нарушения дифференцированных и сложных произвольных движений артикуляционного аппарата при одновременном сохранении непроизвольных движений. Например, больные дети могут облизывать губы во время еды, произносить звонкие звуки при плаче, хотя в других ситуациях они этого делать не могут.

Девочка облизывает губы

Классификация

Различать заболевание принято по двум основным направлениям: по характеру двигательных нарушений (спастическая, паретическая, смешанная) и степени выраженности отклонений (легкая, средняя, тяжелая).

Спастическая форма выражается напряженностью дыхательных мышц и мышцы губы, спастическим парезом языка, ухудшением тонуса мягкого неба. При этом речь становится монотонной, имеющей назальный оттенок. Между периодом дыхания, формированием голоса, артикулированием отмечается продолжительный латентный период. Артикуляция беззвучная, в речевой мускулатуре нет продолжительного покоя, движение языка ограничено, губы спазмированы, наблюдается напряженная улыбка. Глотательные, сосущие движения нарушены. Дыхание аритмичное, выдох слабый, короткий. Периодически можно слышать на выдохе речь. Темп ее бывает быстрым, но без постоянного ритма. Дети говорят от спазма к спазму, употребляя намеренно короткие фразы. Четко разобрать подобную речь бывает очень проблематично, что зависит от силы голоса. Смысловые звуковые свойства не нарушены.

Паретическая форма возникает прежде всего при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры, хотя во время произвольного движения отмечается нарастание тонуса. Сохраняется парез губной, язычной мышцы, неба. Больному бывает сложно переключиться с одного на другое движение, то есть сменить позу. Движения артикуляционного аппарата и дыхания асинхронны. Возможны оральная синкинезия и повышенное слюноотделение. Вдох бывает коротким, выдох – слабым. Отмечается тихий, слабый голос. Отдельные звуки могут хорошо произноситься, но во время разговора они смазаны. Пища употребляется, но есть изменение координации жевательных движений.

При смешанной форме, которая диагностируется чаще всего, у одной группы мышц наблюдается повышенный тонус (губ, щек), а у языка – расслабленность.

Классификация учитывает различную степень нарушения артикуляционной и речевой моторики. Всего их выделяют три:

  1. Легкая степень – основным дефектом тут бывает нарушение фонетической составляющей речи.
  2. Средняя степень – присутствует амимичность, то есть отсутствует активность мимической мускулатуры. У детей не получается вытянуть губы, надуть щеки, сомкнуть плотно губы. Наблюдается выраженный дефект произношения, невнятная речь. У ребенка поздно развивается речь (ближе к дошкольному периоду – 5-6 годам). Из-за этого дети просто не успевают набраться достаточного опыта речевого общения. Ребенку очень сложно бывает не только общаться со сверстниками, но и успешно проходить курс обучения по школьной программе. Современные специализированные школы обладают всеми возможностями полноценной учебы школьников с данной патологией, проявляющейся выраженными нарушениями речи. К каждому ученику здесь применяется персональный подход.
  3. Тяжелая степень или анартрия, когда диагностируется глубокое мышечное поражение, сопряженное с полным бездействием речевого аппарата.

Занятия с логопедом

Проявления заболевания

Отклонения в речевой моторике

  1. Изменение амплитуды движений – они становятся незавершенными или невозможными совсем.
  2. Изменена динамическая организация речи – замедленные движения, смена мышечного тонуса с повышенного на пониженный.
  3. Фактор нарушения скорости речи, которая становится невнятной, смазанной.
  4. Усиление истощаемости артикуляционных движений, которые становятся неточными, неполными, и каждая артикуляционная поза начинает выполняться не по одному разу.
  5. Симптоматика включает изменение тонуса мышц в артикуляционной мускулатуре, что неизбежно приводит к ухудшению звукопроизношения.
  6. Дизартрия псевдобульбарная у детей – это прежде всего ухудшение произношения звуков переднеязычных, например, “д”, “т”, “н” и так далее в сочетании с плохим произношением других групп звуков.

Непроизвольные движения у детей могут быть трех разных типов:

  • гиперкинезы – насильственные автоматические движения, вызванные самопроизвольных сокращением мускулатуры, которое происходит в покое и движении;
  • тремор – ритмичные короткие подергивания разных частей тела (конечности, голова, язык);
  • синкинезии – дополнительная двигательная активность, добавляющаяся к произвольным.

Нарушение общей моторики

Мышечный аппарат всего организма часто приобретает склонность к гиперкинезам, сопровождаемым нарушением координации движения. Такой ребенок менее ловок по сравнению со сверстниками, ходить начинает поздно. На восстановительном этапе сбалансировать состояние помогает массаж, ритмика, ЛФК, логоритмика. Со стороны мимических мышц наблюдается проблематичное движение вверху лица, сглаженность внизу носогубных складок.

Читайте также:
Эрозия шейки матки — причины, симптомы, возможные последствия

В качестве вторичного проявления отмечается нарушение ощущений относительно движений органов артикуляции. Таким детям свойственно нарушение речевого дыхания:

  • Недостаточная сила выдоха.
  • Маленькая жизненная емкость легких.
  • Увеличение мышечного тонуса в области грудной клетки.
  • Избыточная выработка слюны.
  • Выраженное ускорение выдоха.

У детей с псевдобульбарной дизартрией возможны нарушениях зрительного восприятия, пространственной координации. Работа по логопедической коррекции у таких пациентов всегда проводится комплексно с составлением подробного плана, учитывающего медикаментозное лечение и назначение физиотерапевтических процедур.

Ребенок у врача

Диагностические методы

Правильной диагностике способствует сочетанное использование логопедического, неврологического обследования, проведение нейровизуализации, ультразвукового исследования мозгового кровообращения.

Предусмотрено проведение специальных проб, позволяющих оценить уровень звукового анализа у дизартриков. Больной не может отобрать правильно фото, у которых название начинается с заданного звука, предложить слово, содержащее конкретный звук, провести звуковой анализ состава слова.

Если ребенка с псевдобульбарной дизартрией попросить отобрать картинки с локализацией в названии слова звука “б”, он будет откладывать “подушку”, “барабан”, “банку”, “пилу”. При более хорошем произношении ошибок допускается не так много. Например, на звук “с” отбираются картинки “оса”, “сумка”, “самолет”. При анартрии подобный звуковой анализ становится недоступным. Опытный специалист сможет быстро дифференцировать ПБД и с другой патологией, имеющей схожую симптоматику, исключить ДЦП.

Лечебные мероприятия и коррекция

Поскольку заболевание не является самостоятельным и бывает при разных расстройствах нервной системы, перечень и порядок использования лечебных мероприятий определяется только после проведения дифференциальной диагностики с точным указанием диагноза с учетом возраста пациента.

На разных стадиях клинического процесса лечащий врач выбирает следующие методы:

  • Логопедическая коррекция, устранение ФФНР.
  • Лекарственная терапия.
  • Дыхательная гимнастика. .
  • ЛФК.

Коррекционно-логопедическая работа должна начинаться с первых месяцев жизни, как только установлен диагноз. Если не начать коррекцию в доречевом периоде, в дальнейшем повышается риск сохранения имеющихся и появления других дисфункций.

