Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка 3-4 лет: с чего начать занятия в домашних условиях?

Сенсомоторная алалия у детей — признаки, диагностика и лечение

Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.

Причины болезни

Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
  2. Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
  3. После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.

Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Диагностика сенсомоторной алалии у детей

Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.

Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.

Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.

Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.

Читайте также:
Семена льна в косметологии: рецепты масок и способы применения семян льна

Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка

Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.

Специалист помогает поэтапно:

  • на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
  • второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
  • третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.

Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.

Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).

С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

Алалия

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

МКБ-10

АлалияАлалияЛогопедическая работа при алалии ведется над всеми сторонами речи

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Алалия

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).
  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.
  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Читайте также:
Ретинол для кожи лица – инструкция по применению

Патогенез

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
  • Импрессивную(сенсорную) алалию.Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
  • Смешаннуюалалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Симптомы моторной алалии

Неврологический статус

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Речевой статус

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

Читайте также:
На коже появились пупырышки и чешутся – что это за прыщи, причины

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

  1. Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.
  2. Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Общее лечение

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;
  • формированием активного и пассивного словаря,
  • фразовой речью,
  • грамматическим оформлением высказывания;
  • развитием связной речи,
  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков,
  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
  • пониманием фраз и речевых инструкций,
  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды

Алалия

Одна из аномалий развития речи называется моторной алалией. При этом заболевании ребенок не способен говорить полностью или частично. Нарушений интеллекта или слуха у малыша нет: он способен обучаться и познавать мир, получать новые навыки. Типичная картина заболевания включает позднее формирование речевых реакций, скудный словарный запас, нарушение произношения звуков.

Причины и факторы риска

Дети с моторной алалией обычно рождаются с этой патологией. Причинами чаще всего бывают различные травмы и патологические процессы, которые возникают во время внутриутробного развития ребенка. Во время вынашивания навредить могут:

  • алкоголь;
  • резкие скачки гормонального фона;
  • инфекции;
  • падения и травмы;
  • отслоение плаценты;
  • депрессия, постоянный стресс.
Читайте также:
Что показывает лабораторный анализ при ревматоидном артрите? Какие анализы сдают при ревматоидном артрите?

Могут стать причинами алалии и проблемы в первые годы жизни ребенка. Поражение головного мозга вызывают:

  • слабые схватки и неудачные роды;
  • проблемы с дыханием сразу после рождения, из-за которых мозг не получает достаточно питания;
  • сильное переохлаждение новорожденного.

Также заболевание может сформироваться после перенесенной краснухи, менингоэнцефалита, сильных травм и ушибов головы и из-за соматических патологий.

Клиническая картина и особенности поведения детей

Детей с моторной алалией отличают по следующим признакам:

  1. Сохранный интеллект. Ребенок нормально обучается, понимает жесты, распознает картинки, узнает знакомых людей.
  2. Неправильное использование голоса. Малыш может говорить слишком громко или слишком тихо.
  3. Неверное произношение слов и предложений (ребенок не говорит, а, скорее, лепечет), при этом звонкие и мягкие согласные звучат правильно.
  4. Малыш не реагирует на вопросы, затрудняется с ответом.

Существует и более тяжелая форма алалии: при ней ребенок понимает обращение, но не говорит вообще.

Помимо проблем с речью ребенок может проявлять и другие типичные симптомы, например, у малышей часто наблюдается быстрая утомляемость, особенно во время обучения. Нередка излишняя активность, которая перемежается периодами усталости. У многих детей наблюдается либо сильная заторможенность, либо сильная расторможенность — зависит от особенностей травмы.

Важно! Алалия не возникает вследствие стресса или тяжелых событий в жизни. Ее причина — поражение головного мозга, а не страхи или психологическая травма.

Формы алалии

Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».

формы алалии

Алалия — это повреждение мозга, из-за которого ребенок не говорит

Моторная алалия

Моторная (экспрессивная) алалия — это заболевание, при котором у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. Она находится в левом полушарии. При нормальном развитии новорожденный сначала усваивает неречевые шумы: природные, технические, предметные. Они усваиваются правым полушарием и становятся базой для активного речевого развития.

