Ребенок говорит в нос

Ребенок говорит в нос

Голос имеет важное значение в развитии ребенка, формировании его как личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять общение.
Ринолалия — это носовой оттенок голоса, сопровождающийся нарушениями звукопроизношения и обусловленный дефектами в строении и функционировании речевого аппарата. Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость». Ринолалия наблюдается при наличии расщелины губы или неба, укорочение мягкого неба, может быть след¬ствием аденоидных разрастаний, носоглоточных поли¬пов или иных носоглоточных опухолей, при искрив¬лении перегородки носа и др. Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной, может быть органической и функциональной.
Причинами ринолалии могут быть различные факторы: психические потрясения и болезни, перенесенные матерью в 1 половину беременности (грипп, дизентерия, краснуха), действие алкоголя, курение, различного рода интоксикации и профессиональные вредности, эндокринные заболевания матери, возраст родителей, число предшествующих прерываний беременности, плохое питание.
Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического воздействия.
Обычно применяются хирургические методы лечения для устранения расщелины губы, неба, при удлинении мягкого неба. Хирургическое вмешательство необходимо в первую очередь для улучшения питания и для восстановления нормального дыхания ребенка. В отдельных случаях при врожденных расщелинах дети не оперируются, а им рекомендуется пользоваться обтуратором (пластинкой, закрывающей расщелину). Если обтуратор начинают применять до появления первых слов (в 1—2 года), то развитие активной речи протекает в более благоприятных условиях, но полностью не гарантирует предупреждение назализации звуков.
Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2—3-летнего возраста и проводится как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды. Конечная цель логопедической работы — это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения.
Работа логопеда включает следующие несколько направлений.

Формирование достаточно продолжительного и экономного, устойчивого ротового выдоха, на котором можно было бы произнести целую фразу. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо научить дышать носом, а не ртом. Воспитанию вдоха через нос способствуют упражнение «понюхай цветок». Для развития продолжительности ротового выдоха можно уже начиная с 1,5—2 лет приучать ребенка «студить чай», «согревать ручки» теплом своего дыхания, дуть на больное место и т.п. В дальнейшем можно использовать катание по столу круглых карандашей, расположенных на уровне рта ребенка, выдувание мыльных пузырей, игру на губной гармошке, задувание свечи с постепенным увеличением расстояния до нее, «поддувание» летающих в воздухе пушинок, сдувание одуванчиков. Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение – дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Во время игр необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому для достижения лучших результатов и повышения заинтересованности ребенка в правильном выполнении упражнений используется зрительный контроль: под самыми носовыми ходами помещается узкая полоска тонкой бумаги (типа папиросной), которая при правильном выдохе через рот должна оставаться совершенно неподвижной. Отклонение этой бумажки будет свидетельствовать о том, что часть выдыхаемого воздуха выходит через нос, чего быть не должно. Если это не удается, можно закрыть ребенку ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным такой прием: в носовые проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в ошибке.
Иногда родители могут совершить ошибку, накупив шары, гармошки. Дают их ребенку. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных упражнений, чтобы эффект был легко достижим.
Следует учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с артикуляционной гимнастикой.

Упражнения для языка и щек.
• Язык высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком».
• Дотягиваться языком до носа, до подбородка.
• Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).
• Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.
• Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.
• Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)
• Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.
• Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений).
• Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.

Упражнения для нижней челюсти.
• Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.
• Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте.
• Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево.
• Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка.
• Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.

Упражнения для губ.
• Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).
• Оттягивание губ в стороны (улыбка).
• Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю.
• Удержание губами тонких трубочек.
• Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.
• Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.

Развитие силы и гибкости голоса. У ребенка с ринолалией голос звучит тихо и глухо. Поэтому играйте с ребенком в подражание голосам разных животных (например, низкий голос рычащего медведя, мычащей коровы, более высокий — мяукающей кошки). Хорошо использовать «укачивание куклы» , при котором звучит чередование высокого и низкого звука А. Для непроизвольного увеличения силы голоса полезно отойти от говорящего ребенка на некоторое расстояние. Однако все эти упражнения должны проводиться очень осторожно, без всякого перенапряжения слабой голосовой функции ребенка.