Структура устранения нарушений доречевого и речевого развития рассчитана на поэтапную реализацию. Специалист дифференцированно подходит к составлению занятий, учитывая возможности ребенка. Упражнения выбираются согласно “зоне ближайшего развития” пациента.

Для развития моторики артикуляционных структур, речевых и сенсорных функций применяется кинестетическая стимуляция.

Коррекционно-педагогическая работа базируется на принципе активного участия в формировании компенсаторных механизмов обратной афферентации. Система упражнений по коррекции артикуляционной моторики учитывает, что только наличие обратной связи позволяет накапливать опыт по управлению двигательной активностью речевых органов. Без этого нельзя научиться речи, и только усиление обратной связи помогает облегчить обучение речи.

Кинестетическая стимуляция

Среди других важных подходов специалисты отмечают следующие:

  • Применение дидактических принципов, среди которых систематичность, персональный подход, последовательность при подаче материала, наглядность, активность.
  • Формирование занятий в рамках основной деятельности человека. Речевая терапия при дефектах звукопроизношения начинается с первых месяцев появления на свет малыша.

Уже на первом году жизни необходимо начинать выполнять следующие задачи:

  1. Привитие навыков глотания, жевания, сосания.
  2. Развитие в речевой мускулатуре проприоцептивных ощущений, что достигается посредством пассивно-активной гимнастики мышц, отвечающих за артикуляцию.
  3. Стимулирование дыхательных функций.
  4. Улучшение голосовой активности, слухового, зрительного восприятия, эмоциональных реакций.
  5. Развитие способностей активной речи, ее понимания.
  6. Воспитание речевых кинестезий.

Медикаментозное лечение псевдобульбарной дизартрии проводится психоневрологом. Лекарственная терапия с назначением препаратов направлена на успешную борьбу с симптомами болезни, помогая улучшить состояние пациента.

Массаж ребенку

В подавляющем большинстве случаев при легкой степени дизартрии дети испытывают определенные трудности в звуковом анализе. При написании слов они могут допускать ошибки, связанные с заменой звуков. При этом структура слова практически не изменяется. Это же самое следует сказать в отношении лексики и грамматического строя. Отклонения в развитии при легких нарушениях устанавливаются, если ребенок проходит тщательное обследование, и признаки не являются характерными.

При различных проявлениях псевдобульбарной дизартрии лечебный подход должен быть комплексным, учитывающим регулярные занятия с ребенком и выполнение процедур на протяжении длительного периода времени.

Дизартрия – симптомы и лечение

Что такое дизартрия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Раскатовой Ольги Викторовны, логопеда со стажем в 5 лет.

Над статьей доктора Раскатовой Ольги Викторовны работали литературный редактор Юлия Липовская , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Раскатова Ольга Викторовна, логопед - Воронеж

Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия — нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата [9] . Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.

Чаще всего причиной дизартрии является гипоксия плода во время беременности, т. е. недостаток кислорода, поступающего плоду от его матери. Она может возникать при различных обстоятельствах:

  • неблагоприятные экологические условия;
  • соматические заболевания, перенесённые будущей мамой во время беременности или до неё;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Неблагоприятное действие могут иметь травмы, полученные ребёнком в родах, серьёзные инфекционные заболевания нервной системы, перенесённые в раннем детском возрасте и имевшие различные осложнения, к примеру, менингит.

Менингит у детей

В старшем возрасте причиной дизартрии могут стать черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инсульты . Имеет место также наследственный фактор, например, наследственные болезни нервно-мышечной системы [9] .

Читайте также:
Продукты для восстановления нервной системы, мозга и памяти

Таким образом, дизартрия бывает как врождённой, так и приобретённой.

Чаще всего при рождении таким детям ставится какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др. [9] .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность удержания позы органов артикуляции и/или серии их переключений. Ребёнок при этом не может принять заданную позицию языка/губ, например, поднять язык за верхние зубы и удержать его несколько секунд, опустить за нижние зубы и зафиксировать там. Ребёнок затрудняется цокать языком (упражнение “Лошадка”) и удерживать подбородок и губы в улыбке неподвижными. Возможен вариант, когда мышцы лица и язык слишком напряжены. Или же язык всё время расслаблен, безвольно лежит внизу, рот постоянно приоткрыт. Это кажется просто привычкой, но для опытного логопеда и невролога это знак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, о слабой их иннервации (снабжении нервами).

Возникают проблемы звукопроизношения. Это наиболее очевидный для родителей и всех окружающих симптом. Многие согласные звуки вообще отсутствуют, ребёнок их не произносит, даже по достижении пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или же звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны различные варианты искажения:

  • межзубное произношение [С], [З], известное, как шепелявость;
  • искажение [Ш], [Ж], при котором звук оказывается с призвуком [Ф];
  • усреднённое произношение, когда звук в равной степени похож и на [Ш], и на [С];
  • неправильный звук [Л] (обычно похож на [В]);
  • искажение звука [Р] (наблюдается чаще остальных).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Окружающие отмечают, что речь сбивчивая, очень быстрая, ребёнок глотает части слов или выбрасывает слова из фразы целиком. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно смазанная, создается ощущение “каши во рту” у ребёнка.

Дыхание при произнесении у ребенка-дизартрика сбивчивое, он будто бы задыхается, нужно время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Может изменяться голос: становиться глухим, плоским [11] . Звонкие и глухие согласные звуки при этом слышатся почти одинаково.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредоносных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент родов или в раннем детстве.

Центральная и периферическая нервная система

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушены связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, с ледовательно, управление этими органами частично затруднено. Это в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся ригидными (неподатливыми), паретичными (слабыми) или спастичными (возникают спазмы) и др. Вся эта симптоматика препятствует чёткой нормативной фонации звуков речи [9] .

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9] .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Черепно-мозговые нервы

Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Подкорковые узлы

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, “рубленной” речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Мозжечок

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Кора головного мозга

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6] :

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок “перерастает” их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания , гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Читайте также:
Травмы шейного отдела позвоночника: причины, симптомы, диагностика, лечение

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и неуспешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом [8] .

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии, необходимо ознакомиться с медицинской картой ребёнка. Прежде всего интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психотерапевта или психолога.

Логопеду необходимо исследовать различные аспекты деятельности ребёнка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координацию движения (например, прыжки на одной ножке, пальцевые пробы). Оценивается гнозис (познавательная функция) и праксис (двигательная функция) сензитивных органов, таких как органы зрения, слуха, осязания. Исследованию подлежат пространственные ориентации, общая осведомленность ребёнка, звучание голоса (темп, ритм, сила и пр.) [6] [10] .

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Производится общий осмотр, проверка удержания одной позы, чёткого повторения серии поз, отмечается наличие синкенезий (содружественных излишних движений), гиперсаливации (повышенного слюновыделения) как неврологического симптома.

Артикуляционный аппарат

Произносительная сторона речи оценивается с учётом места и способа голосообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется фразовая интонация.

Необходимо также оценить развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматический компонент, связную речь как таковую.