Задача левого полушария — отфильтровать из собранных правым полушарием звуков признаки речи. Неречевые звуки проходят через мозолистое тело из одного полушария в другое и превращаются в звуки речи. Это формирует речевую базу и позволяет ребенку научиться говорить. Но дети с моторной алалией не могут видоизменить неречевые звуки — у них поврежден участок мозга, отвечающий за эту функцию.

В зависимости от силы повреждения малыш может различать звуки и усваивать их смысловые связи, но при этом у него не выходит сформировать артикуляционные движения. Если повреждения мозговой коры и левого полушария не сильные и сохранны моторные зоны, можно восстановить эту способность.

В зависимости от локализации проблем, моторная алалия может принимать две формы:

  • эфферентная. Возникает при поражении премоторной коры (задняя треть нижней лобной извилины, центр Брока). Из-за нее у ребенка появляется неспособность к формированию серии движений: он произносит отдельный звук, но не может сказать группу звуков. Симптом — искажение слоговой структуры слова, застревание на одном слоге;
  • афферентная. Возникает при поражении постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария). Оно вызывает расстройство чувств артикуляционной позы: ребенок не понимает, открыт у него рот или закрыт, в каком положении находятся язык и губы, есть ли вибрация голосовых связок. Это приводит к неправильному произношению некоторых звуков. Также малыш избегает говорить слишком сложные в плане артикуляции звуки, поэтому часто пропускает или заменяет их на другие.

Оба вида моторной алалии лечатся комплексом мер, которые включают как медикаментозную терапию, так и логопедические занятия.

Симптомы моторной алалии

Симптомами моторной алалии называют:

  • полное отсутствие речи после 3 лет жизни (до этого врачи ставят диагноз «задержка речевого развития»);
  • неврологическая симптоматика: быстрая утомляемость, односторонний птоз века, бегающие зрачки, расстройство пальцевой моторики, сложность с определением частей, цифр, сторон (лево-право);
  • психопатологическая симптоматика: отклонения в слуховом внимании, конкретность мышления, слабость внимания, недоразвитие эмоциональной и волевой сферы, лабильность настроения, излишняя доверчивость или сильная раздражительность;
  • нарушение осанки и астеничность, проблемы с координацией движений, леворукость из-за слабости правой руки, гиперактивность или малоподвижность;
  • речевые признаки: нарушение произношения всех групп звуков, неспособность правильно произнести слова, фразы, неправильное использование высоты и силы голоса, обедненная лексика, грубые нарушения грамматики (особенно часто используются инфинитивы вместо форм глаголов);
  • несоответствие активного и пассивного словаря — очень яркий симптом. Ребенок понимает слово, способен истолковать его смысл, но не может произнести его.

Ранняя диагностика данного заболевания позволяет вовремя начать лечение и сделать его более эффективным. Если вы заметили один или несколько симптомов, не откладывайте посещение врача.

Читайте также:
Фурадонин Авексима: инструкция по применению, как правильно принимать препарат взрослым и детям, аналоги
Диагностика и лечение моторной алалии

При моторной алалии большое внимание уделяется диагностике. Проблема в том, что эту болезнь можно легко перепутать с другими нарушениями речи. Обследование должно включать:

  • сбор анамнеза, если это возможно. Он позволяет определить причины патологии;
  • прохождение различных исследований. Часто назначаются: ЭЭГ, эхоэнцефалография, исследование слуховой функции – отоскопия, аудиометрия; рентгенография черепа, МРТ головного мозга;
  • консультации ЛОРа, психоневролога, невропатолога, психолога;
  • динамическое обследование, которое начинается после коррекционной работы: специалист смотрит на динамику развития речи и уточняет диагноз.

Детей с моторной алалией необходимо лечить сразу несколькими методами. При грамотном подходе можно вернуть ребенка к речевой норме за 2-3 года. Для этого необходимо:

  1. Принимать такие препараты, как «Пирацетам», «Ноотропил», «Пантогам», «Церебролизин», «Актовегил» и др.
  2. Посещать физиотерапевтический кабинет. Часто назначают электрофорез, магнито- и лазеротерапию, ИРТ, водолечение, электропунктуры.
  3. Работать с мелкой моторикой рук, развивать память и мышление.
  4. Формировать словарь, заниматься логоритмическими упражнениями, стимулировать речевую активность.