Вокальные упражнения – это пение гласных: «а, э», «о», «и», «у». Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука.

Дифференцирование неречевых звуков. Ребенку предлагают на распознавание:
• звучащие инструменты, предметы (связка ключей, монеты в коробке, погремушка, шелест листьев, шуршание бумаги);
• звуки действий (хлопанье, скрип, стучание, тиканье часов, журчание воды);
• голосовые звукоподражания (имитирование крика вороны, лай, хрюканье);
• мелодии (угадай, что играют; на чем играют) и др.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационный период и после операции. Они должны проводиться под контролем логопеда постоянно в течение длительного времени. Не нужно ограничивать речевую активность ребенка, как до оперативного вмешательства, так и после него. Не просите его замолчать, если слышите неправильное произношение, и не требуйте сразу правильной речи. На любой коррекционный процесс нужно время. Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку. Вашему ребенку необходима спокойная, доброжелательная обстановка в семье, доверие, любовь и уважение.

Почему ребенок говорит в нос, но насморка и соплей нет, чем лечить?

Довольно часто родители замечают, что их ребенок гундосит без соплей. При возникновении данной проблемы малыши начинают дышать только через рот, так как при носовом дыхании слышится бульканье и сильный свист. Если ребенок разговаривает в нос, необходимо немедленно разобраться с причинами появления этой проблемы и заняться лечением малыша.

Причины

Надо обязательно разобраться с причинами появления гнусавости. Существует несколько основных причин, из-за которых дети могут гнусавить во время разговора.

Читайте также:  Аминокапроновая кислота в нос ребенку

Физиологическая форма заложенности у новорожденного

Появление физиологической заложенности у грудничков является нормальным явлением. В первый месяц жизни слизистая начинает привыкать к окружающей среде и у новорожденных может закладывать нос. Поэтому если у ребенка возрастом младше одного года появилась заложенность без каких-либо других симптомов, то переживать не нужно.

Серьезные травмы

Часто гнусавость у ребенка появляется после повреждений носовой перегородки. Такой вид травм считается одним из наиболее распространенных среди малышей. Чаще остальных нос травмируют мальчишки в возрасте от шести до десяти лет. При появлении серьезных повреждений носовой перегородки надо немедленно обратиться к врачу, чтобы он выбрал наилучший метод лечения.

Деформация перегородки носа

Не секрет, что у детей хрящевая перегородка хрупкая и поэтому она легко травмируется и деформируется. Чаще всего с такими деформациями сталкиваются дети до десяти лет, так как именно до такого возраста длится формирование перегородки. Сначала незначительные искривления никак не проявляются. Однако со временем у малышей появляется отечность слизистой, заложенность носовых ходов, ухудшение дыхания, гнусавость и храп.

Врожденные аномалии

Намного реже малыши говорят в нос из-за врожденных аномалий носика. При появлении такой проблемы у ребенка ухудшается дыхание ночью и в носовой полости начинает скапливаться слизь. Со временем может развиться серьезная заложенность и малыш сможет дышать только через рот. Если врожденная аномалия была диагностирована у ребенка до пяти месяцев, то надо срочно обратиться в больницу. Дело в том, что новорожденные не могут дышать ртом и из-за этого может наступить удушье.

Ринит

Часто люди начинают говорить в нос из-за того, что у них активно развивается ринит. У малышей может появиться две разновидности этого заболевания:

  • Задний. Эту форму болезни принято называть ринофарингитом. При появлении болезни у больного появляется гнусавость, покраснения на небе, легкие покалывания и жжения носоглотки. Некоторые пациенты жалуются на боль в лимфатических и шейных узлах.
  • Медикаментозный. Медикаментозная форма болезни появляется после длительного использования средств для сужения сосудов. При появлении такого ринита слизистая оболочка носоглотки отекает и воспаляется. Заболевание проявляется повышенным слезоотделением, ухудшением обоняния и зудом в ноздрях.

Лечение

Если малыш гнусавит, надо немедленно заняться его лечением. Часто для этого используются медикаментозные препараты, выпускаемые в форме капель или спрея.