Диагностику должен проводить специалист-логопед, чтобы сделать правильный вывод и отдифференцировать диагнозы, имеющие схожую симптоматику: стёртую дизартрию от полиморфной дислалии (сложной формы картавости), тяжелую степень дизартрии от алалии (грубого недоразвития или полного отсутствия речи).

Для более точной постановки диагноза необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ) , указанием локализации поражения мозга и анализом функционирования всех мозговых структур. Также имеют важное значение заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

МРТ головного мозга

Лечение дизартрии

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться другие врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью. Сложно бывает переучить ребёнка с неправильного варианта произношения на правильный. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех предписаний — залог успеха в деле коррекции речи. Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Как отмечают Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина, начинать коррекцию желательно как можно раньше, если возможно, с четырёх лет [12] .

Однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики [1] [6] .

Детям с тяжёлой формой дизартрии рекомендовано посещение специализированного речевого детского сада. Детям школьного возраста — спецшколы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Если в ходе обследования были выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначена медикаментозная терапия. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед такие вопросы не решает и не имеет права назначать какие-либо медикаменты.

Прогноз. Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами, рекомендовано пристально следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребёнка в три года отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие её не понимают — это повод обратиться к логопеду.

Во избежание неречевых проблем, сопровождающих дизартрию, нужно как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в кружках дополнительного образования или работать с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, занятия музыкой благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребёнок будет не только успешно узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше постигать речевые звуки, легче складывая их в слоги и слова.

Читайте также:
Семена льна в косметологии: рецепты масок и способы применения семян льна

Кружки дополнительного образования (лепка)

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребёнка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и усидчивость. Как следствие, возможные проблемы с речью решатся гораздо легче!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условиях раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Крайне важно неукоснительное выполнение всех заданий, старательная и добросовестная работа, причём строго дозированная: нельзя допускать переутомления ребёнка. Полезней заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполняя все рекомендации логопеда. Работать нужно терпеливо, в течение долгого времени (зависит от особенностей ребёнка и от количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей третьей и четвёртой стадии дизартрии (особо тяжёлые нарушения) вывести в абсолютную норму вряд ли удастся, но значительно улучшить речевое общение, сделать ребёнка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем, вполне возможно.

Как и в более лёгких случаях, нужно со всей ответственностью подходить к коррекции, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать в ребёнке мотивацию, не позволять капризничать, отлынивать от работы, но и не перетруждать!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребёнка, серьёзным отношением родителей к коррекции. Если гимнастика делается не ежедневно, а от случая к случаю, рекомендации логопеда не выполняются в должной степени, толку в таких занятиях будет мало — лишь потерянное время и деньги.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Описание

Псевдобульбарная дизартрия. Патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико – бульбарных проводящих трактов. Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса. Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

Дополнительные факты

Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции. Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича. У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Причины

Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга. Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции. Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:
• Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию. Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.
• Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года. Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.
• Перинатальная патология. Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.
• Церебральные дегенерации. Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.
• Нейроинфекции. Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

Патогенез

По корково-бульбарным трактам проходят регулирующие импульсы от нейронов моторной области коры, отвечающей за артикуляционные органы, к ядрам бульбарных нервов. Под воздействием указанных выше этиофакторов это взаимодействие нарушается. В результате активность ядер бесконтрольно повышается, возникает гипертонус и гиперрефлексия артикуляционных мышц. Повышенный тонус голосовых связок затрудняет их дифференцированные колебания при прохождении воздушной струи, что приводит к дисфонии. Гиперрефлексия обуславливает появление характерных для грудных детей сложных безусловных рефлексов орального автоматизма. При этом снижается способность производить произвольные артикуляционные движения, вследствие чего развивается дизартрия и другие нарушения (дисфагия, затруднение жевательных движений). Не требующие участия коры мозга рефлекторные артикуляционные акты (например, облизывание губ при попадании на них пищи) сохраняются.

Классификация

Отечественными специалистами в сфере логопедии псевдобульбарная дизартрия классифицируется на 3 формы: паретическую, спастическую и смешанную. Однако указанная классификация оспаривается неврологами, поскольку в основе нарушений лежит спастический парез, то есть все случаи заболевания являются смешанными по сути. В зависимости от выраженности расстройств артикуляционной моторики в неврологии и логопедии различают 3 степени дизартрии:
• Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, артикуляционные движения замедлены, недостаточно точны. Речь смазана, но в целом понятна окружающим. Дисфагия проявляется редкими попёрхиваниями, мимика сохранена.
• Среднетяжёлая. Отмечается грубый дефект произношения, нечленораздельность речи делает её непонятной окружающим. Понять больного способны лишь его близкие. Наблюдаются слюнотечение, расстройства мимики, жевания, глотания.
• Тяжёлая. Полная или практически полная анартрия. Речевая продукция отсутствует. Лицо маскообразное, рот открыт, нижняя челюсть отвисает, вытекает слюна, язык недвижимо лежит в полости рта. Выражены расстройства глотания и жевания.

Читайте также:
Спеман: аналоги, инструкция по применению таблеток для мужчин и состав

Клиническая картина

Спастическое состояние мышц обуславливает изменение артикуляции практически всех звуков. Прежде всего страдает произношение сложных по своему артикуляционному укладу звуков: «р», «л», «ч», «ш», «ц». Парез кончика языка делает невозможным осуществление вибрирующего «р». Гипертонус мышц языка обуславливает смягчение «л», «ш». «ж». Звуки «ч», «ц», «б», «п», «к» заменяются щелевым компонентом. Искажено звучание гласных, в большей степени передних «и», «э». В целом речь напряжена, замедлена, смазана, лишена интонации. Характерна охриплость, осиплость, назализация голоса. Укорочение дыхательных фаз ведёт к возникновению обрывов фраз, построению речи отдельными короткими предложениями. Выраженные затруднения экспрессивной речи обуславливают снижение речевой продукции.
Псевдобульбарная дизартрия сочетается с иными проявлениями псевдобульбарного паралича: дисфагией, насильственным плачем или смехом. Отсутствует произвольный контроль за наполнением слюной ротовой полости, что приводит к обильному слюнотечению. Затруднение плотного смыкания челюстей и губ сопровождается постоянным вытеканием слюны из уголка рта. Как правило, наблюдается спастический парез мимической мускулатуры с характерной «застывшей» мимикой лица: насильственной улыбкой или, напротив, выражением недовольства. Соответственно причинному заболеванию отмечаются прочие общие и очаговые неврологические симптомы: цефалгия, атаксия, менингеальный синдром, гемипарез, когнитивные расстройства.
Ассоциированные симптомы: Асимметрия носогубных складок. Дефект озвончения. Дефект смягчения. Диспросодия. Замена звуков. Искажение звуков. Ламбдацизм. Невнятность речи. Осиплость голоса. Ротацизм. Сигматизм.

