Причины и лечения психологического запора у взрослых и детей

Спастический запор или запор «от нервов»

Большинство людей знакомы с таким нарушением работы кишечника, как запор. Развивающийся запор приносит массу неудобств и неприятных симптомов. Запор может сопровождаться дискомфортом, болью, психологическими проблемами и ухудшением самочувствия.

Запор – это нарушение работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), при котором наблюдается замедленное, затрудненное, неполное опорожнение кишечника. Как правило, у человека диагностируется запор при наличии следующих симптомов: продолжительные, чаще всего безрезультатные натуживания, частота стула менее 3 раз в неделю, боль и дискомфорт при походе в туалет 1 . Подробнее с проблемой запора можно ознакомиться в статье «Почему возникает запор. Как лечить?».

Существуют различные виды запора. В данной статье мы сконцентрируем внимание на проблеме спастического запора.

Как возникает спастический запор?

Спастический запор является одним из самых распространенных функциональных расстройств кишечника 1 и образуется из-за слишком высокого тонуса мышечных тканей, что влечет за собой спазмы и создает заторы на определенных участках кишечника. Сегодня под таким типом запора понимают синдром раздраженного кишечника с запором 3 . Для запоров данного вида характерны судорожные сокращения стенки кишечника (воспалительные и язвенные процессы, рефлекторный ответ от больных органов брюшной полости, страх боли и т.п.) 2 .

Основными причинами спастического запора являются далекие от кишечника процессы. В первую очередь стоит выделить психологические проблемы. Чаще всего спастический запор возникает на фоне нервных переживаний, эмоциональных потрясений и стрессов 2 .

Признаки и особенности спастического запора

Стресс-спастический-запор

Помимо очевидного симптома существуют клинические признаки, которые могут проявляться во время спастического запора 4 :

  • повышенное газообразование (метеоризм),
  • достаточно сильные схваткообразные боли по всей области живота,
  • тошнота и в редких случаях рвота,
  • тяжесть в животе и чувство распирания,
  • раздражительное состояние и стресс,
  • резкое снижение аппетита.

При спастическом запоре стул возможен и несколько раз в день, однако человека может преследовать постоянное ощущение неполного опорожнения кишечника 2,3 .

Лечение и профилактика спастического запора

Лечение любого запора должно быть комплексным. Основной задачей является снятие спазмов и восстановление регулярного стула без дискомфорта. Спастический характер запора требует к себе особого подхода, так как многие варианты самолечения могут усугубить ситуацию.

Когда речь идет о запоре, связанном с психологическими причинами, его лечение должно быть направлено непосредственно на первопричину. Если человек столкнулся с серьезным стрессом, страхом или эмоциональной перенапряженностью, нужно обеспечить эмоциональную стабильность, свести стрессовые ситуации к минимуму. В целом общие рекомендации по лечению непосредственно запора будут следующими: соблюдение диеты, физическая нагрузка для нормализации работы кишечника, прием слабительных и спазмолитических препаратов при условии, что вышеперечисленные меры оказались недостаточными.

Несомненно, важную роль в избавлении от запора играет потребляемый рацион. Нормализации работы кишечника способствуют 5 :

  • черный хлеб,
  • сухофрукты,
  • сырые овощи и фрукты,
  • отруби,
  • крупы, кроме риса и манки,
  • нежирное мясо,
  • молочные продукты невысокой жирности.

Следует обратить внимание на следующие факторы при подборе диеты при запоре:

  • исключение крепкого чая, кофе, продуктов брожения, которые могут вызывать метеоризм;
  • соблюдение водного баланса (необходимо выпивать минимум 1,5-2 литра чисто воды в день 5 ;
  • контроль за потреблением клетчатки, так как иногда чрезмерное потребление клетчатки может усилить симптомы запора, а при спастическом запоре может приводить к усилению болевых ощущений в кишечнике;
  • дробное питание не реже 4-5 раз в день.

Дополнить правильное питание следует физическими упражнениями, которые укрепляют мускулатуру брюшной области, усиливают моторику кишечника и в целом положительно воздействуют на организм, включая психологическое состояние, что особенно актуально при спастическом запоре 5 .

Если вышеприведенные рекомендации не помогли, или у человека нет возможности проследить за своим питанием и вести здоровый образ жизни, на помощь приходят слабительные препараты. Однако стоит знать, что некоторые слабительные препараты, представленные в аптеках, могут вызывать привыкание. Кишечник настолько расслабляется, что становится «ленивым» и уже не может обойтись без лекарственной помощи 6 .

Оптимальным выбором для решения проблемы спастического запора может быть Дюфалак ® . К его преимуществам можно отнести:

Особенности запора у детей

Запор (от лат.constipatio — скопление, нагромождение) у ребенка может возникнуть в любом возрасте 1, 3 . Связан он с замедлением продвижения каловых масс по кишечнику 3, 4 . Это одна из самых частых «детских» проблем 4 , но многие родители не распознают ее или считают, что у ребенка в 3 или 4 года «пройдёт само», без врачебной помощи. Часть родителей не обращаются к врачу вовремя еще и потому 3, 5 , что не могут понять, достаточно ли часто ходит малыш в туалет, нормальна ли плотность и объем кала 1, 3, 5 .

Помощь новорожденному малышу в устранении запоров

Симптоматика

Ребенок после 2 лет может сказать или показать 3, 4 родителям, что у него не получается сходить в туалет или ему больно. А вот распознать запор у грудного ребенка в 1,5 — 2 года не так легко 3, 4, 5 .

Читайте также:
У новорожденного мокнет пупок: что делать и как правильно обрабатывать мокнущий пупок?

В случае с младенцами врачи рекомендуют ориентироваться не на частоту стула, которая у грудничков очень разная 3,4 , а на плотность кала и поведение малыша при дефекации 1, 4 .

Если во время дефекации он не плачет, каловые массы отходят мягко, имеют характерный вид и цвет 1, 4 , животик не становится плотным, словно надутым, то считается, что запора у младенца нет, даже если он пачкает памперс 2 раза в неделю 1, 4 .

О вероятном запоре у младенца можно говорить, если кал становится плотнее, гуще, темнее, чем обычно 1, 4 . У детей до года часто вздут животик, при надавливании на него они плачут или хнычут, а в момент выхождения каловых масс могут напрягаться, кричать 1, 4 .

После года и старше признаками недостаточной дефекации считаются:

  • Ребенок стал ходить в туалет «по большому» реже, чем раньше 1, 3, 4 .
  • Во время дефекации, видно, что ему больно, приходится натуживаться 1, 3, 4 .
  • Выделяется меньше кала, чем обычно 1, 3, 4 .
  • Как выглядит сухим, твердым, плотным 1, 3, 4 .

