Оцениваем речь ребенка в 3 года: показатели нормы и признаки отклонений

Оцениваем речь ребенка в 3 года: показатели нормы и признаки отклонений

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.

Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?

Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.

Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:

  • произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
  • малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
  • чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
  • в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
  • малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.

Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.

Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.

Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.

В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:

  • замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
  • в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
  • звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас

У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.

Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».

Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.

Связность слов и предложений

Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.

Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).

Как определить задержку речевого развития?

У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.

ВозрастОсобенности речи
1,5-2 месяцагуление
4 месяцалепет
7-8,5 месяцевлепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек
9-11 месяцевпервые слова
годзнание 10 слов
1-2 годаформирование фразовой речи
2-3 годапостроение простых предложений из нескольких слов
3-4 годаформирование связного языка

Распространенные признаки задержки развития речи:

  • малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
  • в год кроха не реагирует на звук;
  • в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
  • в 3 года отсутствует собственная речь;
  • для общения используются преимущественно жесты и мимика;
  • наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.

Специалисты выделяют такие основные причины:

  • проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
  • задержка нервно-психического становления;
  • получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
  • проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
  • нарушения психологического характера;
  • дефицит общения.
Читайте также:
Ночью плохо сплю, часто просыпаюсь, что делать. 25 советов, которые реально работают

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

В 3 года речь ребенка не разборчива

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хуже сверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми и при необходимости подключать специалистов.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

ВозрастФорма речи
1 — 2 месКрик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 месПоявляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 месПопытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 годаПроизношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са. )
1,6 — 2,2 годаОбъединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 годаНачинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 годаПытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 годаАктивно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается. )

Таблица необходимого словарного запаса

ВозрастКоличество слов
1 год9 слов
1,5 года39-100 слов
2 года200-400 слов
3 года1000-1100 слов
4 года1600-1926 слов
  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки .

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка; несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.
Читайте также:
Рвота с кровью при беременности на ранних и поздних сроках: причины и лечение

Что делать и к кому обращаться

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо самим родителям.

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Оцениваем речь ребенка в 3 года: показатели нормы и признаки отклонений

Фото 1

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Но у некоторых детей случаются задержки в развитии. Чтобы вовремя их выявить, родителям необходимо понимать, что представляет собой речь ребенка в 3 года: норма слов, связность предложений, звукопроизношение.

Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?

Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.

Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

Фото 2

Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:

  • произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
  • малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
  • чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
  • в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
  • малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.

Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.

Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.

Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Фото 3

Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.

В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:

  • замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
  • в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
  • звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас

У трехлетнего малыша практически в два раза увеличивается активный словарный запас. Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.
Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».

Читайте также:
Остеопороз: симптомы и лечение у женщин. Как лечить остеопороз

Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.

Связность слов и предложений

Фото 4

Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.

Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).

Диагностика речевых нарушений

Оценить уровень развития речи можно в домашних условиях. Для этого ребенка просят назвать наименования животных, предметов посуды и мебели, явлений природы. Дошкольнику дают простые поручения, требующие формирования вопросов ко взрослому человеку.

Способность к построению словосочетаний оценивают с помощью таких действий:

  • образование множественного числа;
  • определение количества предметов (помогает понять, насколько правильно ребенок согласовывает существительные и числительные);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм;
  • составление небольшого текста по предложенному изображению;
  • завершение начатого взрослым высказывания.

Для выполнения звукового анализа просят воспроизвести слоги, содержащие разные гласные и согласные. Проверяют и ритмичность детской речи.

Как определить задержку речевого развития?

У некоторых детей наблюдается задержка речевого развития. Родителям важно вовремя заподозрить наличие отклонения. Для этого необходимо знать особенности становления речи у детей раннего возраста. Они приведены в таблице ниже.