Возможные осложнения

Речевая дисфункция нарушает коммуникативные возможности пациента. Осознание собственного дефекта, невозможность адекватно донести до окружающих свои мысли и чувства неблагоприятно отражаются на психическом самочувствии, могут явиться причиной ряда невротических расстройств: неврастении, депрессии, ипохондрии. Затруднение глотания сопровождается попёрхиванием едой с попаданием её в дыхательные пути, что опасно развитием асфиксии, аспирационной пневмонии.
У детей псевдобульбарная дизартрия на фоне становления речевой функции приводит к фонетико-фонематическому и общему недоразвитию речи, в будущем — к формированию дислексии, дисграфии. Дети с лёгкой степенью дизартрии при нормальном уровне интеллектуального развития сталкиваются с трудностями обучения в общеобразовательной школе. При средней и тяжёлой степени дефекта необходима учёба в специализированной школе. Без своевременной коррекции нарушения речевой коммуникации в детском возрасте осложняются развитием пограничной интеллектуальной недостаточности или более грубой задержкой психического развития.

Диагностика

Верификация диагноза требует не только установления формы речевого нарушения, но и основной патологии мозга. Первостепенным для последующего выбора лечебной тактики и выстраивания прогностических предположений является оценка характера и обширности церебрального поражения. Диагностический поиск осуществляется при помощи следующих основных обследований:
• Неврологический осмотр. Неврологом производится осмотр, тестирование артикуляционной моторики, мимических движений. Определяется ограничение мимики, наличие псевдобульбарного синдрома: дизартрии, дисфагии, дисфонии, сопровождающихся мышечным гипертонусом, повышением нёбного и глоточного рефлексов, появлением феноменов орального автоматизма (сосательного, хоботкового рефлексов). Возможно выявление очагового неврологического дефицита, позволяющего предположить локализацию патологического процесса.
• Логопедическое обследование. В ходе исследования логопед оценивает состояние артикуляционных органов, устной и письменной речи, слухоречевой памяти. У взрослых псевдобульбарная дизартрия носит преимущественно изолированный характер, не сопровождается расстройством внутренней речи. У пациентов детского возраста часто диагностируется ЗРР, ОНР, ФФН.
• Нейровизуализация. Наиболее информативна МРТ головного мозга, позволяющая диагностировать зону инсульта, воспалительные очаги, дегенеративные процессы, посттравматические повреждения, опухолевые образования. При противопоказаниях к МРТ проводят КТ головного мозга. Для оценки церебрального метаболизма назначают ПЭТ-КТ.
• Исследование цереброспинальной жидкости. Забор жидкости производится при люмбальной пункции. Анализ позволяет выявить характерные для нейроинфекций воспалительные изменения, верифицировать возбудителя путем посева на питательные среды, проведения ИФА, ПЦР-диагностики.
• Оценка мозговой гемодинамики. Необходима при подозрении на хроническую цереброваскулярную недостаточность. По показаниям проводится УЗДГ экстракраниальных сосудов, церебральное дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Снижение церебрального кровотока, особенно в пожилом возрасте, может являться фоновым состоянием и не исключает наличия другой причинной патологии.
При необходимости к диагностике подключаются педиатр, инфекционист, травматолог, генетик.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальный диагноз проводится в первую очередь с бульбарной дизартрией, наблюдающейся при прогрессирующем бульбарном параличе. В отличие от неё псевдобульбарная дизартрия характеризуется повышением тонуса и рефлексов, отсутствием атрофий языка, наличием оральных автоматизмов. Мозжечковая дизартрия отличается от псевдобульбарной скандированным характером речи, гипотонией мышц языка. Основу патологических изменений при корковой дизартрии составляет поиск правильного артикуляционного уклада, который может сопровождаться синкинезиями (сморщиванием лба, высовыванием языка).

Лечение

Успешная коррекция речевых нарушений невозможна без эффективной терапии причинного заболевания и последовательной реабилитации. Лечебные мероприятия проводятся усилиями невролога, нейрохирурга (при необходимости), реабилитолога, логопеда, нейропсихолога, врача ЛФК, массажиста. Комплексная терапия включает:
• Этиопатогенетическое лечение. Направлено на устранение этиологического фактора и блокирование механизмов развития заболевания. При нейроинфекциях подразумевает этиотропную антибактериальную, противовирусную терапию, при опухолях, гематомах — радикальное удаление, при инсульте — гемостатическую или тромболитическую терапию.
• Логопедические занятия. Мышечный гипертонус устраняется при помощи расслабляющего логопедического массажа. Проводится артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Осуществляется постановка и доведение до автоматизма артикуляционных укладов проблемных звуков. Последующая логопедическая работа направлена на достижение плавности, эмоциональной выразительности высказывания.
• Восстановительную терапию. Методами реабилитации служат лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, использование различных компьютерных тренажёров, психологическое консультирование. Реабилитация осуществляется на фоне нейрометаболической медикаментозной поддержки ноотропами, нейропротекторами, витаминами группы В, по показаниям — сосудистыми фармпрепаратами.

Читайте также:
На какой неделе уходят в декретный отпуск: как рассчитать выход, когда дают

Прогноз

Возможность восстановления речевой функции определяется характером причинной патологии. На фоне успешной этиопатогенетической терапии ранняя логопедическая коррекция способствует полному устранению речевого дефекта. У детей с ДЦП прогноз зависит от тяжести нарушений, регулярности и последовательности проводимой логопедической и нейропсихологической работы. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих дегенеративных поражениях ЦНС.

Профилактика

Профилактика сводится к предупреждению возникновения заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия.

Бульбарная дизартрия: причины и симптомы, методы лечения и коррекции, профилактика

Девочка

При повреждении определенных участков головного мозга, воспринимающих и анализирующих информацию от речевых органов, возникают серьезные нарушения функции речи. В этом случае диагностируется бульбарная дизартрия у детей и взрослых. При этой патологии речевые органы имеют ограниченную подвижность из-за слабости лицевой мускулатуры. Пациент говорит вяло и невнятно, произношение медленное и назальное.

Характеристика бульбарной дизартрии

Ребенок

Бульбарная дизартрия – это патология, появляющаяся, когда нарушается речевая функция из-за поражения нервов, находящихся в мышечных тканях глотки и гортани. В результате нарушения связи между мышцами речевых органов и центральной нервной системой ослабляется функционирование:

Характеристика заболевания следующая: бульбарная дизартрия проявляется утратой возможности произношения звонких звуков, звучание обретает нейтральный тон, искажаются губные звуки. У пациента снижается сила голоса, речь становится нечеткой и непонятной.

При провисании мягкого нёба отмечается гнусавое произношение, так как при выдохах поток воздуха свободно движется через нос. А при атрофии глоточной мускулатуры возникают проблемы с проглатыванием пищи.

С патологией могут столкнуться как взрослые, так и дети любой возрастной категории. Но в детском возрасте заболевание более неблагоприятно. Больной ребенок не может писать с достаточной скоростью, плохо читает, имеет нарушенную дикцию.

Патогенез Патогенез бульбарной дизартрии

Патогенез подразумевает поражение нейронов периферической системы, обеспечивающих двигательную способность речевого аппарата. Поврежденными оказываются нервные клетки, расположенные в продолговатом отделе мозга, и их ответвления, формирующие двигательные окончания. В результате поражения происходит блокировка нервных импульсов.

