Алгоритм взятие мазка из зева и носа у детей

Алгоритм взятия мазка из носа и зева

Читайте также:

  1. II. Приготовление мазка крови для подсчета лейкоцитарной формулы
  2. XII. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
  3. Алгоритм
  4. Алгоритм 65 «Кровотечение в послеродовом периоде»
  5. Алгоритм 72 «Ожоги и травмы глаза, века, конъюнктивы»
  6. Алгоритм MD4
  7. Алгоритм RC6
  8. Алгоритм RSA
  9. Алгоритм Брезенхема для окружности
  10. Алгоритм Брезенхема.
  11. Алгоритм вибіркового методу

Цель:Собрать для бактериологического исследования.

Оснащение:1) стерильные резиновые перчатки, маска;

2) стерильные пробирки с сухими ватными тампонами-2шт.

2) штатив для пробирок 3) шпатель стерильный

4) бланк-направление в лабораторию 5) стеклограф.

Обязательное условие: забор материала из зева производить натощак, до орошения или полоскания горла.

Алгоритм действия:

1. Объясните маме цель и ход проведения процедуры, получите согласие.

2. Подготовьте необходимое оснащение

3. Выпишите направление в лабораторию.

4. Обработайте руки гигиеническим способом, надеть стерильные перчатки.

5. Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку).

6. Стеклографом промаркируйте пробирки «Н», «З» (нос,зев).

7. Усадите ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафик­сируйте его с помощью помощника.

а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;

б) руки и туловище фиксирует одной рукой;

в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку.

8. Извлеките ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован.

9. Большим пальцем левой руки приподнимите кончик носа ребенка.

10. Осторожно введите тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам.

11. Собрав материал, поместите тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

12.Попросите ребенка широко открыть рот и шпателем осторожно нажмите на корень языка.

Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него.

13.Извлеките ватный тампон из пробирки маркированной знаком «З»

взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован.

14. Осторожно, не касаясь языка и щек введите тампон в полость рта.

15.Снимите тампоном слизь с небных миндалин и небных дужек в такой последовательности: миндалина- дужка- язычок- дужка- миндалина.

Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию- материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани.

16.Извлеките тампон из ротовой полости, аккуратно, не касаясь слизис­тых, языка, зубов и поместите в пробирку, не касаясь ее краев.

17.Вымойте и обработайте антисептическим материалом руки в перчатках.

18. Снимите маску, перчатки.

19. Вымойте и осушите руки.

20. Немедленно отправьте материал в бактериологическую лабораторию сразу или не позже 3 часов, при условии хранения в холодильнике. вместе с направлением.

1.Забор материала из носоглотки проводить натощак, до полоскания или орошения зева.

2.При наличии пленок в зеве и подозрении на дифтерию- материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Техника взятия мазков из зева и носа на флору у детей

Существует три метода обследования:

I метод. Обследование здоровых детей:

– оформление детей в детские учреждения;

– контактных детей по дифтерии.

II метод. Обследование детей с разными формами ангин.

III метод (экспресс-метод). Обследование детей, болеющих дифтерией.

– Обследование проводится утром, натощак (ребенка не кормить и не поить), или через 2 часа после приема пищи.

– Среда имеет красный цвет. Хранить среду в холодильнике в течение 2 суток.

2. Поставить чашку со средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37oC.

3. Разделить стеклографом чашку со средой на обратной стороне на 2 части. Подписать стеклографом №1 – нос, №2 – зев.

4. Одеть стерильные резиновые перчатки.

5. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Нанести на чашку сначала густые штрихи, а потом – редкие параллельные штрихи.

Наносить штрихи параллельно линии раздела среды, аккуратно, не повреждая среду.

6. Открыть ребенку рот. Левой рукой придерживать язык шпателем. Другим стержнем взять мазок с миндалин. Сделать посев на чашку так же, как посев из носа.

7. Написать направление. Отправить посев в бактериологическую лабораторию в течение 2 часов.

Направление в баклабораторию:

Бактериологическое исследование на наличие возбудителя дифтерии (бацилла Лефлера – BL)

Примечание. Транспортная среда имеет светло-желтый цвет. Хранится в холодильнике в течение 7 суток.

