Психологический запор у ребенка

Запор у детей: факты и факторы

Запоры – очень распространенная проблема у детей и взрослых. Все дело в том, что процесс дефекации довольно сложный и зависит от множества разных факторов – от строения кишечника до уровня физической активности. И если возникают сложности хотя бы на одном из этих этапов, появляются запоры.

Запор: что это такое?

В переводе с латыни «запор» (constipatio) означает «скопление». Каловые массы накапливаются в толстом кишечнике и не выходят. Проявляться такое состояние может очень по-разному.

Классический симптом – сокращение числа дефекаций. В разном возрасте малыши какают по-разному. Новорожденный на грудном вскармливании имеет стул столько раз, сколько он ест. После 6 недель груднички могут какать как 12–15 раз в сутки, так и 1 раз в 3–5 дней. Впрочем, если малыш находится на искусственном вскармливании, частота стула более регулярна – 1–4 раза в 24–36 часов.

С введением прикорма стул становится более густым и появляется 1–4 раза в день. У дошкольников считается нормой хотя бы 1 раз в 24–48 часов, у школьников дефекация может происходить 3 раза в неделю – и это тоже вариант нормы [3–5].

Но редкая дефекация – не единственный признак запора. Малыш может какать ежедневно или даже несколько раз в день, но если у него отмечаются боли при дефекации, или плотный, сухой стул, или чрезмерно долгое и сильное натуживание, то это все равно расценивается именно как запор.

В чем причина запора?

95% всех запоров у детей являются функциональными. Это подразумевает, что лишь незначительная часть детей имеет какие-то врожденные особенности строения кишечника. У большинства малышей запоры связаны с внешними проблемами. Из них чаще всего отмечаются:

  • Дефицит воды в питании ребенка. Когда малыш находится на исключительно грудном вскармливании, допаивание ему, как правило, не нужно. Но если кроха получает смесь или уже начал есть прикорм, ему обязательно нужны дополнительные источники жидкости. К сожалению, нет единых норм, сколько надо выпивать воды каждому ребенку. Многое зависит от возраста малыша, особенностей его питания, климата и т.д. Существуют только общие рекомендации: в качестве дополнительной жидкости использовать только воду (не компот, соки, сладкие газированные напитки!) и давать ребенку ежедневно не меньше 100–150 мл воды, помимо супов, кисломолочных напитков, молока и других источников жидкости [6, 7].
  • Дефицит пищевых волокон в питании и излишне измельченная еда. С этим часто сталкиваются родители подрастающих малышей. Любимое чадо охотно ест хлеб, каши, вермишель, но плюется овощными и даже фруктовыми пюре и наотрез отказывается есть пищу кусочками. В результате каловые массы образуются очень медленно, становятся более плотными, дефекация затрудняется – и возникает запор.
  • Психологические проблемы. Это характерно, в частности, для детей, которых слишком рано и слишком агрессивно приучают к горшку. Малыши сдерживают позывы к дефекации, чтобы не садиться лишний раз на горшок, – и через некоторое время организм перестает посылать сигналы о необходимости покакать. Каловые массы долго стоят в прямой кишке, растягивают ее, высыхают – дефекация становится болезненной. А если малышу хоть раз было больно покакать, он будет стараться сдерживаться еще сильнее.

Похожая ситуация может возникнуть и у дошкольника, и даже у первоклассника, если им не нравится туалет. Неудобные унитазы, отсутствие достаточной уединенности, плохой запах, грязь – все это может заставить ребенка сдерживать позывы к дефекации до прихода домой. А дома можно и забыть о том, что надо сходить в туалет. Несколько дней в таком ритме – и запор сформировался.

  • Пищевая аллергия. Чаще всего это аллергия к белкам коровьего молока, но также это может быть и реакцией на другие продукты. Иногда запоры являются единственным проявлением пищевой аллергии, иногда к ним присоединяются боли в животе и/или сыпь на коже. Нередко вместе с пищевой аллергией у ребенка может отмечаться и лактазная недостаточность. В этом случае малышу не хватает ферментов для того, чтобы переварить молоко. Чаще всего это состояние сопровождается разжижением стула, но у 10% детей может проявляться, наоборот, запорами.
Читайте также:
Сульфасалазин: инструкция по применению при ревматоидном артрите, показания

И это лишь малая часть причин, вызывающих запоры. Еще есть инфекции, нарушения обмена веществ, дефицит физической активности (да-да, если ребенок мало двигается, у него могут возникнуть запоры!), проблемы с пищеварением и многое, многое другое.

Как помочь ребенку?

Поскольку самостоятельно определить причину запоров у ребенка может быть затруднительно, надо, чтобы малыша осмотрел врач. При необходимости он порекомендует дополнительные анализы и обследования, чтобы уточнить диагноз и подобрать лечение.