Бульбарная форма дизартрии сопровождается нарушением следующих двигательных нервов:

  • подъязычного;
  • лицевого;
  • блуждающего;
  • языкоглоточного.

Из-за этого снижается тонус артикуляционной мускулатуры. Двигательная способность речевых органов становится недостаточной для четкой и звучной речи.

Симптомы бульбарной дизартрии

Логопедические занятия

Отмечается речевая и неречевая симптоматика. Симптомы многочисленные, от их своевременного выявления зависит эффективность последующего лечения.

Речевые признаки развития бульбарной дизартрии:

  • невнятность речи (даже родители не могут понять, о чем говорит ребенок);
  • нарушенная артикуляция языка и губ;
  • низкая подвижность голосовых связок (вследствие чего ребенок не в силах говорить громко);
  • глухость и назальность произношения (звонкие звуки на слух не улавливаются).

Неречевые симптомы бульбарной дизартрии:

  • поверхностное и неравномерное дыхание;
  • слабая мимика;
  • избыточное слюноотделение;
  • полный или частичный паралич мышц туловища или конечностей;
  • искаженное восприятие окружающего пространства;
  • невозможность фокусирования взгляда на выбранном объекте из-за поражения глазодвигательных мышц;
  • нарушения эмоционального и психического характера.

Патология опасна тем, что может развиться в младенческом возрасте. А выявить ее у младенца проблематично. Матери нужно незамедлительно обратиться к педиатру, если при кормлении грудью ребенок давится, все время срыгивает. С 3-месячного возраста младенцы начинают лепетать, и выявить болезнь становится проще. Если лепет звучит искаженно, то нужно нести ребенка к врачу.

Причины

Связь между двигательными нейронами и ЦНС может нарушиться в результате даже незначительного воздействия негативных факторов. Более всего уязвимы двигательные нервы в период внутриутробного развития. Чтобы плод получил патологию, матери достаточно заболеть или иметь вредные привычки.

Мозг

Основные причины бульбарной дизартрии:

  1. Черепно-мозговые травмы как открытого, так и закрытого характера. Сюда же относятся повреждения мозга, полученные ребенком при тяжелом родовом процессе.
  2. Нарушенное церебральное кровообращение. Из-за дефицита обеспечения тканей кровью возникает ишемическое повреждение нейронов. Нервные клетки перестают полноценно функционировать. Патологический процесс может развиться вследствие инсульта, гипертонии, атеросклероза, диабетического поражения кровеносной системы.
  3. Инфекционное поражение нервной системы. Под воздействием инфекции нервные волокна воспаляются, сдавливаются отекшими мышечными тканями. Такое явление отмечается при энцефалите, полиомиелите, нейросифилисе, поражении эхинококком, образовании гнойников.
  4. Опухоли головного мозга. Новообразования, разрастаясь в мозговых тканях, захватывают нервные волокна. В результате нарушается функционирование ЦНС.
  5. Дегенеративные заболевания головного мозга. Они приводят к атрофическим изменениям нервных тканей, поражают бульбарные нервы (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный). Такие патологии обычно носят наследственный характер.
  6. Аномальное строение черепного основания. Редкая причина речевых нарушений, обусловленная сдавливанием продолговатого мозга деформированным черепом. Бульбарная дизартрия наблюдается при базилярной инвагинации (вдавливании в череп затылочной кости), ассимиляции атланта (сращении шейного позвонка и затылочной кости), мальформации Киари (опущении мозжечковых миндалин в затылочное отверстие).

Бульбарная дизартрия представляет собой не самостоятельную патологию, а лишь признак заболеваний, сопровождающихся поражением бульбарных нервов, обеспечивающих речевую способность. Чаще всего она диагностируется у детей и стариков. В большинстве случаев нарушение речи – первый характерный признак развития в организме тяжелого заболевания, требующего срочного лечения. Поэтому при проявлении речевых дефектов нужно незамедлительно идти к неврологу.

Читайте также:
Признаки беременности на ранних сроках. Как определить беременность без теста

Различия бульбарной и псевдобульбарной дизартрии

При характеристике бульбарной дизартрии выделяют псевдобульбарную форму. Две формы заболевания имеют схожую симптоматику. Разница в том, что бульбарная подразумевает поражение периферических нервных клеток, псевдобульбарная – центральных.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется:

  • снижением двигательной активности;
  • значительным ослаблением памяти;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • нарушенной работой артикуляционного аппарата, но без паралича мышц (в этом симптоме заключается основное отличие от бульбарной формы);
  • искажением произношения звуков;
  • периодическим непроизвольным сокращением лицевой мускулатуры в области рта и подбородка.

Лечение и коррекционные методы

Специалист

Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи. Обычно пациент должен пройти:

  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • эзофагоскопию;
  • электромиографию языка;
  • тесты на миастению.

Также могут быть назначены дополнительные исследования, исходя из наблюдаемой симптоматики и предполагаемого в каждом конкретном случае заболевания.

На осмотре у специалиста

При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:

  1. Прием ноотропов – медикаментов, стимулирующих работу головного мозга, восстанавливающих умственную способность. Обычно назначаются препараты «Луцетам», «Карбамазепин».
  2. Прием медикаментов, снижающих слюноотделение. Без этих препаратов обойтись невозможно, так как слюна у больных течет очень сильно, в сутки может вытечь количество, превышающее литр. Чаще всего назначается «Атропин».
  3. Хирургическое вмешательство с целью устранения патологии, спровоцировавшей речевое нарушение: гнойника, опухоли, скопления крови после инсульта.
  4. Восстановление функциональности организма. Для этого принимают витаминные комплексы.
  5. Устранение нарушения дыхательной функции. Осуществляется искусственная вентиляция легких.
  6. Логопедические занятия, помогающие восстановить функциональность артикуляционных органов, нормализовать произношение звуков, сделать речь четкой и выразительной. Проводятся массажные процедуры и артикуляционная гимнастика.
  7. Физиотерапевтические мероприятия, лечебные ванны, иглоукалывание.

Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:

  • восстанавливается четкая и внятная речь;
  • ставится голос и речевое дыхание;
  • укрепляется артикуляционная мускулатура;
  • исправляются ошибки в произношении.

Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:

  1. Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
  2. Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
  3. Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
  4. Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.

Прогноз и профилактика

Занятия с логопедом

Прогноз неоднозначный. Все зависит от конкретного заболевания, вызвавшего нарушение речи. При некоторых патологиях изменения в головном мозге и тканях нервной системы являются необратимыми.

Поскольку бульбарная дизартрия вызывается большим перечнем заболеваний, предупредить ее сложно. При появлении подозрительных симптомов взрослому человеку необходимо незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Женщине, в период беременности перенесшей инфекционную болезнь, следует проконсультироваться с наблюдающим врачом насчет вероятности появления патологии у развивающегося в утробе плода.

Ребенка рекомендуется периодически показывать педиатру и логопеду для подтверждения отсутствия патологических изменений нервной системы и нарушений речи.