2. Поставить две пробирки с транспортной средой в термостат на 20 мин. Подогреть до 37oC.

3. Одеть стерильные резиновые перчатки. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок со слизистых оболочек обоих носовых ходов. Опустить стержень в среду.

4. Открыть ребенку рот. Придержать язык шпателем. Осторожно вытянуть стержень из другой пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной слизистой оболочки миндалин. Опустить стержень в пробирку со средой.

5. Пронумеровать пробирки №1 – зев, №2 – нос.

6. Выписать направление.

7. Отправить пробирки в бактериологическую лабораторию в течение 2 часов.

1. Вымыть руки, одеть стерильные резиновые перчатки.

2. Осторожно вытянуть стержень из пробирки. Взять мазок на границе здоровой и измененной тканей. Осторожно опустить стержень в пробирку.

3. Написать направление. Срочно отправить в баклабораторию.

Направление в баклабораторию:

Посев на возбудителя дифтерии

Бактериологическая диагностика – Взятие мазков из зева и носа, смывов из носоглотки.

Посевы слизи из зева производятся при дифтерии, менингококковой инфекции, ангине, острых респираторных вирусных заболеваниях, коклюше и других инфекциях. Тампон, с помощью которого забирается материал, должен быть заранее стерильным. Обычно ватный или марлевый тампон навертывается на деревянную палочку или проволоку из нержавеющего материала и опускается в пробирку.

Мазок из зева берут натощак или не ранее 2 часов после полоскания, питья либо еды под визуальным контролем с использованием шпателя, как при осмотре зева, не касаясь тампоном слизистых оболочек рта, языка, зубов. Корень языка придавливают книзу и кпереди шпателем, держа его левой рукой, а правой рукой осторожно вводят в ротовую полость тампон и снимают налет. Лучше всего снять налет или слизь на границе пораженного участка, где возбудителей больше, чем в других местах.

Перед взятием слизи из носа необходимо предварительно очистить нос (предложить больному высморкаться) сухим ватным фитилем и удалить корки. Тампон вводят в каждую ноздрю, плотно прикасаясь всеми сторонами его к стенкам и перегородке носа. Полученный материал с тампона немедленно высевается на соответствующие плотные питательные среды, а также наносится на предметное стекло, обводится стеклографом, подсушивается и направляется в лабораторию для микроскопического исследования.

Забор материала для риноцитологического исследования производится следующим способом. Небольшой ватный тампон на деревянной палочке, увлажненный физиологическим раствором, вводят в носовой ход на глубину 2—3 см, слегка прижимая всеми сторонами к слизистой оболочке нижней носовой раковины. Затем с тампона делаются отпечатки на чистом, обезжиренном эфиром предметном стекле. Границы отпечатков обводятся стеклографом. Отпечатки подсушиваются и направляются в лабораторию, где после специальной окраски при микроскопии в них определяются клеточный состав и характер внутриклеточных включений.

Читайте также:  Сложные капли в нос для детей состав пропорции

Мазки-отпечатки слизистой носа можно приготовить также на специальных пластинках из стекла или плексигласа. Пластинки должны иметь длину 70— 80 мм, ширину 5—6 мм, толщину 2—2,5 мм, закругленные и хорошо отшлифованные края. После обработки пластинки эфиром ее вводят в носовой ход на глубину 2—3 см, слегка прижимая к носовой перегородке. Выводят пластинку наружу также по носовой перегородке, стараясь не смазать отпечаток. Границы отпечатка отмечают стеклографом, подсушивают и направляют в лабораторию для дальнейшего исследования.

Для иммунофлюоресцентной диагностики (метод ускоренной диагностики гриппа и других ОРВИ в первые дни болезни) исследуемый материал обрабатывают сыворотками, содержащими специфические антитела, меченные флюорохромами. Соединение меченых антител с гомологичными антигенами сопровождается характерным свечением комплексов, выявляемых в люминесцентном микроскопе.