Если ранее у ребенка уже была задержка стула, и он запомнил 5 , что это больно, то он начинает сводить ноги, колени, ходить на пятках, поджимать ягодицы, задерживать дыхание на короткое время — пережидать и подавлять позыв. Во время дефекации видно, что процесс идет с трудом, и для облегчения приходится занимать разные позы 3 , прилагать значительные усилия, тужиться 2 , активно работать передней брюшной стенкой 1, 4 .

Если один или несколько признаков запора был у ребенка 2-3 раза в течение 2 месяцев 1, 6 , то нужно проследить за характером и частотой стула, и если подозрения подтвердятся, то обратиться к врачу для поиска способа, как помочь ребенку при запоре, подбора диеты и лечения 1, 3 .

В таблице ниже приведена информация 4 о том, сколько примерно раз может быть дефекация у детей разного возраста, а также характеристики каловых масс.

Возраст

Сколько раз в день бывает стул

Цвет и консистенция кала

0-3 мес., грудное вскармливание

От 1 до 5-6 раз, иногда до 1 раза в 4-7 дней

Вязкий, похожий на полужидкую кашу. Цвет — желтый, желтовато-зеленый, золотисто-желтый, обычно однородный или с белыми комочками.

0-3 мес., искусственное вскармливание

Пастообразный. Цвет от желтого до светло-коричневого.

Мягкий, оформленный или пастообразный, коричневый, светло-коричневый или темно-желтый, коричнево-зеленоватый.

1 раз в день или не менее 3 раз в неделю

Оформленный, коричневый, темно-коричневый.

Причины запоров у детей

Причины отсутствия дефекации у детей делят 1, 3, 6 на две группы:

  1. Органические 3 — возникшие на фоне какого-либо заболевания, патологии строения кишечника.
  2. Функциональные 3, 5 . Возникают из-за неправильной работы желудочно-кишечного тракта, вследствие причин, не связанных с проблемами пищеварительной системы.

Стенки кишечника периодически совершают волнообразные движения. Это называется перистальтика 2, 3 , и она необходима для продвижения переваренной пищи вниз и наружу. Если перистальтика замедляется, становится медленной и вялой, то есть тонус кишечной стенки снижается, то говорят об атоническом запоре 3, 6 . А если тонус становится настолько сильным, что возникает спазм и перистальтика останавливается, то подобное состояние называют спастическим 3, 6 .

Разновидности запоров

Нарушения перистальтики могут возникнуть 1, 3, 6 из-за множества факторов.

Органические или первичные запоры

В детском возрасте связаны с врожденными заболеваниями и нарушениями строения кишечника 1, 3 . К ним относятся болезнь Гиршпрунга, долихосигма, мегаколон, заращение прямой кишки, стеноз толстого кишечника и прямой кишки, нарушение развития сфинктера анального отверстия 1, 3, 4 . Задержка стула при них — симптом, признак того, что кишечник работает неправильно, нарушена его нормальная физиология.

Первичная задержка стула также возникает из-за приобретенного нарушения структуры и формы кишечника, уменьшения его просвета 1, 2 . Виной этому могут стать полипы, опухоли, геморрой, спайки 3, 6 .

Задержка стула в этих случаях проходит после излечения (при его возможности) или подбора способа коррекции болезни.

Функциональные запоры 5

Это самый распространенный вид нарушения процесса дефекации у детей 5 , возникает от воздействия провоцирующей причины, из-за которой нарушается тонус кишечника.

  • Незрелость кишечника у маленьких детей 1 . Перистальтика еще только налаживается, кишечник реагирует на поступление пищи не сразу. Кал задерживается, уплотняется.
  • Пищевые нарушения (алиментарные) 1, 3, 5 . Если в ежедневном меню недостаточно воды, много мучного, каш, сладостей, то в кишечник поступает мало пищевых волокон, нужных для стимуляции перистальтики. В результате замедляется продвижение комка каловых масс. У грудных детей алиментарные нарушения возникают как следствие 4, 5 неправильного вскармливания, введения докорма, прикорма.
  • Наследственная склонность. Исследования показали 5 , что если мама или папа малыша страдали запорами, то с большой вероятностью у их ребенка тоже возникнет эта проблема.
  • Различные острые и хронические заболевания, не связанные с пищеварительной системой 4, 5 .
  • Гормональные заболевания 1, 5 — врожденный гипотиреоз, феохромоцитома.
  • Дефицит железа (анемия) рахит, глистные инвазии 5 .
  • Задержка стула на фоне атопии, например, при пищевой аллергии 1, 5 .
  • Обезвоживание. Как правило, связано с болезненным состоянием организма — температурой, тепловым ударом. Вследствие нехватки воды кал становится сухим, с трудом продвигается по кишечнику, задерживается в прямой кишке 1, 2, 5 .
  • Малоподвижность. При движении, ходьбе мышцы брюшной полости активно работают и как бы массируют кишечник, стимулируют перистальтику 1, 2, 5 .
  • Злоупотребление клизмами, газоотводными трубочками 5 . Клизма вмешивается в естественный механизм акта дефекации, нервные окончания кишечника «отвыкают» реагировать на раздражение, исчезают позывы, малыш утрачивает навык их распознавания 1, 5 .
  • Прием 5 некоторых лекарственных средств, которые снижают перистальтику кишечника.
Читайте также:
Понижена средняя концентрация Hb в эритроците: причины отклонения, возможные последствия

Психологические запоры у детей

Это функциональное нарушение 5 , но из-за особенностей формирования и распространенности заслужило выделения в отдельную группу. Для многих родителей отсутствие стула у ребенка по причинам психологического свойства становится большой неожиданностью 2, 3, 5 .

Психологическим запор называется в том случае, если нет органических причин, нет каких-то других болезненных состояний, которые могли бы вызвать задержку стула 2, 3, 5 . Источником проблем со стулом становятся психологические факторы, особенности работы нервной системы у детей.

В нервной системе есть вегетативный отдел, который регулирует работу всех внутренних органов. Если человек переживает какую-то тяжелую для него ситуацию, стресс, то реакция вегетативной системы может вызывать нарушения работы кишечника 5 . Пример такой ситуации — болезнь питомца, переезд на новое место жительства, потеря любимой игрушки. Ребенок несколько дней забывает сходить в туалет, каловые массы уплотняются, дефекация становится болезненной, трудной, и малыш начинает сознательно избегать ее 2, 3, 5 .