Фото 5

Становление речи начинается с гуления

ВозрастОсобенности речи
1,5-2 месяцагуление
4 месяцалепет
7-8,5 месяцевлепет, повторение хорошо получающихся слоговых цепочек
9-11 месяцевпервые слова
годзнание 10 слов
1-2 годаформирование фразовой речи
2-3 годапостроение простых предложений из нескольких слов
3-4 годаформирование связного языка

Распространенные признаки задержки развития речи:

  • малыш мало гулит, лепечет, беззвучный;
  • в год кроха не реагирует на звук;
  • в 2 года чадо не выполняет действий по просьбе родителей. Не может соединять слова в простые фразы;
  • в 3 года отсутствует собственная речь;
  • для общения используются преимущественно жесты и мимика;
  • наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Чтобы устранить задержку речевого развития, необходимо выявить и исключить влияние фактора, спровоцировавшего появление такой проблемы.

Специалисты выделяют такие основные причины:

  • проблемы внутриутробного типа, родовые травмы;
  • задержка нервно-психического становления;
  • получение черепно-мозговой травмы в раннем возрасте;
  • проблемы со слухом (глухота, тугоухость);
  • нарушения психологического характера;
  • дефицит общения.

Методики развития речи

Существуют разные методики, направленные на расширение кругозора, увеличение словарного запаса и качества говора.

Метод оценки речевого развития

Речевое развитие оценивают по таким параметрам:

  • Активная речь.
  • Понимание собеседника.
  • Выполнение речевых команд.
Оцениваем мышление и моторику

Для оценки нужно попросить ребенка сделать следующее:

  • Назвать части тела.
  • Описать картинку.
  • Ответить на вопросы о любимой сказке.
  • Сделать поручения.
Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Родителей должны насторожить:

  • Ее отсутствие.
  • Произношение части слов.
  • Отсутствие предложений.
  • Жесты вместо слов.

На приеме у логопеда

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Фото 6

Родители, чьи дети плохо разговаривают в три года, задаются вопросом, что им делать. Комаровский отмечает, что, если у ребенка этого возраста речь абсолютно несвязная, то это повод обратиться к специалисту.

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.

Развиваем словарный запас у малышей

С раннего возраста родителям нужно приложить усилия, чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся новыми названиями и понятиями. Что для этого можно сделать?

Читайте также:
Шум в голове поможет в лечении настой петрушки, рецепт

    Читать книги. С помощью рассказов и сказок мы расширяем кругозор малыша, учим воспринимать новую информацию, фантазировать и мечтать. Например, живого тукана или жирафа малыш сможет увидеть только в зоопарке, но с помощью книги он познакомится с новыми животными, птицами, узнает много интересного про них. Маленьким деткам покупайте книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Можно приобрести издания с тактильными картинками, которые малыш сможет потрогать пальчиками. Рассказывайте обо всем, что видит ребенок на картинке: «Посмотри, какая красивая ферма! Где здесь петушок? А курочка? Покажи поросенка, пожалуйста».

Видео по теме

Нормы развития речи от 0 до 3 лет:

Таким образом, речь трехлетних детей интенсивно развивается. Пополняется словарный запас, улучшается произношение слов и связность предложений. Существуют нормы становления речи. Но они являются условными, поскольку все дети индивидуальны в своем развитии.

Родителям нужно помогать ребенку совершенствовать речь при помощи специальных занятий, проводимых в игровой форме. В случае наличия признаков задержки развития необходимо обращаться за помощью к специалистам.

Методы коррекции

Если ребенок в 4 года плохо говорит – это сигнал об опасности для развития его высших психических функций. Логопед помогает исправить дефекты произношения звуков, расширяет словарный запас, формирует навык составления рассказа, его оформления.

Первое занятие у логопеда – диагностика проблемы, выявление органических, функциональных проблем речевого развития.

Специалист делает заключение и определяет проблему, которую нужно корректировать медицинскими средствами или логопедическими занятиями.

На последующих занятиях происходит работа по выявленному дефекту. Логопед использует такие методы, как артикуляционная гимнастика, мнемотехника, логопедический массаж, развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, совершенствования связного языка, формирование коммуникации.