Псевдобульбарная дизартрия

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В числе диагностируемых речевых дисфункций, которые вызываются различными неврологическими (часто нейродегенеративными) расстройствами и проявляются в нарушении звуковоспроизведения, специалистами выделяется псевдобульбарная дизартрия.

trusted-source

[1], [2], [3]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Эпидемиология псевдобульбарной дизартрии: в 85% случаев данный вид нарушения речи возникает вследствие ишемического инсульта мозга у пациентов старше 50-ти лет; у молодых людей главной причиной становятся черепно-мозговые травмы. Среди пациентов с псевдобульбарным параличом 65-90% женщин в возрасте от 50 до 80 лет.

trusted-source

[4], [5], [6], [7], [8]

Причины псевдобульбарной дизартрии

Ключевые причины псевдобульбарной дизартрии – двустороннее поражение нервных волокон кортикобульбарного тракта (пути), который проводит сигналы от мотонейронов коры головного мозга к ядрам двигательных черепных нервов (языкоглоточного, тройничного, лицевого, подъязычного), расположенных в бульбарном отделе продолговатого мозга.

Псевдобульбарная дизартрия – проблема иннервации мышц артикуляционного аппарата, и ее патогенез связан с замедлением или даже остановкой прохождения нервных импульсов к этим мышцам и их парезом (частичным параличом).

В свою очередь, повреждение нервных волокон происходит по нескольким причинам – васкулярного (сосудистого) характера или же связанным с демиелинизацией оболочки нервных волокон.

К сосудистым причинам развития псевдобульбарной дизартрии неврологи относят:

  • двусторонний инфаркт мозга (тип ишемического инсульта в результате атеротромботического или тромбоэмболического повреждения церебральных кровеносных сосудов);
  • церебральную аутосомно-доминантную артериопатию с субкортикальными лейкоэнцефалопатиями (синдром CADASIL), которая признана наиболее распространенной формой наследственной прогрессирующей дегенерации клеток гладкомышечных волокон стенок кровеносных сосудов. Патогенез данного синдрома связывают с мутациями гена Notch 3 на хромосоме 19.

trusted-source

[9], [10]

Факторы риска

Основные факторы риска развития псевдобульбарной дизартрии на фоне цереброваскулярных расстройств, в частности эмболического инсульта, – высокое кровяное давление, атеросклероз, инфекционный эндокардит, ожирение, пожилой возраст, у мужчин – использование Силденафила (Виагры).

Читайте также:
Ребенок на морозе прилип к металлу языком – первая помощь

Утрата защитными оболочками нервных волокон миелина – демиелинизация – является причиной псевдобульбарной дизартрии при рассеянном склерозе, Х-хромосомой адренолейкодистрофии, при токсическом воздействии фосфорорганических гербицидов и инсектицидов, а также некоторых нейролептических препаратов.

Псевдобульбарная дизартрия может развиться вследствие воспаления (энцефалит, менингит, нейросифилис), опухолей или травм головного мозга. Данное неврологическое нарушение также бывает при прогрессирующем надъядерном параличе (синдроме Стила-Ричардсона-Ольшевского), эпидемиология которого среди европейцев не превышает шести человек на 100 тыс. населения.

Втрое реже псевдобульбарная дизартрия проявляется в качестве симптома неизлечимых мотонейронных расстройств: спорадического или наследственного бокового амиотрофического склероза (когда из-за генных мутаций постепенно погибают нейроны двигательной зоны коры головного мозга), а также псевдобульбарного паралича (с дегенеративным повреждением верхних двигательных нейронов). В принципе, псевдобульбарный синдром является клиническим состоянием, которое кроме дизартрии проявляется дисфагией (расстройством глотания), повышенным рвотным рефлексом и лабильностью (изменчивостью) эмоциональных реакций.

trusted-source

[11], [12], [13], [14], [15], [16]

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Как отмечают неврологи, во многих случаях пациенты с псевдобульбарной дизартрией сами не замечают первые признаки патологии, и на изменения их речи – когда она становится невнятной – обращают внимание их близкие.

Выделяют следующие клинические симптомы псевдобульбарной дизартрии:

  • темп речи аномально медленный, речь тихая и нечеткая (произносимое звучит так, будто человек пытается «выдавить» слова);
  • вокализация назальная (произношение гнусавое);
  • язык напряжен (спастичен) и плохо поворачивается в полости рта (но при этом его мышцы не атрофируются);
  • речь монотонна, так как общая спастичность мышц гортани не позволяет варьировать высоту тона;
  • возникают спазмы голосовых связок (дисфония);
  • затруднения при одновременном движении языка и челюстей вызывают трудности с жеванием и глотанием (дисфагия);
  • повышены мандибулярный (нижнечелюстной) и глоточный рефлексы;
  • чтобы закрыть рот, требуется определенное усилие, отчего наблюдается слюнотечение;
  • снижена или отсутствует возможность управления мимическими мышцами лица (к примеру, улыбка часто имеет вид оскала);
  • спонтанные проявления аномального аффектного поведения, синдром непроизвольного плача и/или смеха.

В некоторых случаях нарушение иннервации может затронуть пирамидные пути прохождения нервных импульсов, что проявляется в повышенном тонусе других мышечных групп (спастическом парезе) или гиперрефлексии.

Псевдобульбарная дизартрия у детей

Псевдобульбарная дизартрия у детей может быть следствием идиопатических церебральных нейропатий, обусловленных наследственным дизонтогенезом; наследственной глобоидно-клеточной или метахроматической лейкодистрофии; лейкоэнцефалита Ван-Богарта; острого энцефаломиелита; вторичных поствакцинальных энцефалитов; обусловленной генными мутациями болезни Тея-Сакса (GМ2-ганглиозидоза); опухолей мозга (медуллобластомы, астроцитомы, эпендимомы); черепно-мозговых травм (в том числе травмы шейного отдела позвоночника, полученные при рождении); ювенильного прогрессирующего псевдобульбарного синдрома. Вошел в список причин данного типа дизартрии у детей и детский церебральный паралич, хотя в большинстве случаев при ДЦП наблюдаются диффузные корковые поражения мозга, повреждения мозжечка и т.д., а не конкретно нервных волокон кортикобульбарного пути.

Проявление псевдобульбарной дизартрии может начаться у ребенка с частого захлебывания и покашливания, проблем с жеванием и глотанием, слюнотечения, нарушения мимика, а позже – в возрасте, когда дети начинают говорить – выявляются проблемы со звуковоспроизведением разной степени выраженности.

Логопеды рекомендуют родителям обратить внимание на то, насколько активно у детей «работают» мимические мышцы, может ли ребенок высунуть язык, плотно сомкнуть губы или вытянуть их «трубочкой», широко отрыть рот и т.п. Также следует иметь в виду, что у детей с псевдобульбарной дизартрией речь замедлена и малопонятна, а когда ребенок пытается что-то произнести, он напряжен и поэтому чаще всего молчит.

Из-за скованности мышц автоматизм артикуляции не вырабатывается, и такой ребенок плохо говорит даже в пяти-шестилетнем возрасте. Мало того, псевдобульбарная дизартрия у детей приводит не только к отсутствию достаточного для общения лексического запаса, но и затрудняет адекватное восприятие чужой речи. Самой тяжелой степенью псевдобульбарной дизартрии в детском возрасте является анартрия, то есть полная дисфункция артикуляционных мышц.