Смывы из носоглотки используются главным образом для выделения вирусов при гриппе, кори, краснухе, ветряной оспе и других вирусных инфекциях. Они производятся в первые дни болезни, когда возбудитель интенсивно размножается в эпителиальных клетках дыхательных путей. Больному предлагают прополоскать горло стерильным физиологическим раствором. Процедуру повторяют трижды, используя при этом каждый раз по 10—15 мл жидкости. Смывы собирают в широкогорлую стерильную банку. Кусочками стерильной ваты, захваченной пинцетом, протирают заднюю стенку глотки и носовые ходы. Ватные тампоны опускают в банку со смывом. Материал направляют в лабораторию для последующего изучения (вирусологический, иммунофлюоресцентный и другие методы исследования).

13. Техника взятия мазков из зева и носа на флору

Обязательное условие:забор материала из зева проводится натощак, до орошения или полоскания горла.

Оснащение:штатив для пробирок, бланк направление в лабораторию, 2 стерильных пробирки с ватным тампоном, маска и 1 пара стерильных перчаток, шпатель, стеклограф, лоток для использованного инструментария, контейнер для отходов класса «В».

Подготовка к манипуляции:

1. Выписать направление в лабораторию.

2. Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З» (нос, зев).

3. Провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки, маску.

Мазок из зева и носа на флору.

Ф.И.О., возраст ребёнка.

название, отделение, № палаты или № участка и адрес.

Число, подпись медицинской сестры.

1. Объяснить маме ход процедуры, получить информированное согласие.

2. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами.

б) руки и туловище фиксирует одной рукой.

в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку.

3. Взять в левую руку пробирку и шпатель.

4. Надавить шпателем на корень языка, правой рукой за пробку извлечь из пробирки стерильный тампон.

5. Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки рта и языка, провести тампоном по дужкам и небным миндалинам.

6. Взять вторую пробирку левой рукой и, придерживая кончик носа, ввести тампон вращательными движениями в глубь левой и правой половины носа.

7. Осторожно, не касаясь наружной поверхности, ввести тампон в пробирку.

8. Спросить пациента о самочувствии.

1. Подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

2. Провести дезинфекцию и утилизацию отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно – профилактических учреждений».

3. Снять перчатки, поместить их в контейнер для отходов класса «В».

4. Вымыть, осушить руки.

14. Техника закапывания капель в нос

Оснащение:Флакон с лекарственным средством, пипетки, резиновый баллончик, марлевые салфетки, перчатки, контейнер для отходов класса «В», маска.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук, надеть перчатки, маску.

3. Прочитать название лекарственного препарата, дать маме информацию о лекарственном препарате и его возможных побочных действиях.

4. Уложить ребёнка 1 года жизни на пеленальный стол, ребёнка старшего возраста усадить.

5. Очистить носовые ходы ребёнка раннего возраста с помощью резинового баллончика, при наличии корочек – удалить их жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле. Ребёнок старшего возраста должен высморкаться без напряжения, поочерёдно из каждой ноздри в марлевую салфетку.

1.Пипеткой набрать лекарственное вещество.

2.Придать ребёнку правильное положение: со слегка запрокинутой головой и при закапывании в левую ноздрю склонить голову влево, в правую – вправо.

3. Поместить левую руку на лоб ребёнка и приподняв большим пальцем левой руки кончик носа, закапать 2-3 капли лекарственного средства поочерёдно в каждую ноздрю – с интервалом в 1-2 минуты, по наружной стенке носовых ходов.

• – При закапывании сосудосуживающих капель прижать пальцем крыло носа с

соответствующей стороны к носовой перегородке и сделать лёгкие вращательные

• – При закапывании масляных капель предупредить ребёнка (старшего возраста) о том, что

он почувствует вкус капель во рту.

4. Спросить пациента о самочувствии.

1. Погрузить пипетку в дезинфицирующее средство.

2. Снять перчатки и погрузить в контейнер для отходов класса «В».

3. Снять маску, положить в контейнер для использованных масок.

4. Вымыть руки и осушить.

5. Сделать запись о введении лекарственного средства.

Стандарт «Взятие мазка из зева»

Цель:диагностическая:выявление возбудителя заболевания.

Показание:исследование микрофлоры зева, подозрение на инфекционное заболевание.