Ну а до визита к врачу рекомендуется:

  1. Проконтролировать питьевой режим ребенка. Убрать чаи, сладкие напитки и как можно чаще предлагать обычную воду. Если малыш наотрез отказывается ее пить, ему можно давать по 1–2 ложечки воды каждые 30–60 минут. Две ложечки выпить несложно, а за сутки необходимое количество жидкости такими темпами наберется.
  2. Проанализировать питание ребенка, увеличить количество продуктов, обладающих послабляющими свойствами.
  3. Использовать слабительные средства, чтобы восстановить регулярный стул и исключить развитие болезненных дефекаций, которые только усугубляют проблему.

Какое слабительное средство лучше выбрать?

Выбор слабительных средств сегодня чрезвычайно велик. Здесь и свечи, и сиропы, и микроклизмы, и обычные клизмы… Все они имеют свои плюсы и минусы.

  • Свечи с глицерином. Вероятно, это оптимальный вариант, особенно для детей, страдающих от аллергии. Глицерин гипоаллергенен, эффективно устраняет запоры и не обладает побочными действиями, характерными для других видов слабительных средств. Существуют как свечи для взрослых, так и отдельная детская форма – Глицелакс детский. Глицелакс детский можно использовать даже у малышей начиная уже с 3 месяцев. Для достижения необходимого эффекта достаточно 1 свечки в день.
  • Препараты лактулозы. Лактулоза – это пищевые волокна, которые способствуют дефекации. Надо отметить, что при лактазной недостаточности эти препараты противопоказаны, и в любом случае в первые дни приема они могут вызывать сильный метеоризм и боли в животе.
  • Микроклизмы. Эти средства приносят очень быстрое облегчение: уже через 10–15 минут после использования малыш может начать какать. Однако при введении содержимого микроклизмы в прямую кишку ребенок может испытывать неприятные жгучие ощущения из-за раздражающего действия цитрата натрия. Лаурилсульфоацетат натрия, также входящий в состав микроклизм, может провоцировать развитие аллергии у предрасположенных к ней детей.
  • Обычные клизмы с теплой водой. Средство простое и знакомое, но… отнюдь не каждый родитель может поставить клизму правильно. А неправильно сделанная клизма может вызвать у ребенка массу проблем вплоть до необходимости хирургического вмешательства.

Помните: запор – это серьезная проблема! Ориентируйтесь не только на частоту стула, но и на его характер, боли в животе, боли при дефекации. И при возникновении малейших проблем постарайтесь обратиться к педиатру или гастроэнтерологу. Выбирая – еще до визита к врачу! – слабительное средство для ребенка, постарайтесь отдавать предпочтение низкоаллергенным препаратам с минимумом побочных эффектов.

Психологический запор у ребенка

Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного и школьного возраста. Нейродиагностика подростка нейропсихологом в Москве.

Почему же так мало специалистов работают с запором?

Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.

И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.

Читайте также:
Перелом глазницы: первые признаки, первая помощь, лечение и последствия

В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.

Какой запор?

Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.

Что может послужить причиной?

  • пережитый стресс (причем сюда входит и переезд, поездка, новое место);
  • эмоциональная травма (разлука с мамой, больница и т.п.);
  • чувство стыда ( это про то, что часто детей ругают за испачканные штанишки);
  • протест ( сложности детско-родительских отношений);
  • физическая боль (страх боли).

Как формируется психологический запор?

Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).

Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:

  • насильственное приучение к горшку;
  • наказание за испачканные штанишки;
  • болевые ощущения во время дефекации из-за физиологического запора;
  • излишняя опека со стороны родителей тоже может быть причиной;
  • протест при сложных отношениях в семье;
  • насмешки других детей в детском учреждении или брата-сестры дома;
  • любые неприятные воспоминания, связанные с походом в туалет;
  • дискомфорт при посещении общественных туалетов
  • и психологический момент…когда родители заставляют ребенка делиться игрушками или чем-то еще с другими детьми и самому малышу это не подконтрольно, то возникает запор, как единственное, что сам малыш может контролировать…отдавать или нет.

Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.

Кто попадает в группу риска?

  • детки, которые упрямо не хотят садиться на горшок;
  • малыши, которые прячутся от родителей, чтобы сходить в туалет;
  • дети, которые испытывают страх перед унитазом;
  • отказ от дефекации в детском саду;
  • дети, испытывающие сложности при обработке сенсорной информации ( сюда относится и боязнь испачкаться, боязнь прикосновений к различным текстурам и др.).
  • дети, которые какают только в памперс, даже, если для этого его надо надеть специально.

Что делает психолог?

Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.

Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.

Какие рекомендации бывают?

  • Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
  • Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
  • если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
  • ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные вещества и нарушать работу других органов.
  • с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
  • с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
  • не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.
Читайте также:
Тонкости всех этапов классической методики имплантации зубов

Медведева Наталья - Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог

Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому

Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому

Если ребёнок боится какать, он может постоянно терпеть, отказываться от еды и активных игр из-за плохого самочувствия, плакать во время дефекации. В чём причины проблемы и как помочь малышу с ней справиться, рассказываем в статье.

Почему ребёнок боится какать

Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.

Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.

Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.

Как помочь малышу освоить горшок без стресса и когда начинать это делать — рассказываем в мини-курсе «Осваиваем горшок»

Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.

Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.

Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.

Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.

Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.

Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.

Читайте также:
Фенилин – инструкция по применению, показания, дозировка

Что делать, если ребёнок боится какать

Ретроспективно оцениваем причины, психологические триггеры. Вспомните, давил ли кто-то на ребёнка в вопросах, связанных с дефекацией. Например, вы сами или родственники. Если дело в родственниках, которым вы периодически оставляете малыша, не переубеждайте их, но обязательно расскажите, как вести себя с вашим ребёнком. За него отвечаете вы, поэтому так делать можно и нужно.

Если поняли причины проблемы, устраняем их. А если не поняли, максимально мягко реагируем на любые неудачи, связанные с процессом дефекации. И наблюдаем за ребёнком. Будьте готовы к тому, что борьба со страхом не приведёт к успеху быстро. Чтобы преодолеть любой страх, нужно подходить к нему издалека, постепенно приближаясь к тому, что пугает. Так работает метод систематической десенсибилизации: издали контактируем со своим страхом — привыкаем к источнику страха — становится нестрашно (можем с этим спокойно жить).

Условно говоря, отходим на километр от источника страха, потом приближаемся на 100 м (до состояния, когда уже стало страшно, но ещё нет паники). И так постепенно приближаемся к источнику страха, с каждым разом всё больше. То же с горшком: ребёнок, пытаясь подольше не покакать, и отходит от источника страха на этот самый километр. И задача взрослого — постепенно помогать ему приблизиться.

В случае с дефекацией это нелегко организовать: естественные процессы жизнедеятельности не могут подождать, пока малыш наберётся смелости. Готов он или нет, его кишечник нуждается в регулярном опорожнении. Поэтому, чтобы помочь постепенно преодолеть неприязнь, отменяем все требования, касающиеся горшка.

Если раньше требовали, чтобы ребёнок какал только в горшок и только в туалете, временно пренебрегаем этим правилом. Вместо того, чтобы строго контролировать малыша в вопросах освоения горшка, помогаем ему расслабиться, успокаиваем и поддерживаем. И только когда ребёнок успокоится при отсутствии требований, возобновляем процесс освоения горшка. И, наученные предыдущим опытом, делаем это более бережно и терпеливо, чем в прошлый раз.

Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, временно отменяем требования к нему и нагрузки, чтобы снизить стресс. Помогаем расслабиться, успокаиваем и поддерживаем, и только потом возобновляем процесс освоения горшка

Договариваемся и идём навстречу. Если ребёнку 3-4 года, с ними можно разговаривать и договариваться. Например, предложить подержать за ручку, сходить с ним, повысаживать 3 раза в сутки, помочь преодолеть стресс и начать пользоваться унитазом.

Если он терпел и обкакался, реагируем нейтрально. Показываем, что всё в порядке, что есть план решения «катастрофы» — помоем, поменяем, покажем, что, где и как.

Поддерживать — не значит вкладывать много эмоций. В противном случае поход на горшок для ребёнка может превратиться в акт привлечения вашего внимания. Если взрослый случайно внёс дисбаланс и уделил слишком много внимания вопросу горшка (например, излишне эмоционально отреагировал после первого успеха или очередной неудачи), нужно сместить акценты — дать ещё больше внимания чему-то другому хорошему. И в следующий раз, когда малыш успешно сходит в туалет, отреагировать на это нейтрально. «Перетянуть» своё и его внимание на что-то другое. Ведь ребёнок и сам никогда не бывает по-настоящему рад, если он неконструктивным или неудобным путём завоёвывает наше внимание.

Чтобы взрослому было проще сохранять спокойствие и оставаться в ресурсе, когда ребёнок учится преодолевать страх к дефекации и постепенно осваивает горшок, важно понимать, что из позиции сочувствия проще, чем из позиции злости распределять чувства. Ошибочно думать, что малыш всё делает вам назло — это не так.

Читайте также:
Чем можно снизить высокое давление при беременности: таблетки и препараты от гипертонии

Контролируем питание и образ жизни. Может помочь здоровая диета, а также — препараты, смягчающие стул (и то, и другое — только по согласованию с врачом). Важно, чтобы, когда малыш терпит, твёрдые массы не копились, не создавали боль при дефекации и не подкрепляли его негативные ассоциации с этим процессом.