Примеры других ситуаций, которые становятся причинами психогенных запоров:

  • Малыш сознательно подавляет желание сходить в туалет из самых разных побуждений 2, 5 , «забывает» сходить в туалет, ему не до этого из-за игр или нежелания идти домой. Несколько дней такого сознательного удержания стула — и вот уже каловые массы уплотнились, ходить на горшок больно. Установить связь между причиной и следствием ребенок еще не может, он начинает избегать того, что причинило боль, то есть дефекации.
  • Неприятие горшка 2, 5 из-за неприятных ощущений при высаживании или грубых, настойчивых попыток приучить «делать дела» непременно на горшок с наказанием за ошибку.

Еще одна из психологических причин, вызывающих затруднение дефекации — длительное воздействие трудных, тяжелых для психики обстоятельств 2, 3, 5 . Конфликты в семье, сложности отношений в коллективе или с педагогами в детском саду или в школе, стеснение ходить в туалет при посторонних, неудобный санузел вне дома, память о прошлых неудачах (не успел; не понял, что процесс еще не закончен; не умеет сам проводить интимный туалет после испражнения и т. п.) — все это и многое другое способно вызвать психологический страх перед дефекацией 2, 4, 5 .

Преходящие запоры

Не всегда задержка стула связана с серьезными проблемами. Иногда это преходящая или разовая задержка кала. Случается нечасто, реже чем раз в 2 или 3 месяца 1, 4, 6 , и, как правило, связана с пищевыми причинами или острой болезнью: ребенок мало пил в течение нескольких дней, сильно потел в жару или при температуре, поел много закрепляющей еды — ягоды черники или черемухи. После возобновления потребления жидкости, коррекции рациона моторика и стул восстанавливаются сами 1, 4, 5 .

Рацион ребенка при запоре

Лечение детских запоров

Запоры у детей требуют 6 обязательного лечения. Вот лишь несколько причин, почему.

Скопившиеся каловые массы вызывают интоксикацию — отравление продуктами распада 3, 6 , которые начинают всасываться обратно в кровь, ребенок становится беспокойным или вялым, у него снижается аппетит, настроение, физическая активность.

При нарушениях работы кишечника пища плохо переваривается 3, 6 . Организм не получает нужных питательных веществ, витаминов, минералов, а это одна из причин снижения защитных сил, развития анемии 5, 6 .

Длительное отсутствие стула вызывает постоянный дискомфорт, боли в животе, может нарушиться физическое и психическое развитие ребенка 3, 6 .

Из-за невозможности или трудности контроля позывов и дефекации вероятно развитие 3, 4, 6 энкопреза — каломазания, недержания кала. При нем небольшие частички кала непроизвольно, в любой момент выходят наружу, пачкают одежду 3, 6 . Энкопрез становится мощным стрессом, усугубляет психологические проблемы.

Если кал не выводился долго, то он растягивает стенки кишечника, что повышает риск развития трещин прямой кишки, геморроя, кровотечения, воспаления толстого кишечника 3, 6 .

Цель лечения — восстановление перистальтики, нормализация плотности и количества кала, частоты дефекаций 2, 4, 6

Схему лечения и что именно можно дать ребенку от запора назначает врач, исходя из возраста, особенностей питания, роста и развития, наличия других заболеваний, жалоб, длительности состояния. Лечение состоит из 1, 2, 6 :

  1. Коррекции имеющегося заболевания.
  2. Разработки лечебной диеты.
  3. Организации здорового режима жизни, включая лечебную физкультуру.
  4. Медикаментозной терапии.

Обследование установило, что у ребенка запор: что делать? Если причина связана с каким-либо заболеванием, то будут приняты меры для его лечения и одновременно подобран способ нормализации частоты стула с учетом болезни и других особенностей организма.

Читайте также:
Нозокомиальная пневмония: причины развития, симптомы и методы лечения

Лечебная диета

Одна из первых лечебных мер — диета 4, 6 . Правильное питание делает кал мягче, облегчает его продвижение, стимулирует перистальтику. Если при дефекации не будет больно, то снизится или исчезнет страх перед необходимостью сходить на горшок (в туалет).

Питание должно соответствовать возрасту, потребностям растущего организма. Грудное вскармливание нужно продолжать, а для детей на искусственном или смешанном вскармливании врач поможет подобрать лечебно-профилактические смеси, в составе которых есть добавки, нормализующие стул 1, 4, 6 .

Для прикорма рекомендованы продукты, стимулирующие перистальтику: тыква, патиссоны, кабачки, брюссельская и цветная капуста, пюре из абрикосов, чернослива 1, 2, 6 .

А если запор у ребенка в год и старше, что делать с питанием?

Нужно давать пить много чистой воды — но не компоты, не соки. Вода помогает размягчить скопившийся кал, стимулирует перистальтику 1, 2, 6 .

Отруби, хлеб из муки грубого помола, овсянка и гречка поддерживают нормальную моторику кишечника, ускоряют продвижение калового комка 1, 2, 6 .

В питании обязательно должны быть свежие овощи и фрукты, продукты с высоким содержанием клетчатки. Однако сладкие яблоки, бананы, чернику, ягодные и фруктовые кисели не дают из-за их вяжущих свойств, способности делать кал плотным 1, 2, 6 .

Нужно уменьшить до минимума (а лучше исключить) потребление замедляющих работу кишечника сладостей, мучных изделий, рафинированных продуктов 1, 2, 6 .

Следует отказаться от цельного молока, каш на нем, особенно манной и рисовой — они делают кал густым, а перистальтику вялой 1, 2, 6 .

Какао, чай черный и зеленый, шоколад, кофе снижают активность кишечника, способствуют задержке стула 1, 2, 4, 6 .

Не рекомендованы горох и фасоль, белокочанная капуста, виноград, груши, свежий лук. Эти овощи провоцируют газообразование, боли в животе 1, 2, 4 .

В качестве основы рационального питания возможно назначение одной из лечебных диет — стола №3 или №4 по Певзнеру 1, 2, 4, 6 .

Режим дня

Режим дня, привычка делать все необходимое каждый день помогает нормализовать работу вегетативной нервной системы, привить потребность регулярного опорожнения кишечника примерно в одно и то же время.

Утром натощак, еще в постели, ребенку надо давать выпить от 50 до 150 мл чистой питьевой воды комнатной температуры, а через 15-20 минут позавтракать — времени как раз хватит, чтобы одеться, умыться, сделать гимнастику 1, 2, 4 .