Специалист по детскому развитию знает, что в 4 года ребенок усваивает новые знания в игровой форме. Для коррекции в игре применяются разные авторские методики:

  • Эльконина;
  • Фомичевой;
  • Волковой;
  • Каше;
  • Методика Ткаченко используется для 4-6 лет.

Часто к логопеду обращаются с просьбой «поставить» звуки. Это одна из самых легких проблем речевого развития детей. Для ее решения специалист использует гимнастику, стишки и другие методы.

Обязательное условие – развитие артикуляции.

Работа по постановке звуков делится на несколько этапов:

  • упражнения для развития артикуляции;
  • постановка самостоятельного звука, с гласными;
  • введение в речь.

В процессе этапа «введение в речь» важна помощь родителей. Детям нужно показывать правильное произношение, повторять вместе слова с проблемной буквой, возвращаться и просить повторить еще раз, если ребенок неправильно сказал слово.

Артикуляционная гимнастика

Приведем примеры некоторых упражнений для развития артикуляции:

  • «Оближем губки». Родитель показывает, как нужно облизывать губки после варенья, шоколада. Делается в веселой атмосфере.
  • «Сложи губки трубочкой». Ребенок должен увидеть на примере, как это делается. Можно придумать, как обыграть ситуацию: «мы паровозики – ту-ту», «дуем через трубочку» и так далее.
  • Хорошее упражнение про «язычок», деткам очень нравится: язычок гулять собрался – высунуть язык как можно больше;
  • он умылся, причесался – между зубками подвигать язык вперед, назад;
  • на прохожих оглянулся – круговые движения языка по губам влево, вправо;
  • влево, вправо повернулся – направить его в соответствующие уголки рта;
  • вниз упал, наверх поднялся – соответственно, длиннее выдвигать;
  • раз, и в комнату забрался – спрятать резко в рот.

Беседы

С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:

  • ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
  • малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
  • ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).

Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.

Чтение художественной литературы

Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.

Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.

Консультация. Речевое развития детей 3–4 лет. Нормы и отклонения. Обзор игр для развития речи

Развитие речи ребенка в 3-4 года. Нормы и отклонения.

Важнейшую роль для социальной адаптации и полноценного развития играет развитие речи. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Этот процесс очень индивидуален для каждого ребенка. Одни неплохо и связно говорят, другие вообще молчат или отвечают односложными предложениями или отдельными фразами. Главное для родителей не упустить тот момент, когда необходимо консультация специалиста и выявление проблем на раннем этапе развития, чтобы не запустить процесс развития речи. Есть множество методик, которые позволяют это сделать.

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. К ним относятся:

– в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;

– попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно; речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

– внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;

– создание собственных словоформ;

Читайте также:
Целлюлит во время беременности: боремся с помощью массажа, крема и обертываний

– попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

– с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

речевое развитие детей 3-4 лет остаё тся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;

– нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш); путают звуки; переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя? Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте: проговаривать собственные имя, отчество и фамилию; называть имена близких родственников и друзей; воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию; говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные; распределять в своей речи предметы по группам : посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка); находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное; называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит; точно повторять услышанное; пересказывать мультфильм, сказку; в процессе речи разговаривать громко и тихо. Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Как выявить отклонения? Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели: ребёнок постоянно тарахтит; его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова; его сложно понять; в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями; ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения; глотает окончания слов; произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов; не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми; приоткрытый рот; частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов. Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты: педиатр; невролог; психиатр; отоларинголог; логопед; психолог; сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как: МРТ; ЭЭГ; ЭхоЭГ. Диагностика также включает в себя: возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития; беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми; изучение моторики мышц лица; сравнение понимания и воспроизведения речи; анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи. Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями.

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.

А теперь обзор игр для развития речи младших школьников :

Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

Игра «Что, где, когда».

Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:

Читайте также:
Пневмония у ребенка - симптомы скрытой у детей, как определить воспаление легких, распознать бессимптомную и понять что проходит

– Где растут ветки? (На дереве.)

– Где растут деревья? (В лесу.)

– Где растут листья? (На ветке.)