Если в жизни малыша не хватает движения, активности, нужно создать для этого подходящие условия — ведь малоподвижный образ жизни способствует проблемам с дефекацией.

Проходим консультацию врача. Если психологических предпосылок к запорам нет, а они происходят регулярно, и поэтому ребёнок боится ходить в туалет по-большому, необходимо пройти осмотр врача-педиатра и при необходимости сдать анализы, пройти лечение.

Чего нельзя делать

Ругать. Если ребёнок боится какать и терпит, то крики и осуждение со стороны взрослых только подкрепят этот страх. Руганью не добиться ни каких-либо улучшений, ни дисциплины, ни тем более полного решения проблемы.

Слишком эмоционально реагировать. Крайности вредны — как в выражении положительных эмоций, так и отрицательных, когда дело касается вопросов горшка. Каким бы ни было ваше отношение к успеху или неуспеху, лучше всего отреагировать нейтрально.

Поход на горшок — это естественная и обыденная часть жизни, вот что полезно транслировать ребёнку. И делать это нужно особенно аккуратно, если вы по своим личным причинам брезгливо, с неприязнью относитесь к процессу. Восприимчивый малыш может уловить негативную эмоцию и испытать стыд, страх — а они усугубят сложности.

Игнорировать проблему. Конечно, ситуации, когда ребёнок постоянно терпит, могут и сами со временем пройти. Но будет гораздо лучше, если взрослый уделит внимание этой проблеме и поможет малышу преодолеть страх. Вот что может быть, если отпустить всё на самотёк.

  • Если проблема не уйдёт сама, она усугубится. И тогда вам всё равно придётся её решать, но сделать это будет гораздо сложнее. Как учил нас Маленький Принц, с баобабами легче бороться, когда они маленькие.
  • Негативные последствия для физического здоровья. Хронический запор приводит к хронической интоксикации, а попытки сдержаться ухудшают кровообращение и т. п. Если у человека есть предрасположенность к тому или иному заболеванию, то неблагоприятные условия, создаваемые проблемой со стулом, могут способствовать развитию болезни.
  • Негативные последствия для психологического здоровья, которые появились после продолжительных переживаний в связи с болезненным стулом и борьбой с ним. В старшем возрасте у человека могут возникнуть сложности с тем, чтобы отдавать, отпускать, расставаться с ненужным и в психологическом плане.
  • Нарушенный баланс между «принимаю» и «отпускаю» на уровне тела может перенестись на поведение и отношения с людьми. Сложности с горшком не могут быть единственной причиной таких проблем, но существенно пополнят копилку того, что будет мешать человеку спонтанно выражать себя, доверять вдохновению, творчески раскрывать свой потенциал.
  • Неэффективные стратегии поведения и разрушительные установки. Если ребёнок привыкает уходить от проблемы и ждать, когда она решится сама в вопросе горшка, то и в других сложных ситуациях во взрослой жизни он может поступать по такой же схеме. Опять же, вопрос запоров в подобных случаях — это капля в море, но он по-своему важен и лучше помочь ребёнку, чем оставить его наедине с проблемой.

Как обеспечить профилактику запоров

Не давим на ребёнка в вопросах освоения горшка — уменьшаем вероятность проблем.

Если уделяем проблемам с туалетом внимание, то только в положительном ключе: не ругаем, а направляем и показываем, что хотим помочь; и что любую проблему можно решить, и у вас есть план.

Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения.

Читайте также:
Папилломатозный внутридермальный, пигментный и волосяной невус кожи: фото, симптомы, лечение

Ответственно подходим к планированию рациона ребёнка — чем он младше, тем более подходящие продукты должны быть в меню. Важен и способ их приготовления — плоха как слишком измельчённая, так и слишком грубая пища.

Никакую проблему не игнорируем, а решаем всё вместе с ребёнком.

Коротко о главном

  1. Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, причины проблемы могут быть как психологическими, так и физиологическими, часто — их сочетанием.
  2. Боль во время дефекации; стресс; переживания, связанные с жизнью тела и выражением себя психологически; неконструктивная реакция родителей на неудачи и успехи ребёнка; неподходящий рацион питания; недостаточно активный образ жизни — основные причины сложностей.
  3. Чтобы понять, почему ребёнок боится какать, стоит ретроспективно оценить ситуацию и поискать возможные предпосылки для её возникновения, а также проконсультироваться с врачом и сдать назначенные анализы.
  4. Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх к дефекации, важно временно убрать все ограничения и требования, связанные с горшком. Все остальные требования и нагрузки также полезно свести к минимуму. Избегайте всего, что увеличивает стресс.
  5. Не стоит игнорировать проблему. Это может привести к психологическим и физиологическим проблемам во взрослой жизни, сформировать у ребёнка неэффективные модели поведения.