Приготовьте:штатив со стерильными пробирками с плотно закрывающимися марлевыми тампонами, в которые вмонтированы стержни с накрученными сухими ватными тампонами на изогнутой проволоке для забора материала,шпатель стерильный в крафт-пакете, лоток, бикс для транспортировки пробирок; бланк-направление; стеклограф для маркировки пробирки, перчатки, маску, емкость с дезраствором, КБУ.

Алгоритм действия:

1. Объясните пациенту ход и цель процедуры и получите согласие на ее проведение.

2. Выпишите направление в баклабораторию.

3. Промаркируйте стеклографом пробирку, поставьте соответствующий номер в направлении: ЗЕВ- №1, установите пробирку в штатив.

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте маску и перчатки.

5. Усадите пациента лицом к источнику света и попросите пациента слегка запрокинуть голову назад.

6. Сядьте напротив пациента.

7. Возьмите в левую руку стерильную пробирку с тампоном между IV и V пальцами и шпатель тремя другими пальцами.

8. Попросите пациента широко открыть рот, зафиксируйте язык, надавив шпателем на корень языка книзу и кпереди.

9. Извлеките стержень со стерильным тампоном из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован.

10. Введите тампон в полость рта, не касаясь слизистой оболочки щек, зубов, языка, мягкого неба.

11. Легким вращательным движением проведите тампоном 2-3 раза по задней стенке глотки.

12. Снимите тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: правая небная дужка, правая миндалина, язычок, левая небная дужка, левая миндалина и задняя стенка глотки.

Читайте также:  Капли глазные в нос для детей: инструкция по применению

13. Извлеките тампон из ротовой полости, не касаясь слизистой оболочки рта, зубов, языка и введите его в пробирку, не касаясь ее края и наружной поверхности, затем плотно закройте.

14. Извлеките шпатель из полости рта, погрузите в емкость с дезраствором.

15. Поставьте штатив с пробиркой в бикс, закройте на «замок».

16. Снимите перчатки, маску, поместите в КБУ.

17. Вымойте и осушите руки.

18. Доставьте взятый материал в биксе с направлением в баклабораторию не позднее 2-х часов после взятия или поместите в термостат при t°- 37ºС до отправки в бактериологическую лабораторию.

Примечание:

– забор материала из зева проводится утром, натощак или через 2 часа после приема пищи, питья, до полоскания горла, чистки зубов (до приема лекарственных препаратов);

– результат бакисследования получают через 5-7 дней при соответствующей подготовке пациента и правильном взятии мазка;

– при ярко выраженных локальных изменениях материал берется двумя тампонами – из очага и всех других секторов.

Стандарт «Взятие мазка из носа»

Цель:диагностическая: выявление возбудителя заболевания.

Показания:исследование микрофлоры носа, подозрение на инфекционное заболевание.

Приготовьте:штатив со стерильными пробирками, плотно закрывающимися ватно-марлевыми тампонами (пробкой), в которые вмонтированы стержни с накрученными сухими ватными тампонами для забора материала; шпатель стерильный в крафт-пакете; бикс для транспортировки пробирок, штатив, стеклограф, направление, резиновые перчатки, маску, вазелиновое масло, турунды, КБУ.

Алгоритм действия:

1. Объясните пациенту цель и ход исследования и получите его согласие на процедуру.

2. Выпишите направление в лабораторию.

3. Промаркируйте стеклографом пробирку, поставьте соответствующий номер в направлении: «НОС-2», установите пробирку в штатив.

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте маску, перчатки.

5. Усадите пациента лицом к источнику света, голова должна быть слегка запрокинута назад.

6. Садитесь напротив пациента.

7. Осмотрите полость носа, убедитесь, что она чистая.

8. Очистите переднюю часть полости носа (предложите пациенту высморкаться), удалите корки из полости носа, размягчив их стерильным вазелиновым маслом. Затем очистите сухой ватной турундой.

9. Возьмите закрытую пробирку с меткой «НОС-2» в левую руку под III, IV, V пальцы, а правой рукой, держа за пробку извлеките из нее тампон (пальцы правой руки должны касаться только пробки пробирки, в которую вмонтирован стержень с тампоном).