Стадии

Интенсивность проявления симптомов напрямую зависит от степени поражения нервных волокон кортикобульбарного тракта: легкой (III), средней (II) или тяжелой (I). Если при легкой степени проявляются незначительные расстройства артикуляции, то при прогрессировании патологии с течением времени наступают необратимые последствия и осложнения, связанные не только с невозможностью произносить членораздельные звуки, но проглатывать пищу.

trusted-source

[17], [18], [19]

Формы

Отечественные логопеды выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии, как спастическая форма псевдобульбарной дизартрии, паретическая, смешанная, а при маловыраженной симптоматике определяется стертая псевдобульбарная дизартрия.

Тогда как неврологи считают псевдобульбарную дизартрию спастическим типом дизартрии, поскольку поражение нервных волокон при данной патологии билатеральное и приводит к повышению мышечного тонуса конечностей и гиперрефлексии.

trusted-source

[20], [21], [22], [23]

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Диагностика псевдобульбарной дизартрии проводится в ходе обследования пациентов неврологом, а возможности артикуляционного аппарата (после постановки диагноза) оцениваются логопедом.

Неврологическое обследование включает осмотр и сбор анамнеза. Существует набор специальных тестов (на рефлексы орального автоматизма), с помощью которых определяется функциональная полноценность двигательных нейронов и состояние иннервации артикуляционной мускулатуры. Чтобы вызвать характерные для данного типа дизартрии рефлексы, врач шпателем прикасается к губам, зубам, деснам, твердому небу, носу или подбородку пациента. По ответной реакции больного специалист может предположить, что дизартрия псевдобульбарная, то есть прояснить картину патологии.

Читайте также:
Повышенный пролактин. Симптомы у женщин, причины при планировании беременности, лечение

Назначаются общий и биохимический анализы крови, а также исследование спинномозговой жидкости (для чего проводят аспирационную спинномозговую пункцию). Генетический анализ может быть целесообразен при псевдобульбарной дизартрии у детей.

Обязательно используются все возможности, которые дает инструментальная диагностика неврологических расстройств. Для оценки уровня нервной проводимости отдельных структур головного мозга проводится электроэнцефалография (ЭЭГ); определить биоэлектрическую активность мышечных волокон и уровень их иннервации позволяет электромиография (ЭМГ).

Скоростные параметры прохождения импульса от мотонейронов к ядрам двигательных нервов, а от них – к соответствующим мышцам специалисты могут установить с помощью электронейромиографии (ЭНМГ), а выявление и визуализация зон поражения проводящих нервных волокон проводится при краниально-церебральном МРТ-обследовании.

trusted-source

[24], [25], [26], [27], [28]

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика позволяет различить псевдобульбарную дизартрию от бульбарной, корковой или экстрапирамидной, а также дифференцировать ее от миастении, прогрессирующей мышечной атрофии, краниального полиневрита и др.

trusted-source

[29], [30], [31], [32], [33], [34]

Псевдобульбарная дизартрия у детей — симптомы и лечение

Псевдобульбарная дизартрия у детей — дефект речи, который возникает из-за двустороннего паралича артикуляционных мышц. Происходит это вследствие повреждения проводящих путей. Об особенностях этой формы дизартрии, о методах лечения расскажем в статье.

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Дизартрия характеризуется дискоординированной работой органов артикуляции: гортани, языка, губ. Развивается из-за центрального пареза мышц с двух сторон, которые отвечают за двигательную активность этих органов. В детском возрасте псевдобульбарная дизартрия развивается при ДЦП, что сказывается на прогнозе.

Причины псевдобульбарной дизартрии у детей

Непосредственной причиной дефекта является поражение проводящих путей, то есть нервных волокон, соединяющих ядра бульбарных нервов в продолговатом мозге с корой головного мозга. Бульбарные нервы — это блуждающий, языкоглоточный и подъязычный. По названиям понятно, какие мышцы иннервируют эти нервы.

При патологии взаимодействие нарушается. Активность ядер повышается, из-за чего возникает гипертонус артикуляционных мышц. Это затрудняет колебания мышц при разговоре, снижает способность совершать активные движения, мешает процессу глотания и пережевывания пищи. При этом характеристикой псевдобульбарной дисплазии является сохранность рефлекторных актов, которые не требуют контроля со стороны коры — например, облизывание губ при попадании пищи.

К таким нарушениям приводят:

  • черепно-мозговые травмы — сотрясение, ушиб, которые сопровождаются повреждением мозгового вещества, образованием гематом. Они в свою очередь вызывают расстройство кровотока, сдавливание проводящих путей. Травмы дети могут получить также во время родов в результате неадекватного ведения родов;
  • перинатальная патология — внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия, обвитие пуповины, родовые травмы, осложненное течение беременности и родов чреваты повреждением вещества головного мозга;
  • нейроинфекции — энцефалит, сифилитическое поражение головного мозга, туберкулез приводит к воспалительному процессу в перечисленных структурах;
  • нейродегенеративные заболевания — боковой амиотрофический склероз, лейкодистрофия приводит к постепенной гибели нервных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра;
  • цереброваскулярные нарушения — инсульты (у детей они редко, но встречаются), энцефалопатии (перинатальная, диабетическая), ангиопатии.

Степени и формы псевдобульбарной дизартрии у детей

Выделяют 3 степени псевдобульбарной дизартрии:

  1. Легкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений. Движения артикуляционных органов замедлены. Речь понятна, но немного смазана и невыразительна. Возможны редкие поперхивания;
  2. При средней тяжести признаки псевдобульбарной дизартрии более выражены, речь практические непонятна окружающим. Присутствуют проблемы с жеванием, глотанием, мимикой, слюнотечение;
  3. Особенностью тяжелой псевдобульбарной дизартрии является полная анартрия, то есть отсутствие речи. Рот постоянно открыт, нижняя челюсть «висит», слюнотечение обильное, язык неподвижен. Резко нарушены жевание и глотание пищи.

По другой классификации логопеды учитывают спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, паретическую и смешанную. Спастическая характеризуется спазмом мышц, паретическая — парезом, смешанная имеет признаки двух форм.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии у детей

Спазм мышц приводит к затруднениею произношения согласных, а в тяжелых случаях и гласных. Какие-то недоступны абсолютно, какие-то заменяются более простыми или искажаются. Ребенок говорит медленно, нечленораздельно, обрывочно, короткими предложениями, без интонации. Голос хриплый, осипший, через нос. Слова нечеткие, звуки в словах смазанные.

При легкой степени дети не способны четко произнести «ж», «ш», «ч», «ц», «р»: это самые сложные для артикуляции звуки. Недостаточно силы голоса для звонких звуков. Также тяжело даются мягкие звуки вследствие проблем с поднятием языка к небу. Нарушено письмо: дети вместо «т» пишут «д», а вместо «ч» пишут букву «ц». В целом правильно понимают структуру слова, грамматику и лексику.