Фото Татьяны Третьяковой и из блога How we Montessori

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Запор на фоне стресса у подростков

Здоровый образ жизни, сбалансированное питание сегодня очень популярны. Во многих семьях взрослые прислушиваются к рекомендациям врачей и диетологов и реализуют их в быту. Детям с ранних лет рассказывается о пользе или вреде определенных продуктов, формируя у них правильные пищевые привычки и предпочтения. В таких семьях чаще всего практикуется и физическая активность.

Тем не менее, даже у самых заботливых родителей дети могут страдать запорами, проявляющимися нерегулярным стулом, значительными усилиями при акте дефекации, твердыми каловыми массами.

В таких случаях следует подумать, не возник ли запор на фоне стресса у подростков.

Причины стресса у подростков

Часто подросток не в состоянии справиться с нагрузкой, ведь необходимо ходить в школу, готовиться к контрольным и экзаменам. Многие дети в этом возрасте также занимаются спортом, танцами, принимают участие в различных внешкольных мероприятиях. В результате, времени на отдых не находится, а заканчивается такая напряженная жизнь стрессом от недосыпания и усталости.

Симпатии и антипатии, несправедливое отношение сверстников и учителей, случайное обидное слово — многие вещи, которые взрослым людям кажутся незначительными и преходящими, ранят неокрепшую детскую психику, вводя в стрессовое состояние. А каждый организм реагирует на него по-своему.

Стресс и запор у подростков: что делать родителям

  • На подростковую резкость и максимализм не жалуется только тот, у кого вообще нет детей. Мальчики и девочки становятся «неуправляемыми», скрытными, готовыми охотнее поделиться своими проблемами с друзьями, чем с родственниками. Однако любящие и заботливые родители найдут способ выяснить причины переживания ребенка и сумеют его успокоить, найти занятие, приносящее положительные эмоции.
  • Преодолеть запор после стресса у подростков поможет и четко организованный режим дня, предусматривающий как минимум 4-разовое питание и полноценный сон.

Запор на фоне стресса у подростков

  • Нужно приложить все усилия, чтобы отвлечь ребенка от ноутбука, планшета или смартфона, побудить его заниматься плаванием, фитнесом, танцами, аэробикой, посещать спортивную секцию. Активное движение прекрасно снимает и стресс, и избавляет от вызванных им запоров у подростков.
  • Целесообразно увеличить в меню количество свежих и сушеных фруктов, кисломолочных продуктов, овощей, натуральных соков с мякотью.
  • Если запор на фоне стресса у подростков все же случился, врач назначит слабительный препарат, например, мягкое слабительное Дюфалак®. Дюфалак®лечит запор, восстанавливая естественный ритм очищения кишечника, не вызывая раздражения, а также способствует восстановлению баланса микрофлоры кишечника.
Читайте также:
Рекомендации по лечению зоба щитовидной железы

Благодаря двойному действию, Дюфалак ® не просто разово устраняет запор, а восстанавливает правильную работу кишечника и обеспечивает длительный эффект в нормализации стула 1,2 .

  • Двойное действие Дюфалак ® 1 :

1. Мягко очищает кишечник;
2.Восстанавливает баланс его микрофлоры за счет пребиотического эффекта

  • Разрешен детям с 0 лет, а также беременным и кормящим женщинам 1
  • Можно принимать без ограничений по длительности, не раздражает кишечник 1,3,4 .
  • Низкий риск развития аллергических реакций 1 .
  • Прием 1 раз в день
  • Подходит для всей семьи
  • Разнообразие форм выпуска, в том числе в виде одноразовых пакетиков с готовым сиропом.

1. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Дюфалак®, сироп 667мг/мл, от 23.08.2018 и инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Дюфалак®, сироп [со сливовым вкусом] 667 мг/мл, от 22.05.2018.

2. Zhou et al., Observations on the curative effect of active ingredient for postpartum constipation based on a large sample study. Int J Clin Exp Med 2015;8(10):19167-19171.

3. Boisson J. Traitement de la constipation chronique par Duphalac® Tolerance a long terme. M.C.D.-1995-24-№8 :439-444

4. Хронический запор: метод. рекомендации / Парфенов А.И. [и др.]; ГБУЗ Моск. клин. науч. центр Центр. науч.-исслед. ин-т гастроэнтерологии. – М.: Прима Принт, 2016. – 52 с.: ил., табл. – ISBN 978-5-9907558-8-8

1. Хронобиология и хрономедицина: Руководство / Под ред. С. И. Рапопорта, В. А. Фролова, Л. Г. Хетагуровой. Москва. ООО «Медицинское информационное агенство», 2012. — 480 с.: ил.