– Где живут рыбы? (В реке.)

Игра «Волшебный сундучок».

Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.

Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри – это мяч, какой он круглый, красный! А вот – машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще – ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша! Наклонить голову.

Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода : «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».

Игра «Полезные «прятки».

Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама – нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела – нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где – под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей – Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

Игра «Поезд особого назначения».

Цель: развивать фонематический слух.

Игровой материал и наглядные пособия: картонные коробки.

Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

Игра «Один – много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога – карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня – яблоко, а у тебя – яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом – дома, нога – ноги, лицо – лица и т. п.

Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок. Чтобы детки гармонично развивались, им необходима помощь взрослых. Ведь все, что мы вложим в наших детей, вернется нам стократно.

Консультация «Особенности развития речи детей 4–5 лет» «Речевое развитие детей 4 – 5 лет» Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет 1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится.

Консультация для родителей «Нормы речевого развития ребенка 4 лет» Дошкольный период (3 — 7 лет) является одним из главных в речевом развитии ребенка. Но первые значительные изменения, родители замечают.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Каждый родитель.

Консультация «Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста» Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44 «Белоснежка» ЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО.

Читайте также:
Причины экссудативного плеврита: симптомы и особенности лечения

Речевое развитие дошкольников посредством развития всех компонентов устной речи (из опыта работы) Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Подготовила:.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей «Ребенок 3–4 года. Нормы и отклонения» Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную.

Консультация «Словесные игры как средство развития речи детей» Тема: «Словесные игры как средства развития речи детей» Актуальность: Игра основной вид деятельности дошкольного возраста. В игре ребенок.

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход речевого.

Нормы развития речи ребенка от 0 до 7 лет: памятка родителям

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста – логопеда.

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» – «жук», «сенок» – «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» – «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» – «обгоню», «натерять» – «потерять», «колесы» – «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» – «река», «лыба» – «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» – «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Читайте также:
Отсутствие аппетита при беременности на ранних сроках: причина

Возраст от 2-х до 3-х лет считается критическим в плане речевого развития и именно в это время рекомендуется прийти на первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. У детей до 2 лет проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью. При наличии слов определяется:

  • время их появления,
  • активный и пассивный словарный запас,
  • общая речевая активность ребенка,
  • наличие фразовой и связной речи.

К 2-м годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, пока из двух слов: «Баба, дём» – «Бабушка, идём».

Специалист проведет диагностическое обследование речи ребенка и определит соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то это не укладывается в нормативы: требуется консультация логопеда. Занятия в этом возрасте направлены на:

  • правильное произношение звуков,
  • умение строить предложения,
  • грамотный пересказ.

Неисправленное неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь.

Представляем вашему вниманию несколько реальных историй из логопедической практики.

В 6 лет мама привела Никиту к логопеду. У мальчика были нарушены свистящие – «с», «ц», «з» и сонорные звуки – «л», «ль», «р», «рь», не были автоматизированы шипящие – «ч», «щ». За месяц были уточнены и частично автоматизированы шипящие. Работа над свистящими звуками, в целом, заняла два месяца. Затем занятия продолжились над звуками «л», «ль». Следующие три месяца шла автоматизация звуков «р», «рь». Никита посещал занятия 2 раза в неделю, а также занимался с мамой дома. За год удалось произвести коррекцию всех звуков. В школу ребенок пошел с чистой речью.

За два месяца до школы Елена Антоновна с дочерью Ирой обратились к логопеду, чтобы поставить звуки «р», «рь». Звуки были поставлены, но автоматизация не была завершена, так как они уехали к морю на отдых, а после прекратили занятия. К другому специалисту они также не обращались, просто оставили всё, как есть. В результате, у ребенка так и осталось горловое искажение звуков.

Анна Ивановна привела свою дочку Дарину в 3 года на обследование к логопеду, обеспокоенная тем, что девочка мало разговаривает. Специалист отметил, что Дарина действительно старается общаться больше с помощью жестов, чем словами. У девочки был бедный активный словарь, хотя пассивный был в норме: то есть Дарина понимала всё, но не говорила. За полгода интенсивных занятий с логопедом (3 урока в неделю) и выполнения упражнений дома, активный словарь увеличился и стал соответствовать норме.