10. Приподнимите большим пальцем левой руки кончик носа пациента, а правой рукой введите тампон легкими вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, на глубину 1,5-2 см, плотно прикасаясь к их стенкам и перегородке носа.

11. Извлеките тампон с содержимым из полости носа.

12. Осторожно, не касаясь краев и наружной поверхности пробирки, введите в нее тампон.

13. Следите, чтобы пробирка была плотно закрыта.

14. Поставьте пробирку в штатив, затем в бикс, закрыв его на «замок».

15. Снимите перчатки, маску, поместите в КБУ.

16. Вымойте и осушите руки.

17. Отправьте взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию не позднее 2-х часов.

Примечание:материал до доставки необходимо хранить в холодильнике при t°-4°-6°C.

Стандарт «Сбор мочи на общий клинический анализ»

Цель:диагностическая: оценка физических свойств, химического состава мочи и микроскопии осадка мочи.

Показание:общее обследование пациента.

Приготовьте:чистую сухую стеклянную банку 100-200 мл с широким горлом с крышкой, мочеприемник или судно,оснащение для подмывания пациента,напишите и наклейте направление на банку ( отделение, № палаты, ФИО пациента, цель исследования, дата, подпись м/с).

Алгоритм действия:

1. Объясните пациенту цель и ход исследования и получите его согласие.

2. Проведите инструктаж с пациентом о порядке сбора мочи.

3. Обучите пациента правильно подготовить емкость для сбора мочи (в амбулаторных условиях).

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

5. Дайте пациенту банку с наклеенным направлением.

6. Обучите пациента технике гигиенической процедуры ( подмойте наружные половые органы в направлении спереди назад) утром.

7. Пациент должен выпустить первую струю мочи в унитаз на счет «1», «2» и задержать мочеиспускание.

8. Соберите в приготовленную банку 100-200 мл мочи и завершите мочеиспускание в унитаз.

9. Закройте банку крышкой.

10. Объясните пациенту или его родственникам, куда и в какое время отнести емкость с мочой и направлением, где он должен их оставить и кому сообщить об этом.

11. Отправьте собранную мочу в лабораторию в течение 1 часа.

12. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.

Примечание:

– у женщин в период менструации мочу для исследования берут катетером;

– хранение мочи до исследования допускается только в холодильнике не более 1,5 часа.

Стандарт «Сбор мочи по методу Нечипоренко»

Цель:диагностическая: определение количества клеточных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров).

Показание:по назначению врача (при заболеваниях почек).

Приготовьте:чистую сухую стеклянную банку 50-100 мл с широким горлом; напишите и наклейте направление (отделение, № палаты, ФИО пациента, цель исследования, дата, подпись м/с).

Алгоритм действия:

1. Проведите инструктаж с пациентом о порядке сбора мочи для исследования.

2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

3. Подмойте наружные половые органы пациента в направлении спереди назад.

4. Первую порцию струи мочи пациент должен выпустить в унитаз (мочеприемник, судно) на счет «1», «2» и задержать мочеиспускание.

5. Соберите в приготовленную банку среднюю порцию струи мочи в количестве 50 мл.

6. Отправьте собранную мочу в лабораторию.

7. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.

Примечание:исследование мочи можно проводить в любое время суток.

Метод Нечипоренко – это количественный метод определения лейкоцитов, эритроцитов и цилиндров более объективен, чем микроскопия осадка. Метод имеет большое значение для диагностики неясных, скрыто протекающих форм нефрита и пиелонефрита, для динамического наблюдения за больными и для контроля эффективности проводимого лечения.

Показатели форменных элементов в норме:

лейкоцитов – до 4000 в 1 мл;

эритроцитов – до 1000 в 1 мл;

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Мазок из зева и носа на микрофлору техника проведения, подготовка

Мазок из зева и носа входит в стандарт лабораторной диагностики воспалительных заболеваний ЛОР-органов. Полученный материал отправляют в лабораторию, где определяют вид возбудителя болезни и его чувствительность к антибиотикам. На основании полученных данных врач определяет тактику лечения. Чтобы результаты получились достоверными, мазок забирается по определенному алгоритму, после подготовки пациента.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Подготовка

В большинстве случаев исследование проводится в плановом порядке, то есть человек знает о нем заранее. Врач объясняет пациенту, как подготовиться к взятию мазка, чтобы результаты не оказались ложными. Если человек проходит лечение антибиотиками, их рекомендуется отменить.