После еды нужно попытаться вызвать дефекацию, если врач разрешит, то с вспомогательными средствами — клизмой, слабительным. Родителям можно разработать систему поощрения за удачное посещение туалета, но ругать за неудачу не надо 1, 3, 4, 6 .

Дети должны двигаться по мере своих возможностей и возраста, играть в активные игры, гулять. Полезны катание на велосипеде, коньках и лыжах, плавание, игры с мячом. Врач или специалист ЛФК посоветуют подходящую гимнастику или упражнения лечебной физкультуры 1, 2, 4, 6 .

Лечение запоров у детей с помощью препарата МИКРОЛАКС ®

Для лекарственной коррекции запоров в детском возрасте могут применяться препараты по назначению врача 2, 4, 6 .

  • Комбинированные ферментные и желчегонные препараты для нормализации пищеварительной активности ЖКТ.
  • Прокинетики, восстанавливающие моторику кишечника.
  • Спазмолитики при спастических болях 2, 4, 6 .

Также в схему лечения запоров у детей включаются слабительные. Некоторые из них принимают через рот, другие — в виде клизм. В детском возрасте рекомендуется использовать слабительные, которые не раздражают рецепторы кишечника; не увеличивают объем каловых масс 3, 6 . Они должны действовать быстро и предсказуемо. Один из таких препаратов — Микролакс ® . 3, 7

Это микроклизмы, в составе которых натрия цитрат, лаурилсульфоацетат и сорбитол. Натрия цитрат способствует вытеснению воды из кала и его размягчению и эмульгированию, лаурилсульфоацетат разжижает содержимое кишечника и предотвращает обратное склеивание каловых комочков, сорбитол стимулирует поступление воды в просвет кишечника. Такая комбинация позволяет добиться размягчения калового комка и физиологично вывести его из кишечника 7 .

Действие препарата развивается мягко, опорожнение происходит в течение 5-15 минут после его введения. Микролакс ® может использоваться в качестве оптимального лечения острого и хронического запора у детей 3, 7 .

Вводится Микролакс ® ректально, в прямую кишку. Для детей до 3 лет может использоваться Микролакс ® с укороченным наконечником микроклизмы длиной 47,3 мм.

Наконечник через анальное отверстие вводят в прямую кишку на всю длину, надавливают на тюбик и выжимают все его содержимое. Не разжимая тюбик, извлекают его 7 .

Для использования у детей и взрослых используют тюбик с универсальным наконечником длиной 60,6 мм.

Используют его тем же способом, что и у детей младшего возраста 7 .

Важно соблюдать рекомендованную врачом схему и длительность лечения: ранний отказ от терапии делает ее неэффективной 4, 6 . Пренебрежение диетой и организацией режима может сделать малоэффективным лекарственную терапию или потребовать ее усиления 6 .

Читайте также:
Что такое эзофагоскопия и как она проводится? Эзофагоскопия — что это такое и когда применяется

Когда будет достигнут желаемый результат, следует и далее придерживаться сформированных привычек рационального питания и питьевого режима, здорового образа жизни для профилактики нарушений работы кишечника в дальнейшем.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

Запоры у детей: значение особенностей психоэмоционального статуса

Для цитирования: Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Запоры у детей: значение особенностей психоэмоционального статуса. РМЖ. 2012;2:48.

Задержка стула большей или меньшей длительности является распространенной жалобой, с которой обращаются к педиатру родители детей разных возрастов. Причины запоров многообразны, однако в целом их можно разделить на функциональные и органические. Первые в педиатрической практике широко распространены, их основу составляют нарушения нервной и/или гуморальной регуляции моторики органов пищеварения. При этом в развитии функциональных запоров значительную роль играет психологический фактор.