Гордей в 5 лет пришел к логопеду с нарушением всех групп звуков. Педагог отработал с мальчиком полгода. Занятия посещались нерегулярно, Гордей часто болел, а после совсем перестал ходить на уроки. За это время удалось только поставить шипящие звуки, но не автоматизировать их. В настоящее время ребенок продолжает посещать детский сад, старшую группу с теми же нарушениями, что были у него год назад.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в , или заполнив форму ниже.

Fidem в Instagram

Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Задержка развития речи в 2 года – повод для беспокойства и принятия мер. Если кажется, что ребенок плохо разговаривает для своего возраста и отстает от сверстников, не нужно сразу паниковать. Необходимо выяснить симптомы и признаки задержки развития речи, какие нормы установлены специалистами.

На основании этого врач поставит диагноз и даст рекомендации, как работать с малышом, чтобы поскорее избавиться от имеющейся проблемы. В статье в деталях разберем вопросы, касающиеся ЗРР в 1,5-2 года. Расскажем, как нужно действовать родителям, если есть отставание в развитии речи.

Темповая задержка речевого развития в 2-3 года: что делать, если ребенок не понимает речь и не разговаривает

Данилина Камилла Касимовна - детский нейропсихолог Клиники La Salute в Москве

Данилина Камилла Касимовна - детский нейропсихолог Клиники La Salute в Москве

Данилина Камилла Касимовна

Стаж работы: более 15 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

Ведущий детский специалист нейропсихологического отделения.

Методист и Научный сотрудник, Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ. Научный сотрудник, Научно-Практического Центра Детской Психоневрологии (НПЦ ДП). Издано более 30 научных работ.

Нормы развития речевого общения ребенка 2 лет

Чтобы понимать, что имеется отклонение, нужно знать, какие существуют нормы. Тогда будет возможность сравнить имеющийся прогресс в развитии со стандартами и либо успокоиться, либо обратиться к специалисту.

Начальная стадия развития речи

Первые слова в лексиконе ребенка появляются примерно с 8 до 12 месяцев. С данного возраста родители могут слышать так называемые лепетные слова. До этого наблюдаются гуление, лепет.

Обратите внимание на то, что девочки развиваются быстрее мальчиков. У них речь формируется раньше, но не во всех случаях. Всё индивидуально.

В начале второго года жизни у ребенка, при условии гармоничного развития, формируется словарный запас – около 10 терминов. Это не означает, что малыш легко должен произносить трудные слова. Допустимы упрощенные сокращенные варианты: «ням», «ма», «гав» − вместо «кушать», «мама», «собака».

До 1 года 8 месяцев словарный запас у малыша составляет до 200 слов. Это не означает, что ребенок разговаривает, используя всё, что знает. Большинство слов малыш не может произнести. Они для него слишком трудные, либо нет необходимости в использовании части лексикона. Поэтому применяется такой термин, как активный словарный запас. В него входит 10-20 слов, которые малыш произносит. Их он повторяет регулярно.

Пассивный запас – это те слова, которые мальчик или девочка воспринимает. Например, родитель говорит: «Покажи тигра». И ребенок ищет полосатое животное на картинке или где-то еще. Но само слово «тигр» он произнести не может.

Читайте также:
Целлюлит во время беременности: боремся с помощью массажа, крема и обертываний

Это хороший показатель. Хуже, когда ребенок не понимает обращенную речь, не реагирует на вопросы. Значит, есть проблема, требуется обследование и, возможно, лечение.

Особенности

Когда говорят о речи ребенка в два года, считается нормой фразовая стадия. Малыш добавляет к существительным глаголы. Например:

  • «мам, дай»;
  • «па ди» − «папа иди» и так далее.

Постепенно ребенок объединяет слова, которые запомнил, в мини-предложения.