Очень важно правильно подобрать препараты с учетом степени повреждения головного мозга. Также лечение должно проходить у опытного логопеда, который уже знаком с проблемой и знает, как с ней работать. Избегайте народных методов: они малоэффективны и просто тратят ваше время.

Возможные осложнения и последствия

Если упустить время и не лечить детей с моторной алалией, у них в последующем могут возникнуть значительные проблемы. Самые частые последствия:

  • появление дисграфии и дислексии, когда ребенок не может правильно писать или воспринимать написанный текст;
  • возникновение заиканий и других нарушений работы артикуляционного аппарата;
  • появление и усиление речевого негативизма (осознанный отказ от речи, когда ребенок не хочет использовать слова вообще).

Осложнения значительно затрудняют интеграцию ребенка в общество и снижают его возможности обучения.

Речевой негативизм может быть следствием и других факторов. Например, дикцию нарушают кривые зубы. Читайте об этом подробнее здесь: Причины, опасность и лечение кривых зубов у детей и взрослых.

Прогноз

Прогноз и улучшения, которые наблюдаются во время лечения детей с моторной алалией, очень сильно зависят от степени повреждения мозговых структур. Во многом наш организм способен компенсировать некоторые нарушения, но это при обширных поражениях это невозможно. Также влияет возраст начала лечения, т. к. чем старше человек, тем меньше шансов восстановить речевую функцию.

Болезнь имеет благоприятный прогноз: через 2-3 года регулярных занятий ребенок дойдет до языковой нормы, компенсирует нарушения и избавится от большинства симптомов.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начинать еще во время беременности. В этот период необходимо избегать факторов, которые могут повредить центры речи в головном мозге ребенка или стать причиной недостаточного их развития. Также нельзя отказываться от грудного вскармливания без веских причин, регулярно проводить обследования малыша и заниматься комплексным развитием ребенка.

Панацеи, волшебного способа, который с гарантией спасет от развития моторной алалии, не существует. Но правильный подход к вынашиванию и воспитанию малыша поможет упростить диагностику в начале жизни и сделать более эффективным последующее лечение.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия является следствием поражения коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей. Из-за этого повреждения ребенок «не слышит» слова окружающих, несмотря на хороший слух и способность к развитию активной речи. Собственная речь у ребенка отсутствует полностью, а если и развивается, то останавливается на уровне лепетных слов. Малыш может повторить только что услышанное слово и запомнить его на некоторое время. Отсутствие способности распознавать звуки приводит к тому, что ребенок не понимает речи вовсе.

Методы диагностики и симптоматика

Диагностика проводится теми же методами, что и для детей с моторной алалией: ребенку необходимо пройти ЭЭГ, рентгенографию черепа, МРТ головного мозга, отоскопию и др. Для уточнения диагноза следует посетить невролога, логопеда, психолога, отоларинголога.

Диагноз ставится, когда наблюдается сразу несколько следующих симптомов:

  • речь активная, дети «разговаривают» много и с нормальными интонациями, но при этом фразы непонятны для окружающих, потому что состоят из обрывков слов и бессмысленных звукосочетаний;
  • не формируются связи между слышимыми и произносимыми словами, названия предметов не закрепляются за ними;
  • ребенок запоминает слово после 20-25 повторений при нормальных 3-5 у здорового малыша;
  • наблюдается отсутствие контроля за собственной речью;
  • неврологические и психические симптомы проявляются в повышенной возбудимости, слабых проявления эмоционально-волевой сферы и вторичной задержкой умственного развития.

Нередко у детей с сенсорной алалией проявляются нестандартная работа слуха. Они хорошо слышат любые звуки, но быстро от них устают, поэтому могут перестать воспринимать громкие звуки (истощение слуховой функции). Одинаковые по частоте и громкости эффекты ребенок может воспринимать по-разному: то слышать их, то не слышать. Чем больше интервал между звуками/словами, тем лучше ребенок их распознает.

Читайте также:
УЗИ поджелудочной железы: размеры в норме у женщин и мужчин
Коррекционная работа логопеда

Важно понимать, что главная задача логопеда при работе с алаликом — включить сохранные каналы речевой деятельности и заставить их активно работать. Для этого существует множество приемов, правильно применять которые может только специалист. Родители не могут заменить логопеда.