Характер психогенных факторов, способных нарушить моторику желудочно–кишечного тракта (ЖКТ), может быть весьма разнообразным, причем одни и те же факторы у одних больных могут вызывать диарею, а у других – запор. Примерами таких факторов могут быть переезд на новое место жительства, переход в другую школу, пребывание в оздоровительном лагере, конфликтная ситуация в детском коллективе, «хронический» конфликт с учителями и многое другое. Хотя острая стрессовая ситуация нередко вызывает нарушения моторики ЖКТ, хронические запоры развиваются, как правило, на фоне длительно сохраняющегося неблагоприятного психологического фона. Вместе с тем возможны как эндогенные причины психоневрологических нарушений, приводящих к дискинезии желудочно–кишечного тракта, так и соматогенные.
Общий механизм развития таких нарушений может быть представлен следующим образом. Хроническая психотравмирующая ситуация приводит к формированию нерезких психоневрологических нарушений, вызывающих вегетативные нарушения, и в конечном итоге – нарушения моторики ЖКТ. В то же время длительно существующие нарушения здоровья, мешающие социальной адаптации, к которым относится и функциональный запор, усугубляют психоневрологические проблемы, замыкая таким образом патогенетический порочный круг.
По нашим наблюдениям, в большинстве случаев (около 75%) выявляемые расстройства имеют психогенное (реактивное) происхождение и характеризуются непосредственной или опосредованной связью с теми или иными психотравмирующими факторами, чаще незначительными по силе, но повторяющимися, и обычно с улучшением состояния при устранении этих факторов.
Нарушения соматогенного характера (экзогенно–церебрально–органические) отмечаются примерно у 17% больных, они обусловлены церебрально–органической недостаточностью, связанной с патологией беременности и родов, а также с различными соматическими заболеваниями, например инфекционными, прививками или с физическими травмами в раннем детском возрасте.
Эндогенные депрессии у детей и подростков, связанные со спонтанными изменениями дофамин/серотонинового обмена, относительно редки и наблюдаются примерно у 6,5% больных. Однако даже при слабой выраженности они по клиническим проявлениям более заметны и близки к типичным депрессиям взрослых.
На характер развивающихся расстройств, безусловно, влияют личностные врожденные особенности протекания психофизиологических процессов – темперамента. У больных с запорами примерно в 73% случаев он оценивается как сангвинический, у 17% – как холерический и у 10% – как флегматический. Также свойства личности выражаются и в приобретенных устойчивых особенностях отношения к миру, окружающим людям и себе – в характере. По нашим наблюдениям, чаще наследуется темперамент родителя противоположного пола, а становление черт характера происходит под влиянием родителя того же пола после становления самосознания и самоидентификации по полу, начиная с 3–4 лет.
Личностные особенности детей с запорами часто представлены скрытыми акцентуированными чертами характера, относящимися не к крайним, а к обычным вариантам нормы. Наиболее часто у больных с расстройствами пищеварительной системы выявляются акцентуированные черты характера эмоционально лабильного (22%), истерического (17%) и лабильно–истерического (17%) типов. Реже отмечаются сенситивный (12%), тревожно–замкнутый (12%), психастенический (4%) и астено–невротический (3,3%) типы акцентуаций. Крайне редко устанавливаются шизоидный (2%) и эпилептоидный (2%) типы акцентуаций черт характера.
По результатам кардиоинтервалографии (КИГ) у большинства детей с запорами нами наблюдалось нарушение гомеостаза с ваготонией (у 82% больных) и симпатикотонической (у 32% детей) или гиперсимпатикотонической (у 40% детей) вегетативной реактивностью. Преобладание тонуса симпатического отдела выявляется лишь у 11% больных.
Что касается собственно особенностей психики при обследовании большой группы детей с запорами (92 ребенка в возрасте от 3 до 15 лет), нами было установлено, что психический статус этих больных определялся в основном аффективными нарушениями в виде депрессии невротического уровня. Депрессия чаще (у 83% больных) выступала как самостоятельное расстройство и значительно реже (у 17% больных) – в структуре других психопатологических расстройств. В подавляющем большинстве случаев (у 95% больных) депрессивные нарушения были слабовыраженными и лишь у 4 детей – умеренно выраженными.
Особенностью слабовыраженной депрессии является отсутствие жалоб на расстройства настроения и попытки скрыть гипотимию улыбкой, тогда как вне контакта обращает внимание уныло–грустная мимика. Больные отмечали только эпизодическое незначительное снижение настроения, которое они характеризовали как скуку, грусть, чаще к вечеру, на протяжении дня, редко – по утрам, с нежеланием что–либо делать, чувством безразличия или раздражения в отношении окружающих. Некоторые больные сами определяли свое настроение как «никакое». Объективно в эти периоды дети замыкаются в себе, редко (при необходимости) улыбаются, менее активны в играх, почти незаметны. Но иногда поведение этих детей менялось, они приставали к родителям с просьбой поиграть с ними, ссылаясь на то, что им скучно, становились непоседливы, суетливы, порой агрессивны при ограничении деятельности, тревожились за свою жизнь и жизнь родителей в контексте того «а как я буду жить без них».
По мере увеличения длительности заболевания депрессивные расстройства приобретали более постоянный дистимический характер (преходящее угнетенное настроение без видимой или значимой причины с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений).
Умеренно выраженные депрессивные состояния с дистимией, очень редко с дисфорией (угрюмое, ворчливо–раздражительное и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю), отмечавшиеся у незначительной части больных, преимущественно наблюдались у подростков и имели некоторые черты депрессии взрослых. Обычно они характеризовались периодически возникающим чувством отсутствия радости, вялостью, малой инициативностью, физической слабостью, на которые больные достаточно активно жаловались. Пониженное настроение выражалось в неудовлетворенности происходящим, отрицательной его оценке, недовольстве. Реже наблюдались раздражительность, конфликтность с некоторой тревогой и невыраженной тоской. Эти проявления измененного аффекта сопровождались незначительно выраженной заторможенностью моторики и мышления.
У детей с запорами часто наблюдается обратная зависимость между выраженностью депрессивных нарушений и функциональными нарушениями кишечной моторики: при слабой выраженности депрессии запоры более выраженны и наоборот.
Таким образом, у детей с функциональными расстройствами дефекации можно выявить определенные психологические, психоневрологические и вегетативные особенности, тесно связанные с нарушениями моторики кишечника.
В связи с этим коррекция функциональных запоров должна начинаться с выявления их причины и в случае психогенного их характера включать соответствующую терапию. Желательно, чтобы к лечению функциональных запоров привлекались психологи и психоневрологи. В ряде случаев в план лечения необходимо включать препараты антидепрессивного, анксиолитического и ноотропного действия.
Другим важным аспектом лечения функциональных запоров является организация рационального питания с достаточным содержанием пребиотических компонентов. Пребиотиками называются компоненты питания, не расщепляющиеся обычными ферментативными системами тонкой кишки, достигающие толстой кишки, где они утилизируются нормальной кишечной микрофлорой (в первую очередь лакто– и бифидобактериями), способствуют ее росту и метаболизму, положительно влияя на метаболические и иммунологические процессы в макроорганизме в целом. Пребиотиками являются в первую очередь полисахариды, нередко объединяемые в понятие «пищевые волокна».
Пищевые волокна – большая гетерогенная группа полисахаридов, наиболее известными из которых являются целлюлоза и гемицеллюлоза. Целлюлоза – неразветвленный полимер глюкозы, а гемицеллюлоза – полимер глюкозы, арабинозы, глюкуроновой кислоты и ее метилового эфира. Помимо субстрата для питания лакто– и бифидофлоры и таким образом поставщика летучих жирных кислот для клеток толстой кишки, пищевые волокна оказывают и другие важные эффекты. Они обладают высокой адсорбционной способностью и удерживают воду, что приводит к повышению осмотического давления в полости кишки и увеличению объема фекалий.
Во многих овощах и фруктах пищевые волокна содержатся в количестве 1–1,9 г/100 г продукта. Более высокое их содержание (2–3 г/100 г продукта) в клюкве, красной и черной смородине, черноплодной рябине, ежевике. Наибольшее же их количество (более 3 г/100 г) содержится в укропе, кураге, клубнике, малине (4,5 г/100 г) [1]. Питание современного человека не содержит необходимого для оптимального существования кишечной микрофлоры количества пребиотических компонентов. Одним из последствий данного обстоятельства является увеличение частоты функциональных запоров.
В то же время в состав патогенетической терапии часто включаются и слабительные препараты. Среди всего их многообразия в педиатрической практике оптимальными являются препараты лактулозы (например, препарат Дюфалак).
Лактулоза представляет собой дисахарид, состоящий из галактозы и фруктозы (4–0–β–D–galactopyranosyl–D–fructose). Лактулоза хорошо растворима в воде и примерно в 1,5–2 раза слаще лактозы.
Слабительный эффект лактулозы обусловлен ее пребиотическими свойствами. Пребиотический эффект лактулозы был доказан в многочисленных исследованиях. Так, по данным Y. Bouhnik и соавт., в рандомизированном двойном слепом контролируемом исследовании на здоровых добровольцах (10 г/сут. лактулозы в течение 6 нед.) было показано достоверное нарастание числа бифидобактерий в толстой кишке [2].
Слабительный эффект лактулозы обусловлен значительным увеличением объема содержимого толстой кишки (примерно на 30% [3]) в связи с ростом численности бактериальной популяции. Увеличение продукции кишечными бактериями летучих жирных кислот нормализует трофику эпителия толстой кишки, улучшает ее микроциркуляцию, обеспечивая эффективную моторику, а также всасывание воды, магния и кальция. В составе лекарственных препаратов (например, препарат Дюфалак) лактулоза может эффективно использоваться при функциональных запорах как у взрослых, так и у детей. Частота побочных эффектов лактулозы значительно ниже по сравнению с другими слабительными средствами и не превышает 5%, причем в большинстве случаев их можно считать незначительными. Безопасность лактулозы определяет возможность ее применения даже у недоношенных детей, доказанную в клинических испытаниях [4].
Пребиотический эффект лактулозы имеет существенные метаболические последствия. Снижение рН в просвете толстой кишки повышает колонизационную резистентность всего микробного сообщества, а также способствует ионизации аммиака и его выведению в виде ионов аммония, снижает его токсические эффекты.
Приведенные выше особенности действия лактулозы позволяют считать, что среди слабительных средств лактулоза (Дюфалак) в педиатрической практике является средством выбора, обеспечивающим эффективное и безопасное действие во всех возрастных группах, обладая при этом уникальным для слабительных средств пребиотическим эффектом.
Доза лактулозы (препарат Дюфалак) подбирается индивидуально и зависит от возраста ребенка. Дозировка у детей до года составляет 5 мл в сутки, детям от года до 6 лет – 5–10 мл в сутки, у детей 7–14 лет – до 15 мл в сутки, у детей старше 14 лет и взрослых – 15–45 мл/сут. Кратность приема может составлять 1–2 раза в сутки. Курс лактулозы назначают на 1–2 мес., а при необходимости – и на более длительный срок. Дюфалак можно назначать детям всех возрастов, в т.ч. новорожденным, включая и недоношенных. Отменяют препарат постепенно под контролем частоты и консистенции стула.
Таким образом, коррекция функциональных запоров психогенного характера требует комплексного подхода и включает коррекцию психоэмоционального статуса ребенка, диетическую коррекцию и применение слабительных препаратов пребиотического действия. Такой подход обеспечивает наиболее эффективное лечение данного, весьма распространенного в педиатрической практике состояния.