После двух лет возникает то, что называют «лексическим взрывом». Ребенок начинает постоянно говорить, складывая слова в предложения. Его общий запас «терминов» увеличивается до 1200. Это не значит, что малыш разговаривает, используя всё, что знает. Но он всё понимает, выполняет просьбы, старается ответить на вопросы, которые задают взрослые и так далее.

Период от 2 до 2,5 года очень важный. В это время нужно следить за лексиконом малыша. Если в два года нет фразовой речи, то можно говорить о задержке. Но врачи обычно не торопятся ставить такой диагноз. Маленькие дети могут за 6 месяцев довольно сильно продвинуться в развитии. Неговорящий ребенок вдруг начинает использовать несколько десятков слов, всё понимать, хотя раньше с этим были проблемы. Такие диагнозы, как ЗПР и ЗРР, специалисты не спешат ставить до трехлетнего возраста.

Обратите внимание, что в каждом случае необходимо обследование. Ставить диагноз и лечить должен врач. Родители в домашних условиях могут только лишь отметить для себя, что у ребенка плохая речь. Не нужно паниковать, ставить под сомнение интеллект сына или дочери, думать, что есть проблемы с умственными способностями.

Когда появляются какие-то подозрения, лучше обратиться к специалисту, но не к логопеду, как многие думают, а к нейропсихологу или педиатру. В возрасте 2-3 лет это можно делать, консультация не будет лишней.

Логопед работает над речью, занимаясь артикуляцией, произношением, движениями языком, челюстями. Нейропсихолог специализируется на проблемах, причины которых скрыты в психической сфере.

В 3-4 года ребенок при нормальном развитии составляет предложения из нескольких слов. В его разговорах появляются вопросы. Малыш может как спрашивать, так и отвечать, пассивно используется более 1000 слов. Ребенок досказывает стишки, которые ему многократно читали родители, бабушки, дедушки.

Если же малыш дошкольного возраста не может всего этого делать, то речь идет о патологии. Следует обратиться к специалисту. В школьном возрасте разговорный язык должен быть в порядке. Допускаются только проблемы, которыми занимается логопед.

Симптомы и признаки задержки речевого развития

На наличие проблемы указывают несколько факторов. Только при анализе каждого можно говорить о точном диагнозе. Чтобы вовремя принять необходимые меры и обратиться к специалисту, нужно обращать внимание на следующее:

  1. Малыш не может сформулировать ответ на вопрос взрослого. Он понимает, что спросили, но не отвечает словами. Нужно учитывать возраст малолетнего. Ребенок, которому только исполнилось 2 года, и при нормальном развитии не даст развернутого ответа. Максимум – это «да» или «нет».
  2. Накопление активного и пассивного словарей идет медленными темпами. Отсутствует звуковое подражание взрослым.
  3. Сложности с построением даже очень коротких фраз. Ребенок не может соединить три слова в одно предложение.
  4. В словах, которые произносит, малыш переставляет слоги или замещает одни на другие.
  5. Ребенок не может не только построить предложение самостоятельно, но и повторить что-то сказанное за взрослым.
  6. При произношении отдельных звуков у малыша происходит подергивание мышц лица, глаз и так далее.
  7. Речь ребенка остается однообразной. Он часто произносит одно и то же.
  8. Малыш не понимает, о чем идет речь в сказках, потешках, стишках.
  9. Мальчику или девочке трудно собирать простые пазлы, кубики, матрешек и тому подобное.

Это признаки, которые характерны для младшего возраста, когда ребенок уже должен неплохо говорить. Есть и другие симптомы:

  • в 2–4 месяца нет гуления;
  • в 8-9 месяцев от ребенка не слышно лепета и других звуков;
  • в 1,5 года малыш не произносит простых звуков;
  • не использует слова и жесты, чтобы получить желаемое, добивается всего только плачем;
  • после 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения.

Все эти симптомы являются показанием для обращения к специалисту.