2. Инструкция по медицинскому применению препарата Дюфалак® от 19.06.2017

3. I. Boisson. Traitement de la constipation chronique par Duphalac® Tolerance a long terme. M. C. D.-1995-24-№ 8

4. Препарат Дюфалак® компании Эбботт занимает первое место по назначениям врачами 16 специальностей амбулаторного звена препаратов группы А06А Слабительные при диагнозе К59.0 Запор в крупнейших городах России. Настоящая информация основана на исследованиях, проводимых ООО «Синовейт Комкон», и действительна по состоянию на ноябрь 2016 года.

5. Логинов А. С, Парфенов А. И. Болезни кишечника. Руководство для врачей. Москва, «Медицина», 2000

6. Ройтберг Г. Е. Струтынский А. В. Внутренние болезни. Система органов пищеварения: учеб. пособие. 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 560 с.

7. Хавкин А. И. Микрофлора пищеварительного тракта. — М: Фонд социальной педиатрии, 2006, 416 с.

8. Белоусова Е. А. Лечение запора у пожилых пациентов. Клиническая геронтология. — 2006, № 1, с. 58–65.

9. Лебедев В. А. и соавт. Запоры у беременных: пути решения проблемы. Трудный пациент № 8-9, том 10, 2012

10. «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ», утверждена на 16 Съезде педиатров России, Москва, 2009,стр.41-42

11. Детская гастроэнтерология: Руководство для врачей / под ред. проф. Н. П. Шабалова. — 2-е изд., перепаб. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 760 с. :ил.

*Patent 2811450 USA, «Laxative composition and method of use».

**I.Boisson. Traitement de la constipation chronique par Duphalac® Tolerance a long terme. M.C.D.-1995-24-№8, 439-444.

Кто пережил со своими детьми психологический запор, поделитесь, как это победили?

сколько у вас было ребенку и какую дозу принимали? врач посоветовал?

2,8 ребенку было. Гастроэнтеролог из Детского доктора на Титова.
По дозе не помню, вроде бы есть детская фасовка.
Попробуйте актимели-иммунели, вдруг сработает, как у нас.

Тоже очень долго мучились с этой проблемой. 2 года точно.Что только мы не пробовали. каждый поход в туалет просто пытка – эти танцы у горшка как вспомню, так вздрогну.Бегал, зажимал попу до последнего, кричал, я сама чуть не поседела.Как ни банально, но прежде всего диета конечно! Обязательно чернослив, кисломолочка свежая,капуста или морковь с раст. маслом, вобщем все, что стимулирует работу кишечника, и причем это должно быть в рационе ребенка постоянно. К свечам и клизмам приучать не стоит. Если только нет опорожнения кишечника в теч. неск. дней. Можно натощак пить вазелиновое масло по чайной ложке утром. Оно никуда не всасывается. С психологической точки зрения – все-таки маме нужно успокоится. Понятно, что это сложно, но надо. Не стоит показывать ребенку, что ЭТО ПРОБЛЕМА! Ребенок видит, что мама паникует и сам боится, от этого только хуже. Все же правильно кому-то врач посоветовал – меньше обращать внимания. Делать вид, что все в порядке, не надо специально усаживать ребенка на горшок. Мне тоже сложно это было, но я говорила – захочешь покакать – горшок там. И шла заниматься своими делами на кухне (сама там ревела, чтоб сыночек не видел), он бгал, плакал и когда уже не невмоготу было сам садился на горшок и делал свои дела. Потом сам же говорил, что зря боялся. Почему Ваш ребенок не какает? Ему может больно один раз было и с тех пор страх? Тогда нужно постоянно размягчать кал, чтоб, было небольно, со временем ребенок поймет. что боятся особо нечего и все войдет в норму. Может есть трещинки в попе? Если ребенок дается, поставьте на ночь свечи с облепихой (14 свечи) несколько дней. Нам все же помогал Дюфалак – давали утром после завтрака(его можно до месяца пить). Натощак можно кефир, тоже хорошо помогал. Настройтеь на то, что процесс будет небыстрым. Главное, чтоб ребенку было небольно и видеть рядом спокойную мамочку! Удачи вам!

Читайте также:
Почему утром ребенка тошнит: факторы возникновения рвоты на голодный желудок

Девочки, у нас тоже появилась такая проблема. все было отлично, проблем с покаками никогда не было, но тут приспичило ему в садике и . не пошел, криком кричал, пока я сама не пришла, и то, до дома терпел, правда возле лифта не дотерпел. так вот, теперь вообще не хочет ходить по большому, что делать не знаю, криком кричит, попку сжимает, ножками стучит, а какать не садится. я вот думаю, а не может это быть связано еще и с тем, что мы горшок убрали?(нам 3.7)

спасибо вам 😉 попробовали вчера и сегодня: дала творожок актимель с черносливомкурагойинжиром.
сеня плясала, плясала и еле потом успела добежать :gy:
извиняюсь за подробности, но забрызгала весь горшок и такая перестрелка была :gy:
пока думаю остановимся на этих творожках. Вот раньше я кормила ее местным бифилайфом, у которого срок годности неделя, дак хоть бы хрен. А тут видать какую-то дрянь кладут, раз такие залпы после его?! ну думаю, все лучше, чем лекарства.