Читайте также:
Пункция и трепанопункция лобной пазухи – описание и последствия 2020

Литература
1. Бельмер С.В., Малкоч А.В. Кишечная микрофлора и значение пребиотиков для ее функционирования // Лечащий врач. – 2006.– N 4.–С.60–65.
2. Bouhnik Y., Attar A, Joly F.A. et al. Lactulose ingestion increases faecalbifidobacterial counts: a randomised double–blind study in healthy humans// Eur. J. Clin.Nutr. – 2004. Vol. 58(3). – P. 462–466.
3. Gleason W., Figueroa–Colon R., Robinson L.H. et al. A double–blind, parallel–group, placebo–controlled study of lactulose in the treatment of encopresis in children with chronic constipation// Gastroenterol. –1995. – Vol. 108 (suppl. 4). – P. A606.
4. Малкоч А.В., Бельмер С.В., Ардатская М.Д., Минушкин О.Н. Значение пребиотиков для функционирования кишечной микрофлоры: клинический опыт применения препарата Дюфалак (лактулоза)// Детская гастроэнтерология.– 2006.– N 5.–С.2–8.
5. Грибакин С.Г. Лактулоза в детском питании: пребиотик «со стажем»// Вопр. детской диетологии.– 2003.– Т.1.– N 4.–С.46–52.
6. Ballongue J., Schumann C., Quignon P. Effects of lactulose and lactitol on colonic microbiota and enzymatic activity// Scand. J. Gastroenterol. –1997. – Vol. 32 (suppl. 22). –P. 41–44.

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Причины и лечения психологического запора у взрослых и детей

На сегодняшний день специалисты делят все запоры по причине их возникновения на два типа: функциональные и органические. Первые встречаются гораздо чаще особенно у детей и возникают в результате нарушения моторики желудочно-кишечного тракта. Стенка кишечника имеет в своем составе гладкие мышцы, которые, непроизвольно сокращаясь, способствуют выведению каловых масс. Работа гладкомышечных волокон кишечника регулируется вегетативной нервной системой, которая нашему сознанию также не подконтрольна.

Постоянные стрессы, которые ребенок испытывает в детском саду, в школе, на улице мешают адекватной работе нервной системы, и перистальтика – движения гладких мышц кишечника, ухудшается, из-за чего возникают функциональные запоры. К сожалению, оградить ребенка от стрессов просто невозможно, ведь в этот период он активно познает окружающий мир, вынужден усваивать много информации и учиться строить социальные отношения с другими людьми. Все это нагружает его нервную систему, которой попросту становится “не до кишечника”. Из-за нарушения нормальной дефекации ребенок испытывает не только физический, но и психологический дискомфорт, который опять же является стрессом. Так формируется настоящий порочный круг.

Читайте также:
Нейлоновые зубные протезы: преимущества и советы по уходу

Вопрос о том, что депрессивные состояния могут служить причиной функциональных запоров у детей, очень привлек внимание специалистов. Они стали активно изучать поведение и состояние детей, страдающих от запоров, и сделали достаточно интересные наблюдения, которые ясно дали понять, что состояние нервной системы ребенка и работа кишечника тесно взаимосвязаны. Оказалось, что работа кишечника зависит от отношения ребенка к окружающему миру, людям, к самому себе, то есть от характера. Так, запорам подвержены чаще скрытные, мнительные, ранимые и неуверенные в себе дети, которые склонны к стеснению и отказу себе в пользу окружающих. Нередко эти черты малыши перенимают как раз от родителей.

Дети, которые являются пока несформированными окончательно личностями, наиболее часто подвержены развитию слабовыраженных депрессий, а он часто приводят к задержке стула. Такие депрессивные состояния иногда достаточно трудно распознать, во-первых, потому, что ребенок не всегда может дать адекватную оценку своему состоянию и точно его описать, а во-вторых, такая депрессия проявляет себя только в отдельно взятых случаях. При контакте с родителями, учителями или друзьями такие дети стараются улыбаться, в то время как в одиночестве на их лице появляется грустное выражение. Также дети, подверженные депрессии, отмечают, что эпизодически у них появляется чувство апатии, скуки, равнодушное отношение ко всему или раздражение на окружающих без видимых причин. Иногда малыши становятся “невидимками” в коллективе, мало общаются с другими детьми, не участвуют в активных играх, не веселятся, замыкаются в себе – это тоже явные признаки депрессивного состояния. Ссоры дома, ложный стыд и сдерживание позывов к дефекации часто предшествуют появлению запоров и углублению депрессии. При этом имеется интересная тенденция: практически невыраженные депрессии чаще приводят к развитию запора, чем явные и выраженные депрессивные состояния.