Прежде чем лечить ребенка, следует ознакомиться с наиболее эффективными препаратами.

Назол Кидс

Когда заложен нос, а насморка нет, можно пройти курс лечения каплями или спреем Назол Кидс. Назальный препарат изготовлен из гидрохлорида фенилэфрина, который убирает отеки в придаточных пазухах и прочищает носовые ходы. Назол Кидс можно непрерывно использовать 2-3 недели, так как он не вызывает привыкания и не может повредить слизистую.

Перед тем как приступить к лечению препаратом Назол Кидс, надо ознакомиться с его противопоказаниями. Нельзя использовать данный назальный препарат людям с почечной недостаточностью и тиреотоксикозом. Также его нельзя давать детям младше двух лет, так как из-за этого у них может появиться раздражительность, головокружения, аритмия и проблемы со сном.

Чтобы у детей не появлялось побочных действий, во время лечения надо использовать правильные дозировки. При применении спрея Назол Кидс проводить впрыскивания следует каждый день по три раза. Во время проведения процедуры надо аккуратно запрокинуть голову малыша назад, чтобы препарат лучше проникал в носовые ходы.

Биопарокс

Устранить заложенность и избавиться от простуды можно при помощи ингаляционного препарата Биопарокс. Изготавливается лекарство из фузафунгина, который обладает бактериостатическими функциями, благодаря которым быстро избавляется от большинства вредных микроорганизмов в полости носа. Также Биопарокс отличается противовоспалительным действием и быстро устраняет очаги воспаления слизистой.

Для лечения младенцев Биопарокс не подходит, так как он противопоказан детям до трех лет. Также данное ингаляционное лекарство нельзя применять людям с аллергией и высокой чувствительностью к фузафунгину. Некоторые пациенты жалуются на побочные эффекты после применения Биопарокса. К ним относятся сильное жжение слизистой, астма, ларингоспазм, кашель и чихание. Реже проявляются аллергические реакции в виде крапивницы, зуда и кожной сыпи.

Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».

Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.

Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия – это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков и является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни – uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:

• плохая подвижность мягкого нёба;

• неправильное форма языка при произношении;

• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:

• опухоль носоглотки;

• гипертрофия и отёк носовых раковин;

• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);

• появление слизи в носовой полости (насморк);

• врождённое искривление носовой перегородки;

• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

• характер звуковых дефектов;

• перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.

Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Читайте также:  Кровь из носа у ребенка при насморке: как лечить

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА

1. Имитация жевания.

3. Покашливание на одном выдохе.

4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).

5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).

6. Полоскание горла порциями теплой воды.

7. Плевок с зажатым носом.

8. Дутье на вату, полоску бумаги.

9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.

10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):

• По одному гласному

• По два гласного

• Сочетания по три гласного

11. Упраженения с преодолением сопротивления:

• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.

• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.

• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.

Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.

Консультация для родителей. «Вредные привычки у детей. Профилактика и способы их устранения» Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки – изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.

Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.

Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.

Все о детях

Практически для всех родителей здоровье их детей превыше всего. И, когда малыш заболевает, все силы родственников направлены на его скорейшее выздоровление. А что делать в ситуации, когда сохранена видимость полнейшего здоровья: нет насморка, нет кашля, нет температуры – а ребенок шмыгает носом?

Почему ребенок постоянно шмыгает носом, а соплей нет?

Причины этого неприятного явления можно разделить на две большие категории:

  1. Физиологические нарушения.
  2. Патологические состояния.

Физиологические причины

Ребенок, который только появился на свет, имеет еще множество несформированных и неадаптированных к окружающей жизни органов и систем. Ему может не подходить микроклимат комнаты, где он спит. Мешает правильно дышать постоянное горизонтальное расположение тела. Очень часто, это и является поводом, по которому малыш издает носиком неприятные шмыгающие звуки. Физиологические причины этого явления присущи совсем маленьким детям.