Причины задержки развития речи

Врачи выделяют несколько групп. Факторы, способствующие появлению проблем, могут быть вызваны с физическими патологиями. Начнем с общего списка:

  1. Расстройство экспрессивной речи. Когда малыш не произносит слов, не строит диалог.
  2. Проблемы с восприятием речи.
  3. Трудности с артикуляцией. Ребенку сложно произносить слова.
  4. Афазия при условии, что поставлен диагноз «аутизм». Обычно бывает так: у малолетнего с речью было всё неплохо, но потом он утратил способность произносить слова и понимать их смысл.
  5. Умственная отсталость. У ребенка такой уровень развития, когда плохая речь или её отсутствие – это лишь одно из проявлений проблемы. Многое зависит от степени отсталости. Если она легкая, то малыш способен строить простые предложения.
  6. Глухота. Распространенная проблема. Детский мозг не может обучиться речи, потому что не слышит её. А сам он сгенерировать «образы слов» не умеет, нужен пример.

Исследования показывают, что причиной ЗРР являются проблемы, которые проявлялись во время беременности и родов. Наиболее распространенные:

  1. Хроническая гипоксия. Когда ребенку не хватает кислорода, плод развивается неправильно.
  2. Поражение центральной нервной системы. Это не причина, а последствие вышеуказанной гипоксии.
  3. Инфицирование плода.
  4. Гидроцефалия – это ситуация, когда в голове избыток спинномозговой жидкости.
  5. Генетические заболевания: синдром Дауна, ДЦП и другие.
  6. Недоношенность.
  7. Травма, полученная при родах.
  8. Аномалии развития. Одна из таких – волчья пасть. У ребенка может быть недоразвитой нижняя челюсть, короткая уздечка. Все это мешает раннему развитию речи. Дошкольнику с такими проблемами тоже разговаривать трудно.
Читайте также:
Шум в голове поможет в лечении настой петрушки, рецепт

Существуют причины, которые появляются после рождения:

  1. Нейроинфекция, которая плохо влияет на мозг и приводит к ЗРР. Типичный пример − менингит.
  2. Ухудшение слуха после заболеваний. Например, отита. Малыш хорошо слышал, воспринимал сказанное, пополнял словарный запас. Потом слух ухудшился, и мальчику или девочке стало сложно развивать свою речь.
  3. Дефицит общения. Да, в списке такая очень простая причина. С ребенком всё нормально, но речь его не развивается, потому что он мало общается со взрослыми. В этом вопросе, как и во многих других, важны тренировки. Родители должны больше общаться с малышом. Вот почему рекомендуется петь колыбельные и читать сказки вслух.
  4. Стрессовое состояние. Это, учитывая психосоматику, запускает негативные процессы, тормозящие развитие речи. Возникает ЗРР.
  5. Генетическая предрасположенность. В первую очередь она выражается в повышенной чувствительности речевых зон мозга к негативным факторам.

Распространена темповая задержка речевого развития – когда у малыша, кажется, всё в порядке, но разговаривать он не хочет. Возможно, нужно подождать.

Способы ускорения развития речи у детей

Очень многое для развития своего ребенка родители могут сделать самостоятельно. Во-первых, нужно чаще обращать внимание на то, как идет формирование речи. Во-вторых, можно использовать упражнения, которые следует выполнять с малышом, чтобы стимулировать речевое развитие.

Нельзя обойтись без диагностики. Лучший вариант − обратиться к специалисту, чтобы выяснить состояние ребенка, есть ли проблемы с речью, узнать о методиках и программах, которые применяются для исправления ситуации.

Далее нужно определять, какие занятия стоит проводить с малышом. Для устранения ЗРР используют следующие способы:

  1. Общение с логопедом. Помогает в случаях, когда проблемы больше не с психологией и нервной системой, а с «физикой речи». Например, когда ребенку трудно произносить слова, звуки и составлять из них предложения.
  2. Комплексная методико-педагогическая реабилитация.
  3. Микротоковая рефлексотерапия.
  4. Логопедический массаж.