стресс как причина запоров у детей

Иногда дети чувствуют себя одинокими и покинутыми, если, например, связь мамы и ребенка первых лет жизни была нарушена, если дети ходят в круглосуточную группу в садике или в группу продленного дня в школе из-за того, что родители много работают. Таки образом, дети испытывают тотальный дефицит родительского внимания и впадают в состояние скрытой депрессии. Именно поэтому так важно поддерживать с ребенком контакт и проводить как можно больше времени вместе.

Читайте также:
Почему болят колени после тренировки и что делать с этим

Очень важно выявить психологическую причину запора и начать работать над ее устранением вместе с командой врачей: психологом, психиатром, педиатром. Чем раньше вы встанете на борьбу с депрессией, тем меньше вероятность того, что она перейдет в “хроническую”, и тем выше шансы избавиться от функциональных запоров. В отдельных случаях детям назначают антидепрессанты и ноотропные препараты, но в большинстве случаев, конечно, обходятся без них.

Помимо коррекции психологического состояния ребенка нужно скорректировать и рацион его питания. Продукты должны быть богаты пребиотиками – клетчаткой. Это такие компоненты продуктов, которые могут перевариваться только бактериями в толстом кишечнике, улучшая его микрофлору и способствуя избавлению от запоров. Клетчатки много в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах.

Нередко причиной запоров у младенцев становится их основная пища – грудное молоко. В данном случае очень многое зависит от самой матери, рациона ее питания и образа жизни. Однако и некоторые анатомические особенности кишечника ребенка вносят свою лепту в задержку стула у грудничка. Нервная система у детей такого возраста еще не сформирована окончательно, поэтому регуляция работы кишечника может в этот период нарушаться, следствием чего и становятся запоры. Если кормящая мама имеет в своем рационе недостаточно продуктов, содержащих грубые растительные волокна, и грешит употреблением “закрепляющих” напитков, таких как чай или кофе, у ребенка вполне могут возникнуть проблемы со своевременным опорожнением кишечника. Кроме того, недостаток грудного молока, использование несбалансированных питательных смесей, ранний и неправильный прикорм также могут провоцировать развитие запоров у малышей первого года жизни.

стресс как причина запоров у детей

Рекомендации кормящей маме при запорах у ребенка

Прежде всего, важно осуществлять грудное вскармливание как можно дольше, поскольку материнское молоко все же является идеально сбалансированной смесью, которая нормализует работу кишечника ребенка. При этом кормящая женщина должна трепетно относиться к своему здоровью, поскольку болезни обязательно будут отражаться на состоянии малыша и работе его желудочно-кишечного тракта. Это в особенности относится к нарушению микрофлоры кишечника кормящей мамы, которое обязательно приводит к дисбактериозу и у ребенка. Мать обязательно должна придерживаться правильного питания, забыть о курении, употреблении большого количества чая или кофе.

В случае необходимости искусственного вскармливания, проконсультируйтесь с независимым специалистом о выборе оптимальной питательной смеси конкретно для вашего ребенка, имеющего определенные особенности работы желудка и кишечника. При этом старайтесь не перепоручать кормление из бутылочки няне или другим членами семьи, ведь ранее мы уже говорили о том, как важен для нормального психического развития ребенка контакт с матерью, формирующийся как раз в процессе кормления.

Важно, чтобы дети первых лет жизни соблюдали определенный режим сна и бодрствования, а также умеренную для их возраста физическую активность. Мама должна выполнять ребенку, имеющему запоры, определенный массаж, уделяя особое внимание животику.

Молочные смеси для грудных детей при запорах

Использование правильных питательных смесей в процессе прикорма или искусственного вскармливания является очень важным лечебным этапом. Как правило, нарушение опорожнения кишечника сопровождается дисбактериозом, что еще сильнее усугубляет запоры. Смеси Нестожен 1, 2, Нутрилон 1, 2 и Нутрилон Омнео содержат в своем составе большое количество пребиотиков. Переваривая их, полезные бактерии начинают активно размножаться и восстанавливать свою нормальную численность, необходимую для оптимизации опорожнения кишечника.

Читайте также:
Эффективные упражнения для похудения в бедрах и ягодицах: комплекс для женщин

Смесь Сэмпер Бифидус содержит особы пребиотик – лактулозу, которая не только создает прекрасные условия для восстановления собственной микрофлоры ребенка, но и мягко стимулирует работу кишечника. На данный момент идеальной смесью для кормления детей, склонных к запорам, многие педиатры считают Фрисовом, которая содержит клейковину особого растения. Это вязкое вещество увеличивает объем кишечного содержимого, стимулируя таким образом сокращение гладких мышц кишечника, в результате чего опорожнение облегчается. Лактулоза, являющаяся действующим веществом препарата дюфалак – одно из единственных слабительных средств, которое безопасно для беременных женщин и детей первых лет жизни. О лактулозе как о слабительном средстве мы достаточно подробно разговаривали в предыдущих материалах, разбираясь в механизме ее действия, доказанной эффективности и безопасности.

– Вернуться в оглавление раздела “Профилактика заболеваний”

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Психогенный запор: причины, симптомы, диагностика

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Запор (констипация) – урежение акта дефекации (один раз в двое суток и реже), связанное с замедленным прохождением содержимого через кишечный тракт и наличием застоя кала (копростаз).

Жалобы больных заключаются в отсутствии спонтанного стула в течение нескольких дней или 1-2 нед. Кроме того, при появлении стула имеется ощущение неполного опорожнения кишечника, отсутствует удовлетворение от дефекации. При внимательном сборе анамнеза обычно обнаруживают различные астенические проявления: нарушение сна, повышенную раздражительность, плохое настроение, снижение тонуса, интереса и внимания при интеллектуальной работе, повышенную утомляемость. Часто встречаются и различные вегетативно-висцеральные проявления: ощущение переполненного желудка, боль в животе и др. Пальпация при спастическом характере запора может выявить четкообразную сигмовидную кишку, заполненную твердыми фекальными массами, иногда каловые камни. Следует выделить проктогенный запор (дисхезия) у пожилых людей, обусловленный слабостью мускулатуры и затуханием дефекационного рефлекса, который может быть связан и с недостаточностью спинальной регуляции.