это да! конечно у меня какать не какает каждый день, но по крайней мере, стул мягкий и дня через 3 воздержания.

мы тоже мучались с этим делом почти 2 года. %)

мы были у гастроэн-га (именно чтобы слабительное назначил, чтобы уж никак не смогла сдерживаться), дак врач сказал, что кроме дюфалака ничего нельзя.
Назначила хилак форте (правда мы уже начали хорошо какать еще до приема врача). После приема хилака дочка какать начала на конец второго дня и как-то тужиться. Я

дюфалак пили полгода, надеялись на что-то, но не было ээфекта.
Что мы только ни перепробовали! так же, как выше уже писали. И всех врачей прошли, и диета, и лекарства, и разговоры.

Гастроэнтеролог помимо всего прочего посоветовала утром натощак давать ребенку ложку оливкового масла (самого лучшего качества!) Я хитро смешивала с питьевым йогуртом и давала. Затем – каша с отрубями. Затем в течение дня много пить.
Вот знаете, то ли это помогло, то ли “само” прошло, а с этим совпало, но после такого начала дня у нас все нормализовалось.

Читайте также:
Поздний врождённый сифилис у детей: что это, как избежать и лечить

Правда, примерно через полгода снова возобновились запоры. Тогда пропили месяц хилак форте, тоже масло оливковое давала, тоже много давала пить, а есть поменьше. И нормализовалось снова.

Но все равно до сих пор (вот уже полтора года) примерно раз в 3 месяца даю дочке курс бифидобактерий.
И до сих пор каждый день напоминаю ей, что надо покакать. Если не напомню, то забудет, и на след. день будет какать с ревом.

тетенька стаааренькая, поговорила со мной, потом подзывает к себе дочь и шепотом спрашивает у нее, мол, а почему не какаешь? доча так же шепотом в ответ: так потому что не хочу. вот и все.

ой, девочки, не знаю, что больше придумывать, сил моих нету уже
весь пластилин извела на лепку какашек, у всех кукол по горшку, в день по десять раз в тазик с водой, а еще и мелкий деть имеется

Кормила как-то одной свеклой, черносливом да салатами, что все плавало в масле растительном. Дак ведь и то умудрялась сдерживаться

Запор у ребенка — причины, лечение задержки стула у детей 2-3, 4-5 лет

Самочувствие ребенка во многом зависит от работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Родители должны контролировать как часто малыш испражняется и какой у него стул.

Запор у ребенка 2-5 лет встречается не редко. Чтобы помочь крохе справиться с этой проблемой, важно понимать причину ее возникновения, без устранения которой лечение будет малоэффективным.

Как понять, что у ребенка запор?

В норме ребенок в возрасте старше 2 лет опорожняется ежедневно. Стул детей в возрасте 4-5 лет может быть до 3-4 раз в неделю, что также является нормой, если дефекация происходит естественным путем, не вызывает боли и других дискомфортных ощущений.

  • кал твердый, его меньше, чем обычно;
  • опорожнение кишечника болезненное;
  • ребенок сильно тужится;
  • метеоризм, вздутие, плотный живот;
  • кишечные колики;
  • следы крови на туалетной бумаге после дефекации;
  • отсутствие аппетита;
  • напряженность в области заднего прохода.

Если стул отсутствует более 2-3 дней и появились вышеперечисленные признаки, то вероятнее всего у ребенка запор.

Причины запора у детей

Все причины задержки стула можно подразделить на несколько групп.

Задержка стула у детей старше 2 лет чаще всего связана с нарушением в питании и питьевом режиме. Причины следующие:

  • Изменение рациона, например, переход с детского меню на взрослое. ЖКТ ребенка может быть не готовым к перевариванию взрослой пищи, что вызовет запор.
  • Недостаточный питьевой режим. Питание всухомятку — верный спутник запора, поэтому в рационе должны присутствовать не только первые блюда, но и достаточное количество чистой воды.
  • Несбалансированное питание. Преобладание в рационе сдобы, мучных изделий и недостаточное потребление клетчатки приводит к нарушению эвакуации каловых масс из кишечника.
  • Прием лекарственных препаратов. Некоторые лекарства затрудняют опорожнение кишечника, особенно речь идет о медикаментах, содержащих железо, или обладающих закрепляющим действием. На фоне приема антибиотиков может развиваться как диарея, так и задержка стула, поэтому важно принимать пробиотики.