Также используются препараты, но не будем углубляться в эту тему. Прием лекарств, таблеток и аналогичных средств должен осуществляться исключительно по назначению врача.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы наметилось движение в речевом развитии:

  1. Самый простой способ преодоления и даже профилактики проблемы – чтение вслух. Ребенок должен слышать речь, чтобы осваивать навык.
  2. Другой эффективный метод, судя по отзывам специалистов, для развития разговорных навыков – дидактические игры: кубики, сортеры, карточки.
  3. Пение песен.
  4. Просмотр мультфильмов, но ограниченно. Нужно не просто смотреть, а проговаривать имена персонажей, комментировать то, что происходит.

Существуют упражнения, помогающие развивать речь:

  1. «Маятник». Откройте рот и двигайте языком из стороны в сторону. От одного уголка губ к другому.
  2. «Забор». Сомкните плотно зубы. Язычком коснитесь «забора». Широко улыбнитесь.
  3. «Пятачок». Вытяните губы в трубочку и подвигайте ими в разные стороны.

Доказана связь мелкой моторики с развитием речи, поэтому упражнения на «работоспособность пальцев» тоже помогут.

Доктор Евгений Комаровский справедливо говорит о том, как лечить ЗРР. Нужно, чтобы пришло понимание того, почему появилась проблема. Устраните причину – уйдет и следствие.

Когда нужна помощь специалиста

Если кратко: всегда. Когда родители заметили какое-то отклонение, или им кажется, что что-то идет не так, лучше сходить на прием к доктору, который осмотрит ребенка, проведет необходимое обследование и даст свое заключение. Это поможет своевременно заняться лечением отклонения.

Особенно следует насторожиться, если малыш:

  • не обращает внимания на речь родителей;
  • не смотрит в глаза;
  • повторяет однообразные движения.

Это симптомы не просто ЗРР, а проявления задержки психологического развития. К этой проблеме нужно относиться серьезнее. Требуется другое лечение.

К кому обращаться для решения проблемы

В зависимости от причины и особенностей отклонения следует идти на прием к разным врачам. Но начинать нужно с педиатра, чтобы он поставил предварительный диагноз и направил к узкому специалисту:

  1. Челюстно-лицевой хирург – если есть какие-то проблемы физиологического плана.
  2. Логопед – помогает с артикуляцией.
  3. Психотерапевт – когда речевые патологии глубокие, связаны с мозгом.
  4. Неонатолог – занимается проблемами новорожденных.
  5. Психолог.
  6. Сурдолог – узконаправленный специалист в отоларингологии.
  7. Невролог.
  8. Генетик – стоит обратиться, чтобы выяснить, не является ли задержка проблемой наследственной.
  9. Лор (отоларинголог) – помогает восстановить слух.

Приходите в La Salute, чтобы получить квалифицированную помощь по вопросу задержки речевого развития. В нашей клинике вы сможете пообщаться с разными специалистами, которые способны стимулировать речь ребенка – логопедом, нейропсихологом, психологом, неврологом.

Как проходит обследование и лечение детей

Исходя из того, какие врачи занимаются проблемой, можно обозначить примерный алгоритм диагностики. При обследовании детей необходимо:

  1. Консультация педиатра.
  2. Исследование мозга и сосудов. В том числе, при помощи МРТ и других современных методов.
  3. Работа с узкими специалистами, в зависимости от причин ЗРР.

Всё индивидуально, поэтому не будем детально описывать каждый метод.

Прогнозы

Всё зависит от степени задержки речевого развития, наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний. Чем раньше последует обращение к специалисту, тем больше шансов, что ребенок наверстает упущенное, догонит сверстников и станет развиваться нормально.

Памятка родителям

Если возникли подозрения на ЗРР, обратитесь к специалисту. Когда поставлен диагноз, занимайтесь с ребенком дома, проходите лечение, назначенное врачом.

ЗРР – проблема, с которой можно справиться, если следовать методике.

Обращайтесь в Клинику La Salute. Наши специалисты выявят причину проблемы, помогут устранить задержку речевого развития.

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться – напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
формы-заявки.

Ссылка на основную публикацию