Анализ психической сферы имеет большое значение, поскольку позволяет установить у части больных определенную центрацию внимания и интересов на проблему стула. При этом необходимо выявить две возможные ситуации. Ряд больных в результате бесполезных попыток нормализовать стул пытаются находить все новые пути для достижения этой цели, и их поиски, приобретающие некую невротическо-ипохондрическую окраску, тем не менее вполне адекватны реальной ситуации. Другая нее часть больных в аналогичной ситуации существенно видоизменяет свое пищевое поведение и поведение вообще. Вызвать дефекацию, иметь стул – для них становится сверхценной идеей, в которой сосредоточен весь смысл их жизни. При этом они применяют большие количества слабительных средств и других препаратов, ставят себе многочисленные клизмы. Важно отметить, что у части больных такой запор – мнимый, а не действительный, у них наблюдается бред отрицания стула.

Традиционно психогенный запор делят на спастический (при преобладании вагальных влияний) и атонический (превалирование симпатических тенденций), хотя чаще всего встречается сочетание обоих типов.

Отсутствие признаков органического поражения желудочно-кишечного тракта и других систем организма при тщательном клинико-параклиническом исследовании в сочетании с позитивными критериями диагностики психогенных заболеваний позволяет правильно клинически оценить характер запора. Важно отметить, что у больных с психогенным запором редко наблюдаются выраженная потеря массы тела, повышение СОЭ и изменение формулы крови.

Упорный запор может быть также проявлением ряда эндокринных болезней (гипотиреоз, гиперпаратиреоз, болезнь Симонса и др.), органических заболеваний нервной и нервно-мышечной систем (паркинсонизм, церебральный атеросклероз, миастения, опухоли головного и спинного мозга). В указанных ситуациях запор редко является единственным или ведущим феноменом в клинической картине.

Патогенез психогенных запоров сложен, неоднозначен и связан с различными проявлениями психовегетативно-кишечной дисфункции. Считают, что запор – это психическое заболевание, можно сказать, социальная болезнь, следствие цивилизации. Запора не бывает ни у животных, ни у народов, стоящих на более низкой ступени развития. Хорошо известно, что при депрессивных расстройствах запор – одно из закономерных проявлений. Можно выделить три группы причин, играющих определенную роль в возникновении запора.

  1. Психогенные (вернее, психовегетативно-эндокринные) нарушения, которые по каналам церебровегетативных или нейроэндокринных связей вызывают дисфункцию кишечника.
  2. Определенные стереотипы поведения, начинающиеся обычно с детства, которые ведут по механизмам патологического обучения к ослаблению дефекационного рефлекса.
  3. Образ жизни больного, особенно гипокинезия, ряд особенностей пищевого рациона (бедность пищи шлаками, высокоусвояемая пища, потребление малых количеств жидкости и т.д.) также могут иметь значение в патогенезе запора.
Читайте также:
Эксперт о фолликулярном дерматите. Фолликулярный дерматит: симптомы, причины и лечение

Определенную роль в патогенезе кишечной дисфункции играет периферическая вегетативная недостаточность, которая чаще всего встречается у больных сахарным диабетом, порфирией и другими заболеваниями.

Психогенная (нервная, невротическая, функциональная, кортико-висцеральная) диарея (понос) – учащение акта дефекации с выделением жидкого стула, связанного с ускоренной эвакуацией содержимого кишечника. Многократное ежедневное выделение нормального по консистенции кала не считается поносом.

В стрессовых ситуациях неустойчивый стул и эмоциональная диарея («медвежья болезнь») – хорошо известный факт, встречающийся у людей с психовегетативной лабильностью. Клинический интерес представляют те случаи, когда частый и жидкий стул длится многие месяцы и годы, не поддается лечению средствами, назначенными гастроэнтерологами.

Если запор в ряде случаев представляет собой единственное проявление психовегетативной дисфункции, то психогенная диарея сочетается, как правило, с многочисленными желудочно-кишечными, психовегетативными и другими проявлениями.

Стул при поносе кашицеобразный или жидкий, частота его обычно не более 3-5 раз в сутки, в тяжелых случаях – 6-8 раз и более. Часто возникают императивные ложные позывы к дефекации. Больные жалуются также на тяжесть, урчание, распирание, спазмы и схваткообразную боль в животе, ощущение вздутия, метеоризм. При пальпации живот вздут, брюшная стенка умеренно болезненна, сигмовидная кишка чувствительна и болезненна. Отмечаются астения, плохое настроение, страх перед приемом пищи, которая часто вызывает диарею. Диапазон поведенческой активности может резко сужаться, появляются фобические нарушения, страх возникновения поноса в неподходящем месте и т.д.

Вегетативные проявления могут быть резко выражены – от перманентных расстройств до пароксизмов вегетативного характера.

Следует подчеркнуть, что периоды поноса могут чередоваться с периодами спастического болезненного запора.

Связь диареи с психогенными причинами, отсутствие в кале жира, крови, гноя и других признаков воспаления, исключение органических заболеваний желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы позволяют оценить имеющиеся расстройства как расстройства психовегетативного характера.

Важным дифференциально-диагностическим признаком органических заболеваний кишечника, таких, как дизентерия, язвенный колит, болезнь Крона, рак толстой кишки, является нарушенный сон при указанных болезнях и нормальный сон у больных с психогенной диареей. Кроме того, за редким исключением, общее состояние при психогенном запоре остается относительно удовлетворительным.

Патогенез диареи связан с повышенной моторикой кишечника, снижением способности всасывания жидкости в толстом кишечнике и усиленным выделением жидкости в кишечнике, что приводит к разжижению стула. Указанные механизмы связаны с нисходящей вегетативной активацией при психовегетативных нарушениях. Необходимо также учитывать и возможность периферической вегетативной недостаточности. Различные факторы (психовегетативные, эндокринно-гуморально-метаболические и др.) снижают порог и повышают возбудимость желудочно-кишечного и дефекационного рефлексов с формированием устойчивого патологического паттерна реакций, который по механизму обратной связи поддерживается или даже усиливается патологическим поведением больного. Все это лежит в основе патогенеза и симптомообразования не только диареи и запора, но и других нарушений гастроинтестинальной системы.

trusted-source

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором

Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.

Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.

Почему возникает такая проблема и как с ней справляться рассказывает детский психиатр Жерехов Алексей Борисович .

Ребенок боится ходить по-большому — рекомендации детского психиатра Жерехова Алексея Борисовича

Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.

Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.

У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.

Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).

Читайте также:
Фолликулярный кератоз: причины развития, симптомы, методы терапии

Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.

Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.

Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Что делать, если лучше не становится

Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.

Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.

Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.

Ссылка на основную публикацию