К распространенным функциональным причинам запора у детей 2 лет относится подавление позывов в туалет. Например, такое возможно при приучении крохи к горшку. Если родители чрезмерно давят на ребенка, то у него появляется страх дефекации, из-за чего он сдерживает позывы. Аналогичная ситуация может произойти, когда малыш начинает посещать детский сад или школу. Он испытывает психологический дискомфорт при опорожнении вне дома, поэтому сдерживает акт дефекации. В результате каловые массы затвердевают и создают своеобразную пробку.

Читайте также:
Форель радужная – калорийность, полезные свойства, пищевая ценность, витамины

Примечание! Намеренное подавление ребенком позывов в туалет — серьезная проблема, поскольку в целом нарушается моторика кишечника, из-за чего могут появиться более серьезные нарушения.

Посещение детского сада, повышенные умственные нагрузки, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье — это стрессовые факторы, которые могут стать причиной запора, диареи и даже нарушения функционирования ЖКТ.

Если у ребенка запор, то нужно обязательно провериться на заболевания ЖКТ, поскольку они могут нарушать перистальтику кишечника.

Примечание! При сильных сокращениях мышц кишечных стенок, когда становится невозможным продвижение каловых масс наружу, говорят о спастическом запоре, при полном расслаблении стенок — об атоническом.

Органические причины задержки стула:

  • Врожденные пороки развития пищеварительного тракта. Как правило, проблемы со стулом появляются с ранних лет, имеют регулярный характер.
  • Нарушение проходимости кишечника. Возникает как вследствие врожденных патологий, так и на фоне проглатывания инородного тела, резкой смены рациона. Полная непроходимость кишечника сопровождается повышением температуры тела, полным отказом от пищи, напряжением мышц брюшины. Ребенок нуждается в экстренном хирургическом вмешательстве.
  • Синдром раздраженного кишечника. Проявляется как диареей, так и запором.
  • Дисбактериоз. Чаще сопровождается диареей, однако порой вызывает задержку стула.

К более редким причинам относится муковисцидоз, эндокринные и метаболические нарушения.

Чем опасен запор и какой врач его лечит?

Хронические и часто повторяющиеся запоры приводят к осложнениям, поэтому важно вовремя начать лечение. Несвоевременное опорожнение кишечника вызывает интоксикацию организма, плохой сон, кожные высыпания, анальные трещины и геморрой.

Лечить задержку стула должен врач. Если у ребенка нет заболеваний ЖКТ, то помощь может оказать педиатр. В противном случае нужно обратиться к гастроэнтерологу.

Перед посещением врача следует вести мониторинг опорожнения кишечника: время и день дефекации, консистенция стула, сопутствующие патологические симптомы. Это поможет составить максимально точную клиническую картину.

На приеме доктор проведет пальпацию живота, спросит о рационе ребенка, внимательно выслушает жалобы. Если он заподозрит органические нарушения, назначит дополнительное обследование:

  • клинический и биохимический анализ крови;
  • кал на яйца глистов;
  • анализ каловых масс на дисбактериоз;
  • УЗИ органов брюшной полости;
  • рентгенологическое исследование кишечника;
  • колоноскопию.

После обследования врач составляет комплексную лечебную программу.

Как лечить запор?

Задержка стула может доставлять существенный дискомфорт ребенку, поэтому первоочередная задача доктора — вызвать дефекацию. Сделать это можно с помощью клизмы или слабительных препаратов.

Примечание! Слабительные средства должен назначать врач, поскольку их неправильный прием может вызвать привыкание, привести к диарее.

Помимо первой помощи, необходимо устранить причину запора и нормализовать работу кишечника, чтобы предупредить возникновение подобной проблемы в будущем. Как будет выглядеть лечение органических патологий, зависит от их вида. Схема подбирается индивидуально для каждого маленького пациента.

Основное лечение обязательно дополняют правильным питанием, соблюдением клинических рекомендаций, которые выглядят так:

  • Употреблять достаточное количество жидкости, иначе кал будет сухим и плотным.
  • Ограничить потребление риса, жареной и жирной пищи, хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, уменьшить — продуктов с высоким содержанием белков.
  • Включить в рацион растительную клетчатку, которая содержится в крупах, овощах, фруктах, а также кисломолочную продукцию, растительное масло.
  • Отказаться от крепкого черного или зеленого чая.
  • Питаться регулярно, до 4-5 раз в день, не переедать.
  • Не ругать малыша, если он не успел «сходить» на горшок.
  • Больше двигаться, делать массаж живота по часовой стрелке. Физическая активность способствует эвакуации каловых масс из кишечника.
  • Создать благоприятный психологический климат в семье.
  • Не нарушать естественный ритм опорожнения кишечника. Если родители знают, что ребенок ходит «по-большому» вечером, например, после ужина, то лучше на это время не планировать выход из дому.

Если вылечить все заболевания ЖКТ, нормализовать режим и рацион питания, то стул ребенка станет регулярным.

Ссылка на основную публикацию