Наиболее распространенные следующие виды:

Анатомическое строение У ребенка, который только появился на свет, еще не до конца сформирована носовая полость . Слизистая оболочка не может адекватно реагировать на внешние раздражители: вирусы, бактерии, пыль. Поэтому, вырабатывается избыточное количество секреторной жидкости, и ребенок производит шмыгающие звуки.
Горизонтальное расположение ребенкаВсе маленькие дети большую часть дня (до 20-22часов в сутки) проводят в горизонтальном положении. Слизь – скапливается в носоглотке . Как результат – хлюпающие и хрюкающие звуки при отсутствии насморка.
Микроклимат помещенияОчень часто, боясь простудить свое чадо, родители в комнате, где находится ребенок, неосознанно создают неблагоприятный микроклимат : повышенная температура в помещении, пересушенный сухой воздух. У малыша пересыхает слизистая оболочка носика или образуются корочки, и как результат – все тот же хрюкающий звук.

Патологические причины

Ребенок подрастает, и к физиологическим причинам присоединяются патологические, которые могут также вызывать неприятное шмыганье носом при отсутствии насморка.

К наиболее распространенным относят следующие виды:

Простудные заболеванияНачальные стадии всех вирусных и бактериальных заболеваний могут протекать бессимптомно. Незначительные выделения обычно стекают по задней стенке носоглотки. Пытаясь от них избавиться, ребенок производит хрюкающие звуки носиком . Это явление может сопровождаться кашлем, возникающим сразу после пробуждения (ребенок неосознанно проглатывает слизь).
Аденоидные вегетацииПри воспалении, носоглоточные миндалины, увеличиваются в размерах и тем самым затрудняют нормальное носовое дыхание . Внешних проявлений воспаления нет, но совокупность таких симптомов как: шмыганье носом при отсутствии соплей, частое дыхание через рот, ухудшение слуха, часто пробуждение по ночам из-за нехватки воздуха – говорит о воспалении аденоидов.
АллергияЕсли неприятные звуки носиком малыш издает только в определенное время года или в определенных ситуациях или помещениях – следует задуматься об аллергической реакции на цветение, шерсть животных, пыль, переизбыток сладкого.
Наличие инородного телаПри внезапно начатых хрюканьях и шмыганья носиком – обязательно следует проверить носовые ходы на наличие там инородных предметов .
Врожденные или приобретенные в результате травмы, аномалии носовой перегородкиПроисходит нарушение обмена воздуха в носовых ходах – и, как результат, неприятные навязчивые звуки.
Образование полипов и кистСледует обратить внимание на совокупность симптомов : шмыганье носом, гнусавость, затрудненное дыхание, снижение обоняния, головные боли.
Кариес шестых и седьмых пар верхних зубовКорни этих зубов расположены в гайморовых пазухах. Наличие в них воспалительного процесса может привести к заложенности носа . И, как следствие, хрюканье и шмыганье.
Различного вида неврозыПри отсутствии соматических заболеваний шмыганье носом можно отнести к нервным тикам , что говорит о психологических и неврологических расстройствах ребенка.

Как лечить ребенка, если он постоянно шмыгает носом без соплей?

Микроклимат

Устранить внешние причины, влияющие на неприятный симптом, значительно легче, чем бороться с патологическим состоянием.

Самое важное правило – это поддерживать оптимальный микроклимат в помещении, где находится ребенок:

  • Влажность воздуха должна находиться в пределах 50-70%.
  • Температура воздуха: 18-22˚С.
  • Ежедневная влажная уборка.
  • Проветривание помещения несколько раз в сутки.

Увлажнение слизистой

При пересыхании слизистой оболочки носа можно воспользоваться следующими препаратами:

Рекомендуемая дозировка по закапыванию: по 2 кап. в каждый носовой проход.

Через пять минут после закапывания следует с помощью мягкого жгутика или аспиратора аккуратно удалить слизь.

Пересушивать слизистую оболочку полости носа могут сосудосуживающие капли в нос при их длительном применении (Називин, Нафтизин). Чтобы избежать этого побочного эффекта, рекомендовано не использовать эти капли дольше, чем 5 дней. Вместе с ними необходимо использовать капли, которые содержат масла, промывать нос морской водой.