Занятия с логопедом

Занятия с логопедом при алалии очень важны

Способы лечения

Сенсорную алалию чаще всего лечат в первую очередь медикаментами. Но это не совсем правильный подход: необходимо комплексное влияние. Этапы лечения следующие:

  1. Подбор препаратов. Они нужны для улучшения мозгового кровообращения и коррекции поведения (если ребенок слишком пассивен или слишком активен). Можно заменить влияние таблеток традиционной китайской медициной, но для этого требуется поездка в Китай. В России такое лечение предлагают в основном шарлатаны.
  2. Работа с психологом. Причем она нужна не только ребенку, но и семье. Очень важно правильно построить общение между всеми вовлеченными в лечение людьми.
  3. Работа с логопедом. Логопед является основным специалистом, который подтверждает диагноз и начинает лечение. Очень важно найти хорошего врача.
  4. Поиск мотивации. Занятия большинству детей даются сложно, поэтому важно, чтобы в семье поддерживали успехи малыша.
  5. Формирование привычки заниматься дома. Важно, чтобы родители пришли к пониманию, что лечение не заканчивается за порогом кабинета логопеда. Дома необходимо создать условия для занятий, закупить или одолжить дидактические материалы, научиться их правильно применять и просить у логопеда домашнее задание. Также важны творческие занятия на развитие мелкой моторики: рисование, лепка и т. д. Возможно подключение дополнительных нестандартных методик: иппотерапии, дельфинотерапии и т. д.
  6. Преодоление речевого негативизма и формирование правильной языковой среды.
  7. Развитие моторики за счет активных игр, музыки, танцев, логоритмических занятий.

Чем больше вариантов активностей в лечении вы подключите и лучше условия создадите, тем больше шанс справиться с болезнью.

Методика выполнения массажа

Нередко при алалии рекомендуют делать специальный логопедический массаж. Он необходим не для развития органов артикуляции, а для того, чтобы ребенок начал лучше их чувствовать. Но часто массаж не требуется вовсе: нарушение речи нередко вызвано не проблемами с артикуляционным аппаратом, а иными факторами.

Самостоятельно массаж проводить нельзя: это должен делать специалист, который прошел специальное обучение и знает особенности работы с пациентами. Также массаж противопоказан при увеличении лимфоузлов, вирусных или бактериальных заболеваниях ротовой полости, болезни крови и сосудов и в некоторых других случаях.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Существует особая методика, которая помогает повысить восприимчивость к звукам у ребенка. Она заключается в создании определенных условий жизни. Логопед рекомендует родителям организовать тихий час и день отдыха слуха с определенной регулярностью. В детской комнате для этого устраняются лишние звуки: телевизор, компьютер, планшет. Также в это время взрослые не должны разговаривать с ребенком.

Режим тишины перемежается режимом интереса. Ребенок перестает убегать от надоевших звуков и начинает изучать их. Логопед помогает малышу определять предмет звучания и распознавать речь. Также специалист обращает внимание ребенка на различные эмоциональные реакции, помогает их скопировать и проявить при необходимости.

Прогноз и профилактика

Хотя при моторной алалии прогноз более благоприятный, родителям детей с сенсорной формой не стоит сдаваться. Здесь также сильное влияние имеет степень поражения мозга. Обязательно пройдите все возможные варианты диагностики и подберите препараты, помогающие организму компенсировать утраченные функции.

Выводы. Советы специалиста

Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.

Лечение заболевания обязательно должно быть комплексным. Во время диагностики определяется его причина и назначается курс. После ребенку необходимо давать лекарства, посещать физиотерапевтический кабинет, занятия по общей ручной моторике и др. Немалую роль играет стимулирование речевой активности с логопедом.

Помните, что прогноз при алалии хотя и зависит от степени поражения головного мозга, но определяется правильным лечением. Своевременное определение проблемы и использование всех доступных метолов терапии нередко позволяет полностью устранить моторную алалию и значительно ослабить влияние сенсорной алалии на жизнь ребенка.

Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка 3-4 лет: с чего начать занятия в домашних условиях?

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

shutterstock_48208105

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Читайте также:
Повышенный пролактин. Симптомы у женщин, причины при планировании беременности, лечение

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Ребенок с мамой

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Обследование слуха

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Читайте также:
Ребенок на морозе прилип к металлу языком – первая помощь

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Пальчиковые игры

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Алалия: ребенок не хочет говорить или не может?