Симптомами псевдобульбарной дизартрии средней тяжести является проблемы с выговариванием гласных. Малыш непонятно говорит звуки «а», «у», «и», «ы». Одни звук смешивается с другим. Расширяется список проблемных согласных: «ч», «ц», «л», «р». Их произносят на выдохе носом с хлюпаньем.

Еще одной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение глотания, насильственный смех или плач. Малыш не может контролировать смыкание рта, из-за чего слюна вытекает из углов рта.

Страдает и мимика. Она застывшая, не поддается контролю. Характерны и другие неврологические проблемы: снижение интеллекта, плохая память, нарушение походки, гемипарез.

У детей до года признаками псевдобульбарной дизартрии являются проблемы с сосанием. Возможны затрудненное глотание, из-за чего ребенок поперхивается, кашляет. Родители обычно начинают обращать внимание на отставание речевого развития в 2 – 3 года. Детям тяжело говорить, поэтому они обычно молчат. Отсутствие нормального общения обедняет словарный запас, ухудшает грамматику.

Характерны и психологические нарушения: дети ведут себя обособленно, стараются уединиться.

Читайте также:
Очищение почек в домашних условиях: эффективные средства и их применение

При грубой неврологической патологии на первый план выходят симптомы основного заболевания. При ДЦП это — парезы, параличи, нарушения тонуса, гиперкинезы, нарушения психомоторного развития, шаткость походки.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии у ребенка

Диагностируется дефект путем тщательного неврологического и логопедического обследования, оценки церебрального кровоснабжения ультразвуковым исследованием, нейровизуализацией. Перед врачами стоит задача не только постановки правильного диагноза, вида псевдобульбарной дизартрии, но и выявления причины, то есть основной патологии головного мозга и его распространенности.

  1. Неврологическое обследование — включает в себя осмотр врача-невролога, оценку моторики артикуляционных и мимических мышц. На этом этапе обнаруживают ограничение мимики, нарушение речи, глотания, голоса, мышечный гипертонус. Выявляют патологические симптомы — сосательный, хоботковый, усиление глоточного и небного рефлекса. Невролог по наличию очаговой неврологической симптоматики может определить расположение патологического процесса;
  2. Логопедическое обследование — специалист проводит опрос, собирает подробный анамнез о течении беременности и родов, характере раннего физического и нервно-психического развития. Оценивает состояние органов речи, уровень письма и устной речи;
  3. Инструментальные методы исследования — позволяют определить наличие патологических очагов в головном мозге: дегенеративных, воспалительных, опухолевых, а также посттравматических образований. Проводят МРТ, КТ;
  4. Спинно-мозговая пункция помогает диагностировать нейроинфекции, выявить возбудителя, провести ПЦР и ИФА (иммунологические тесты для определения возбудителя);
  5. Исследование функции сосудов мозга может понадобиться при подозрении на нарушение кровотока.

Если возникает необходимость, ребенка осматривают и другие специалисты. Например, при подозрении на нейроинфекцию — инфекционист, на туберкулезное поражение — фтизиатр.

После того, как выставят точный диагноз, выявят причину дефекта, приступают к следующему этапу — подбору тактики лечения псевдобульбарной дизартрии.

Коррекция и лечение псевдобульбарной дизартрии у детей

Терапия комплексная и включает в себя работу с логопедом, неврологом, нейрохирургом, врачом лечебной физкультуры, физиотерапевтом, массажистом. Логопедическая коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей проводится с одновременным лечением патологии, которая привела к дефекту речи, и реабилитационной программой.

В комплексное лечение включают:

  1. Устранение причины, которое у каждого пациента разное. При нейроинфекции проводится антибактериальная терапия, при гематомах, объемных образованиях — хирургическая операция с удалением патологического очага, при энцефалопатиях — восстановление кровотока;
  2. Логопед применяет логопедический массаж для устранения повышенного тонуса артикуляционных мышц. С целью усиления эффекта проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика, занятия по коррекции произношения проблемных звуков. После устранения дефектов специалист работает над тем, чтобы ребенок начал говорить не только правильно, но и выразительно. Это длительный процесс;
  3. Реабилитационная программа направлена на закрепление результата основного лечения и предотвращение рецидива болезни. Включает в себя лечебную физкультуру, массаж, рефлексотерапию. При необходимости дети наблюдаются и психологом. Чаще всего во время восстановительного лечения назначают ноотропы, витамины, нейропротекторы.

Сроки лечения, его продолжительность определяет логопед в зависимости от имеющихся нарушений при псевдобульбарной дизартрии, их степени тяжести. Обычно проводят несколько курсов.

Прогноз и профилактика

На прогноз влияют причины, форма и степень псевдобульбарной дизартрии. При легкой степени, при своевременном начале коррекционной работы, отсутствии грубой неврологической симптоматики возможно значительно улучшить речь. Значит — ребенок будет в дальнейшем расти и развиваться практически наравне со сверстниками. Он сможет обучаться в обычной школе, но возможно понадобиться помощь специалистов (логопеда, психолога), чтобы процесс обучения проходил с максимальной пользой и комфортом.

При средней и тяжелой формах болезни показано обучение в специализированной школе, где с ним постоянно будут заниматься специалисты.

Если опоздать с началом коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей, высока вероятность грубых интеллектуальных расстройств, задержки речевого развития. У ребенка будут и невротические проблемы, вплоть до депрессии. Это приводит к недоразвитию речи в различных формах, грозит проблемами чтения и письма.

Как мы говорили, псевдобульбарная дизартрия у детей часто сопутствует ДЦП. В такой ситуации прогноз серьезный и зависит от тяжести нарушений. Адекватная патогенетическая терапия способна намного улучшить речь. Наиболее тяжелый прогноз при дегенеративных процессах центральной нервной системы.

Профилактика псевдобульбарной дизартрии у детей заключается в предупреждении заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия. Важным пунктом является планирование беременности, исключение вредных привычек во время вынашивания плода, влияния вредных веществ, исключение контакта с инфекционными больными, эмоциональных и физических перегрузок, травм, интоксикаций. Недопустима работа во вредных условиях труда, контакт с опасными веществами.

Следует регулярно наблюдаться у акушер-гинеколога, проходить все диагностические процедуры. Если возникнут проблемы — выполняйте рекомендации врача по лечению. Всегда советуйтесь с доктором, когда собираетесь принять какое-либо лекарство.

Необходимо ответственно подойти к выбору способа родоразрешения: если есть показания к кесареву сечению, не отказывайтесь от операции. Так вы убережете себя и малыша от травм, сохраните ему здоровье, обеспечите нормальное развитие в будущем.

Советы родителям

Если вы заметили у вашего малыша затруднение глотания, приема пищи в раннем возрасте, обратите внимание врача на эти симптомы. Возможно, нужно будет пройти обследование и исключить неврологическое проблемы. А если они подтвердятся, вы сможете своевременно начать лечение, тем самым избежите прогрессирования патологии.

В более старшем возрасте следите за тем, как ребенок разговаривает. Как он произносит звуки, слоги, слова, понятна ли его речь окружающим: эти моменты очень важны. Помните, что самое главное — не упустить болезнь. А современные методы коррекции помогут максимально адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе и к жизни в целом.

Ссылка на основную публикацию