Изменение положения тела

Чтобы во время сна слизистое отделяемое полости носа не стекало по задней стенке – необходимо изменить горизонтальное положение тела ребенка во время сна. Для этого следует приподнять изголовье кровати, в которой находится малыш.

Читайте также:  Как снять отек слизистой носа у ребенка

Для того, чтобы избежать пересушивания слизистой во время бодрствования ребенка, рекомендуется использовать следующие препараты:

Аденоиды

При подозрении на этот диагноз – ребенка необходимо показать ЛОР-врачу . Он назначит лечение по снятию воспалительного процесса. В более запущенных случаях и/или рецидивах – показано оперативное вмешательство.

Аллергическая реакция

Обычно, устранение аллергена ведет к значительному улучшению общего состояния. Ребенок перестает шмыгать носом и без медикаментозного лечения. В более тяжелых случаях врач может назначить антигистаминные препараты.

Изменение носовой перегородки

Данная патология требует дополнительных методов обследования.

К ним относят:

  • Риноскопию.
  • Диагностическую эндоскопию.
  • Компьютерную томографию.

По результатам обследования назначается лечение, как правило – хирургическое.

Как отучить ребенка часто шмыгать носом?

Родители часто задают вопрос: «Можно ли отучить ребенка шмыгать носом?». Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Очень важно внимательно понаблюдать за своим малышом. Определить в каких ситуациях или в какое время суток он начинает больше шмыгать или хрюкать носиком.

Если это связанно с соматическими заболеваниями, то, вылечив их – избавитесь и от этой проблемы. Если же причина неврологического или психологического характера – одними лекарствами здесь не обойдешься. Ведь причинами нервных тиков могут быть стрессовые ситуации, негативная атмосфера в семье, резкая перемена обстановки или места жительства.

Категорически запрещено ругать малыша за эту привычку (ведь он может делать это неосознанно или копировать других).

Обязательно рекомендуется в этой ситуации проконсультироваться с врачом. Ведь этот на первый взгляд невинный симптом может таить в себе много опасного. Берегите здоровье вашего ребенка.

Поделитесь с друзьями:

Ребенок говорит в нос

Звуки русского языка в большинстве своем образуются при прохождении воздуха через ротовую полость, исключение составляют лишь звуки М, Мь, Н, Нь – при их образовании воздух проходит через нос. Во время речи сокращаются мышцы мягкого неба, боковых и задних стенок глотки. Благодаря этому воздух проходит через ротовую или носовую полость. При ринолалии в силу разных причин нарушается звукопроизношение из-за прохождения воздуха «не в то место».

Формы ринолалии делятся в зависимости от характера нарушения небно-глоточного смыкания.

Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. Объясняется она недостаточным подъемом мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией.

Одна из функциональных форм — «привычная» открытая ринолалия. Она наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза. Возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба. Функциональное обследование при открытой форме не выявляет каких-либо изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз при функциональной открытой ринолалии обычно благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Открытая органическая ринолалия .

Органические причины могут быть приобретенными или врожденными.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба. Причиной могут быть повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.

Наиболее частой причиной врожденной открытой ринолалии является врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба. Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

В раннем возрасте применяется хирургическое лечение и в случае необходимости ортодонтическое наблюдение, что создает нормальные условия для развития речи.

Врожденные расщелины нёба:

1. расщелины мягкого нёба, которые бывают скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2. расщелина мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3. полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4. полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую), или скрытую, расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность твердого нёба, которая при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Нарушения нёба могут сочетаться с расщеплением губы. Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных а односторонние чаще, чем двусторонние. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями

Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. Несращение губы в зависимости от формы дефекта и состояния организма ребенка оперируется в сроки от 10 дней до одного года. Операции на небе, как правило, осуществляют до 6 лет. Работа по устранению остаточных дефектов верхней губы, носа и деформации неба проводится в возрасте от 7 до 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации большинства детей с расщелиной губы и нёба недостаточно. Эти больные нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов (стоматологов ортодонтов, ортопедов, оториноларингологов, логопедов, невропатологов, офтальмологов и др.).

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.

Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Смешанная ринолалия Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков. Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, т. к. возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при ринолалии.

Ссылка на основную публикацию
×
×