«Он у нас такой умненький, все понимает! Вот только говорить не хочет!» Такую фразу часто можно услышать от бабушек, дедушек и мам на детских площадках. Такие дети в возрасте от 2 до 4 лет часто играют молча в песочнице, катаются на качелях, самокатах или велосипедах. И молчат, за весь день не проронят ни слова. С каждым годом количество неговорящих детей увеличивается. Что это? Нежелание говорить? А может, есть проблема, которую необходимо решать?

Отсутствие речи (когда ребенок не произносит даже отдельных слов) или ее недоразвитие (словарный запас составляет не более 15 слов) называется алалией. В логопедической коррекционной работе алалия занимает второе место по частоте среди всех речевых нарушений.

Симптомы алалии

При алалии речь у ребенка появляется позже общепринятых норм. Словарный запас малыша очень маленький, не более 10–15 слов. В речи присутствуют аграмматизмы — неправильно построенные предложения, неверно образованные слова, потому что при алалии ребенок испытывает сложность при построении и восприятии предложений. Очень часто малыш нарушает слоговую и звуковую структуру слов (характерна перестановка, пропуски или добавление лишних звуков и слогов), нарушены у него и фонематические процессы (фонематический слух, восприятие, представления, анализ и синтез речи). Также страдает и звукопроизношение (процесс образования речевых звуков).

Статистика нарушения такова: алалия в среднем фиксируется у каждого четырнадцатого дошкольника и у 0,6% детей младшего школьного возраста. Причем чаще алалия наблюдается у мальчиков.

Причины алалии

Алалия — это клинический диагноз. Ставит его невропатолог, если у ребенка к трем годам речь полностью отсутствует. Если же малыш говорит, но у него очень маленький словарный запас (до 15 слов) и нарушено звукопроизношение — это признаки общего недоразвития речи (ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР).

Существует множество причин, которые способствуют возникновению алалии. Они могут воздействовать на ребенка в разные периоды его жизни. Давайте с ними ознакомимся.

Например, в период внутриутробного развития последующую алалию могут спровоцировать следующие факторы:

  • гипоксия плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • токсикозы;
  • угрозы прерывания беременности и др.

Алалия может быть результатом таких осложнений во время родов:

  • асфиксия;
  • внутричерепная родовая травма;
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды.
Читайте также:
Таблетки Таурин – инструкция, правила применения препаратов аминокислоты

В первый год жизни малыша факторами, провоцирующими алалию, могут послужить:

  • ЧМТ(черепно-мозговая травма);
  • частые ОРВ и пневмонии;
  • операции под общим наркозом;
  • дефицит речевых контактов.

Очень часто у детей с алалией прослеживается целый ряд факторов, которые приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции). А это, в свою очередь, ограничивает самостоятельные возможности речевого развития малыша.

Если в анамнезе имеется хотя бы один из вышеперечисленных факторов, не упускайте драгоценного времени. Обратитесь за консультацией к специалистам — логопеду и неврологу.

Квалифицированный логопед консультирует детей уже в возрасте одного года. Чем раньше будет выявлено данное речевое нарушение или склонность к нему, тем легче будет проходить коррекция.

На данный момент специалисты-логопеды выделяют три вида алалии:

  • моторную алалию (экспрессивную) — ребенок понимает речь окружающих, но собственная, самостоятельная речь не развивается;
  • сенсорную алалию (импрессивную) — малыш не понимает речь окружающих, даже если слух ребенка в норме;
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную, в которой преобладает нарушение развития импрессивной или экспрессивной речи).
Моторная алалия

Для моторной алалии характерны как неречевые (неврологические и психологические), так и речевые проявления.

Со стороны неврологии проявляются такие симптомы, как:

  • неловкость, скованность движений;
  • плохая координация движений;
  • неразвитость мелкой моторики (застегивание и расстегивание пуговиц и змеек, шнуровка обуви, складывание пазлов, мозаики).

С психологической стороны у детей с моторной алалией отмечаются нарушения:

  • памяти (в большей степени слуховой);
  • внимания;
  • восприятия;
  • эмоционально-волевой сферы.