Подготовка начинается за день до сдачи анализа:

  • прекращают использование антисептических зубных паст и ополаскивателей для полости рта;
  • вечером рекомендуют легкий ужин;
  • утром в день исследования пациент не чистит зубы и не полощет рот водой;
  • мазок забирают натощак;
  • запрещается курить и жевать жвачку.
Читайте также:  Масло туи в нос детям: инструкция по применению

Если планируется одновременный забор мазка из носа, человеку рекомендуют прекратить использование назальных капель.

Техника забора

Мазки из зева и носа забирают по определенному алгоритму. Он одинаков для обнаружения любых инфекций. Отличия заключаются в способе хранения и транспортировки материала при разных инфекциях.

Техника взятия мазка из зева выглядит следующим образом.

  1. Пациента усаживают на стул, лицом к врачу, перед ним располагают источник света.
  2. Врач предлагает человеку откинуть голову назад и максимально широко раскрыть рот.
  3. Шпателем опускают язык вниз и прижимают его.
  4. Ватным тампоном собирают слизь со всех стенок глотки.
  5. Опускают тампон в стерильную пробирку и плотно закрывают ее.

Взятие мазка из зева

Затем пробирка с полученным материалом доставляется в лабораторию для посева на питательные среды. Процедура безболезненная, но доставляет неприятные ощущения. У человека с выраженным рвотным рефлексом прикосновение ватным тампоном к корню языка может спровоцировать рвоту.

Алгоритм забора мазка из носа:

  1. Пациента усаживают перед врачом и источником света.
  2. Врач предлагает человеку немного запрокинуть голову.
  3. Стерильный ватный тампон вводят в оба носовых хода поочередно и собирают слизь с их стенок.
  4. Помещают тампон в стерильную пробирку и транспортируют в лабораторию.

Взятие мазка из носа

Процедура тоже не вызывает болевых ощущений, но для некоторых пациентов дискомфортна.

Исследуют полученный материал несколькими способами:

  • экспресс-тест — позволяет выявить антигены к возбудителю, используется для диагностики гриппа в период эпидемии;
  • бактериологическое исследование — делают посев носоглоточной слизи на питательные среды, анализ готов через 5-7 дней;
  • ПЦР-диагностика — так называется наиболее точный метод, позволяющий выявить генетический материал возбудителя.

Выбор исследования определяется лечащим врачом в зависимости от заболевания.

Показания

Посев слизи из зева и носа на микрофлору, чувствительность к антибиотикам врач назначает для подтверждения диагноза разных инфекционных заболеваний у детей и взрослых. Забор мазка производится:

  • при ангине;
  • при подозрении на коклюш;
  • для исключения дифтерии зева;
  • при грибковых заболеваниях.

Берут мазок и здоровым людям при медицинских осмотрах. Сдавать мазок должны следующие категории людей:

  • беременные женщины;
  • лица, контактировавшие с больным дифтерией или ангиной;
  • лица, поступающие на работу в пищевую промышленность, образовательные и дошкольные учреждения, медицинские учреждения.

У каждого человека в полости носа и зева живет нормальная и условно-патогенная микрофлора, ее количество не превышает определенного показателя. В нормальных условиях флора не вызывает у человека никаких заболеваний.

Результаты

Мазок из зева и носа даже у здорового человека не бывает полностью стерильным. На этих слизистых могут быть обнаружены разнообразные бактерии, составляющие нормальную микрофлору носовой полости и глотки:

  • золотистый стафилококк;
  • разные виды стрептококков;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка;
  • грибы.

Их количество, при котором не развивается воспалительных заболеваний, не превышает 1000 КОЕ/мл. Здоровая иммунная система подавляет активность бактерий.

У человека с иммунодефицитом даже такое количество микробов может вызвать заболевание. Поэтому при обследовании пациента с низким иммунитетом учитывают не только результат мазка, но и имеющиеся симптомы.