Присутствуют и особенности в поведении. Дети могут быть как очень активными, так и малоподвижными, заторможенными. Они быстро устают, у них снижен уровень работоспособности. Детям с моторной алалией в большей степени свойственен речевой негативизм.

У детей с алалией также часто страдает интеллектуальное развитие. Это происходит из-за недостаточного развития речи. Если заниматься ее развитием, то развиваются и приходят в норму интеллектуальные возможности малыша.

При моторной алалии этапы становления речевых умений обычно проходят с опозданием.

Гуление, лепет, лепетный монолог, появление слов, фраз, контекстной речи наблюдаются у таких детей позже общепринятых норм.

С логопедической стороны проблем с нарушением подвижности речевого аппарата нет. В этой сфере страдает звукопроизношение. Малыш может заменять, а также смешивать спорные по звучанию звуки. Это выражается в том, что ребенок не может повторить звуковой образ слова. То есть идет искажение слоговой структуры слова (перестановка, пропуск или добавление лишних звуков и слогов).

Также страдает и словарный запас ребенка, не соответствующий возрастной норме. Маленький словарный запас связан с тем, что малыш не понимает значения слов, зачастую неуместно их применяет, заменяет слова по звуковому сходству. Новые слова усваиваются с трудом. В лексике ребенка преобладают чаще всего существительные в именительном падеже. Использование других частей речи резко ограничивается. Позже возникают большие трудности при образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь ограничивается простыми, короткими предложениями, обычно одно- или двусоставными. При алалии малышам очень трудно последовательно изложить происходящие или происходившие события. Также вызывают сложности моменты выделения главного и второстепенного, передача смысла событий, определение временных связей.

Чаще всего у детей с моторной алалией имеется только звукоподражание. иногда отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестами.

Справиться с данным речевым нарушением помогут невролог, психолог и логопед. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и качественнее пройдет коррекция данного нарушения у ребенка.

Сенсорная алалия

У детей с сенсорной алалией нарушается восприятие и понимание смысла речи, которая направлена в их адрес.

На первый взгляд может показаться, что ребенок просто вас не слышит. Реакция на речь полностью отсутствует. Малыш относится к обращенным к нему словам как к бессмысленному шуму. Часто отсутствует и реакция на свое имя. При этом физиологический слух малыша в полном порядке.

Также при сенсорной алалии ребенок может страдать гиперакузией — повышенной восприимчивостью к различным тихим звукам (шелест, скрип, писк).

Интересно, что речевая активность у детей с сенсорной алалией высока. Но их речь — это набор бессмысленных звукосочетаний, обрывков слов. Речь бессвязна, непонятна окружающим, потому что лишена смысла. Малыш может повторять несколько раз подряд новое, незнакомое ему слово.

Кроме повторения слов такие дети могут:

  • повторять звуки и слоги;
  • пропускать слоги в слове;
  • объединять части разных слов в одно целое;
  • делать звуковые замены.

Рассмотрим пример сенсорной алалии. Если ребенок все же понимает смысл и значение обращенной к нему фразы, то понимание сразу исчезает, если в ней изменить порядок слов или темп речи. При общении с таким ребенком нужно учитывать следующее: если малыш смотрит на говорящего, то лучше понимает его речь. Такие дети как бы «читают с губ».

На практике сенсорная алалия в чистом виде, к счастью, встречается редко, потому что подобные дети нуждаются в длительной и целенаправленной коррекционной работе. Для этого необходима помощь невролога, логопеда и психолога. Совместная работа специалистов быстрее даст результат — овладение ребенком речью. Поэтому не затягивайте решение проблемы неговорящего ребенка и займитесь коррекцией как можно раньше.

Читайте также:
УЗИ поджелудочной железы: размеры в норме у женщин и мужчин

Алалия – симптомы, причины, виды и лечение

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

Виды алалии

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

    . Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга. . Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
  • Сенсомоторная (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.

Пройдите тест и получите бесплатный подарок, комплект документов для работы с детьми с алалией!

Основные симптомы алалии

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
  • Неправильная замена звуков в слове.
  • Выпадение предлогов из фраз.
  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.
  • Проблемы с координацией.
  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
  • Повышенная утомляемость.
  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

  • Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
  • Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
  • У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
  • Активное использование мимики и жестов в общении.
  • Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
  • Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
  • Выраженная задержка интеллектуального развития.
  • Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Ссылка на основную публикацию