О заболевании говорят в том случае, если количество условно-патогенных микроорганизмов превышает 1000 КОЕ/мл. Патологией является и обнаружение специфической флоры:

  • коринебактерии дифтерии;
  • палочка коклюша;
  • гонококки;
  • менингококки;
  • микоплазма.

От расшифровки результатов мазка из горла зависит дальнейшее ведение и лечение пациента.

Заключение

Мазок из носоглотки — важный диагностический метод, позволяющий определить, каким микроорганизмом вызвано заболевание у человека. С помощью этого метода можно узнать чувствительность этих микроорганизмов к антибиотикам и назначить правильное лечение.

Чтобы анализ был максимально достоверным, человек должен правильно к нему подготовиться. Сама процедура выполняется по строгим правилам.

Техника взятия мазка из носоглотки на менингококк

Цель; собрать материал для бактериологического исследования.

Стерильные пробирки с сухими изогнутым ватными тампонами, укрепленными на концах стержней;

Штатив для пробирок;

Стерильный шпатель в лотке;

Бланк – направления в лабораторию;

Забор материала проводится натощак

I. Подготовка к процедуре

II. Выполнение процедуры

III. Завершение процедуры.

ЭтапыОбоснование
1Объяснить маме и ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие.Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
2Подготовить оснащение, поставить на инструментальный столик – расположить по правую рукуОбеспечение четкости выполнения процедуры.
3Выписать направление в лабораторию.Обеспечить инфекционной безоасности
5Вымыть и осушить руки, надеть маску и перчатки.Обеспечить инфекционной безоасности.
6Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: ребенка берут на руки, ноги ребенка помощник охватывает своими ногами; руки и туловище фиксирует одной рукой; голову держит положив ладони другой руки на лоб ребенка. Создать удобства при проведении процедуры
7Взять в левую руку шпатель и пробирку, зажав её между мизинцем и безымянным пальцами.Правильность выполнения процедуры
8Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.Обеспечение доступа к зеву. Обеспечение правильности проведения процедуры и доступа к зеву
9Правой рукой извлечь стержень из пробирки на 2/3 длинны и загнуть его о край пробирки на 135 градусов.Правильность выполнения процедуры
10Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон изогнутым концом вверх за язычок в носоглоткуПравильность выполнения процедуры.
11Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глоткиПравильность выполнения процедуры.
12Извлечь тампон из ротовой полости и поместить его в пробирку не касаясь её краёв.Обеспечение достоверных результатов.
13Прикрепить направление на пробирку с помощью резинки и установить пробирку в штатив.Обеспечение достоверности результата исследования
14Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках.Обеспечение инфекционной безопасности
15Снять перчатки, маску.Обеспечение инфекционной безопасности
16Вымыть и осушить руки.Соблюдение санитарных правил.
17Отправить материал в бактериологическую лабораторию (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике)Обеспечение достоверности исследования

Задача №20

Вызов к ребёнку 5-ти лет. В течение 20-ти минут судороги неясной этиологии. Необходимо определить уровень глюкозурии.

Задание: продемонстрируйте определение уровня сахара в крови.

Техника определения глюкозы крови

Шаг1. Извлеките тест-полоску из флакона. Флакон сразу же закройте крышкой. Введите тест-полоску контактными полосами и лицевой стороной вверх в зону ввода тест-полоски. Убедитесь, что тест-полоска вошла до упора.

Прибор включится автоматически. На экране появится номер кода тест-полоски и символ с установленными единицами измерения.

Проверьте, совпадает ли номер кода на экране с номером кода на флаконе используемых тест-полосок.

Шаг2. Выберите место для прокола. Каплю крови лучше получить из пальца.

Шаг3. Проколите палец. Для этого плотно прижмите ручку к кончику пальца. Нажмите кнопку спуска.

Шаг 4. Когда на экране появится символ «о» поднесите каплю крови к зоне теста тест-полоски и удерживайте её в таком положении.

Результат анализа уровня глюкозы в крови появится на экране после того, как прибор отсчитает 5 секунд в обратном порядке

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 7093 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию