Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Негативизм является симптомом немотивированного сопротивления любым требованиям, просьбам и нормам поведения. В психологии это явление отличается от обычного упрямства; негативизм происходит из бессознательного уровня психики и чаще проявляется в виде проблем с коммуникацией, хотя бывают случаи, когда симптом никак не проявляется внешне.

Игнорирование негативизма может в дальнейшем привести к развитию психопатологических явлений и крайней жестокости человека по отношению к окружающим.

Определение

Термин «негативизм» происходит от латинского «negativus», означающий отрицательность. Явление связано с расстройством воли и отличается склонностью к отказу и действиям, противоположным предъявляемым требованиям, просьбам и желаниям со стороны окружающих. Чаще всего симптом проявляется при кататоническом возбуждении и ступоре.

Во время возбуждения у людей с двигательным расстройством можно заметить усиление психической активности, когда поведение начинает проявляться однообразностью, стериотипностью, бессмысленностью и импульсивностью. Во время ступора у пациентов с двигательным расстройством наблюдается полная обездвиженность, ослабленная реакция на раздражители.

В ступоре человек не вступает в контакты с другими людьми, перестает реагировать на события; пациенты чаще всего находятся в одной позе с напряженными мышцами, застывают в каком-либо положении. Негативизм может проявляться как при кататоническом возбуждении, так и ступоре и может быть активным и пассивным.

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Обычно явление проявляется в немотивированном сопротивлении к любым просьбам касательно каких-либо действий, движений, произнесения фраз. Негативизм со временем становится преградой к адаптации человека в окружающем мире постоянных коммуникаций.

Немецкий психиатр Эрнт Кречмер (1888-1964 гг.) считал, что негативизм тесно связан с гипобуликой, низшим типом волевой установки, которая проявляется при ослаблении целевой воли, которая перестает быть способной к руководству человеком.

Исследователь считал, что гипобулика действует во время сильных душевных потрясениях, заболеваниях, а также в ситуациях, когда человек не может выполнить предъявляемые к нему завышенные требования и ожидания.

Иное определение негативизма дает швейцарский психиатр Эйген Блейлер (1857-1939 гг.), который относил к явлению негативизма:

  • амбитенденцию, то есть нарушение воли, которое отличается одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, совершать и не совершать движение при выполнении инструкции);
  • амбвивалентность, противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом, которое отличается одновременно возникающими противоречащими чувствами;
  • шизофреническое расщепление психики, характеризующееся невозможностью делать вывод из противоречивых убеждений, когда неадекватный импульс может с легкостью заменить адекватный.

Данные признаки критиковал К.Г. Юнг в своей работе «Критика теории шизофренического негативизма Блейлера», который считал, что негативная реакция определяется строгой последовательностью психологических причин, указывая на неверное употребление Блейлером термина «абвивалентность».

Негативизм в психологии – это явление, которое проявляется по-разному в зависимости от вида.

Описание

Характеристики и свойства

Негативизм первоначально описывался как свойство психических заболеваний.

По мере развития психологии, негативизм стал рассматриваться как:

Вклад негативизма в личностное становление неоднозначен. Российский психолог А.В. Брушлинский считает, что детский и подростковый негативизм обеспечивает временную защиту от чрезмерной помощи со стороны взрослых и сверстников, способствуя самостоятельности.

К.Н. Поливанова рассматривает негативизм как форму пробных действий. Отсутствие пробы лишает ребенка возможности превратить способности в «работающие», затрудняет построение поведения.

Однако важнейшей характеристикой негативизма является непоправимый вред личности, который вызывает ее деформационные изменения ввиду доминирования негативизма в личностной структуре. Одним из свойств негативизма является зависимость от воспитания, что связано с недостатком материнской любви, пренебрежительным отношением к нуждам ребенка.

Согласно взглядам психолога В.С. Мухиной, агрессивные или холодные родители могут стать примером для подражания и тогда идентификация с родителями проходит по отчужденному образцу, формируя особый тип личности.

В зарубежных исследованиях характеристики негативизма связываются с оппозиционно-вызывающим расстройством личности:

  • цинизм;
  • конфликтность;
  • склонность к провокациям;
  • проявления мстительности;
  • злорадство.

Последняя характеристика обусловлена кризисом идентичности и противоречием между потребностью в автономии и родительским сверхконтролем. Современной психологии известно, что развитие личности осуществляется через противоречия. Неспособность справиться со сложными ситуациями втягивает личность в новые усложняющиеся проблемы и противоречия.

Результатом их неконструктивного осмысления и разрешения становится:

  • негативное отношение к миру
  • искаженные ценностно-смысловые установки;
  • низкая самооценка;
  • недовольство собой.

Формы проявлений

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Негативизм может проявляться в активной и пассивной форме. Активное проявление отличается протестной реакцией на любые попытки воздействия, просьбы и требования. Оно также может выражаться в виде парадоксального поведения, когда человек намеренно действует противоположно необходимому, даже если эти действия могут ему навредить.

Пассивная форма проявления негативизма отличается игнорированием любых просьб или полным отказом от выполнения требований. Часто пассивная форма преобразовывается в активную, если окружающие начинают пытаться насильно заставить человека совершать какие-либо действия.

Причины

Негативизм в психологии – это установка непринятия к любым просьбам, требованиям, инструкциям, причины возникновения которой чаще всего связаны с воспитанием в детском возрасте. Например, часто можно наблюдать сценарий гиперопеки, когда родители не позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативу и подавляют любое стремление действовать согласно своим желаниям.

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Тем самым, взрослые, стараясь защитить себя от своих же страхов, негативно влияют на жизнь ребенка. Также нередки случаи пренебрежительного отношения родителей к детям; недостаток материнской любви может привести к тому, что ребенок при взрослении формирует похожую модель поведения отчуждения и отказа, обособленности от людей и их нужд.

Общей для всех причин негативизма является внутриличностная инфантильность, когда вместо того, чтобы найти в себе силы для разрешения ситуации, обсуждения и аргументирования своих взглядов, человек игнорирует возможность взаимодействия и старается создать в своем сознании иллюзию отсутствия необходимости в какой-либо активности.

Диагностика

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Негативизм диагностируется в психологии с помощью психологических тестов и опросников. Эти методы позволяют не только выявить симптом, но и определить другие негативные расстройства мышления. Диагностика может проводиться как у детей, так и взрослых людей, но чаще всего наблюдению подвергается детский негативизм.

Описание

1. Поведение приспособления (склонность к жертвованию собой ради интересов других).

2. Конкурирующее поведение (склонность игнорировать интересы большинства ради собственных интересов).

3. Избегание (отсутствие склонности к кооперации).

Читайте также:
Цинковая мазь при беременности: можно ли ее использовать и каковы противопоказания? Цинковая мазь инструкция по применению

4. Склонность к компромиссу (желание достижения соглашения путем взаимных уступок).

5. Сотрудничество (стремление достигнуть удовлетворения обеих сторон).

Коррекция

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Негативизм в психологии – это состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру. Существует несколько видов коррекции состояния, которые могут быть применены к взрослым и детям.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия проявляет свою эффективность в лечении многих психических заболеваний. Негативизм является симптомом, признаком кризисной ситуации или реакцией на травмы или проблемы в воспитании. Данные проблемы наиболее быстро и эффективно могут быть решены с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

Арт-терапия

Арт-терапия основывается на теории психоанализа, которая считает, что мысли и переживания могут быть выражены с помощью творчества, образного мышления и работы фантазии. Данный метод особенно эффективен при коррекции негативизма у детей: ребенок выражает агрессию и недовольство по отношению к миру с помощью определенных методик и снимает напряжение.

Например, нетрадиционной методикой терапии можно назвать рисование на воде. В данном случае в прозрачную емкость необходимо налить воды и приготовить акварельные краски.

Необходимо коснуться кистью с краской до поверхности жидкости и показать ребенку красивое растекание акварели по воде, что должно его заинтересовать. Взаимодействие с водой и красками может быть различным; главное в данной методике – уметь заинтересовать детей и позволить им выразить свои эмоции.

Американский детский психотерапевт Вайолет Оклендер считала, что в работе с агрессией следует предусмотреть четыре фазы:

  1. Необходимо предоставить ребенку возможность выражать свои чувства с помощью различных методов.
  2. Желательно помочь ребенку правильно воспринимать свою агрессию, реагировать на нее; нельзя подавлять свои чувства, игнорируя их.
  3. Необходимо, чтобы ребенок вступил в контакт со своим гневом, выразил его по отношению к источнику.
  4. Заключительная фаза предполагает обсуждение с ребенком проблему гнева и рассказ о способах его выражения.

Игротерапия

Процесс игры чаще всего применяется для коррекции негативизма у детей. Игротерапия позволяет открыться ребенку для взаимодействия и решения конфликтов, сформировать у него навыки общения и желание контактировать с окружающими.

К данной методике относятся:

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

  • игры для снижения агрессии («Войнушка»: взрослый и ребенок дерутся мягкими предметами; «Кошки»: взрослый и ребенок изображают то добрую кошку, то шипящую и злую);
  • игры для расслабления («Море волнуется»: взрослый произносит 3 раза: «Море волнуется раз/два/три», за это время дети раскачиваются и принимают какую-либо позу, замирая в ней. Задача взрослого – угадать фигуру, которую принял ребенок);
  • ролевые игры на укрепление социальных навыков. В таких играх необходимо задействовать игрушки, чтобы смоделировать какую-либо ситуацию, в которой ребенку предстоит решать конфликты и вступать в контакты.

Негативизм – это состояние, причиной которого чаще всего являются проблемы с воспитанием.

В психологии данное поведение поддается корректировке благодаря множеству вариантов детских игр для формирования социальных навыков и когнитивно-поведенческой терапии для взрослых, которая позволяет проработать детские травмы и избавиться от мешающих контактировать с людьми симптомов негативизма.

Автор: Анна Флейман

Видео о негативизме

5 советов родителям в борьбе с негативизмом

На протяжении жизни человек проживает кризисные периоды, во время которых меняется поведение и появляются неадекватные протестные реакции. Большинство сложных проявлений и бурных эмоциональных реакций приходится на детство. Негативизм у детей наиболее ярко выражен в трехлетнем и подростковом периоде.

Что такое негативизм

Чтобы справиться с ситуацией, необходимо иметь представление о характеристике данного явления. Негативизм – это деструктивное поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов). Зачастую такое поведение не отвечает интересам ребенка и его потребностям. Любое отрицание правил и общественных норм является примером методологического негативизма.

Негативизм в психологии расценивается как проявление возрастного кризиса, которое приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе.

В психологии выделяют пассивный и активный негативизм.

Пассивный тип отрицания отличается невыполнением требований и просьб окружающих. Иногда создается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. Негативизм может проявляться и в совершенно противоположных действиях ребенка в ответ на требования.

Проявления активного негативизма сопряжены с агрессией в отношениях к окружающим. В некоторых случаях возможны самоповреждения как проявление аутоагрессии. У девочек преобладают вербальные поведенческие реакции, проявляющиеся в грубости к родным, сверстникам и учителям. Мальчики более агрессивны по своей природе, поэтому они являются зачинщиками драк и физического насилия.

Дети с негативизмом отличатся тем, что любое внешнее воздействие вызывает у них реакцию сопротивления.

Причины негативизма

Основными причинами негативизма являются кризисные периоды жизни, основное количество которых приходится на детский возраст. Данную часть жизни человека можно расценивать как адаптацию к окружающему миру, а этот процесс в большинстве случаев протекает болезненно.

Кризис негативизма трех лет проявляется как бурное стремление к самостоятельности и желании обозначить границы собственной личности. Поведение ребенка в этом возрасте – это капризность, которая обычно носит неосознанный характер, так как малыш не в состоянии логически объяснить причины своего поведения. Отрицая, малыш начинает осознавать свою личность и ее ценность. Кризисные проявления возраста постепенно сглаживаются, если предоставить ребенку возможность проявить волевые качества своего характера.

Кризис негативизма проявляется с особой остротой и непримиримостью в подростковом возрасте в активной и пассивной форме. Период физиологического взросления (бурный рост опорно-двигательного аппарата, формирование гормонального фона) сопровождается психологическими проблемами, появляющимися в виде режима отторжения. После минования подросткового периода при благоприятной обстановке в семье детский негативизм редуцируется. Ошибки в воспитании могут привести к трансформации временного явления в отрицательные черты характера. Негативизм, который стал чертой личности, у взрослых практически не поддается коррекции.

К детскому негативизму приводят частые ошибки, которые допускают родители:

  • пробел воспитания в виде гиперопеки (приводит к отсутствию инициативы и самостоятельности, ребенок способен самоутвердится только с помощью негативизма);
  • недостаток внимания и любви вызывает агрессию и желание привлечь к себе внимание с помощью деструктивного поведения.

Чуткое и внимательное отношение взрослых способно преобразовать такой отрицательный опыт как негативизм в позитивизм.

Читайте также:
Через сколько проходит аллергия у грудничка и как помочь малышу

Признаки негативизма

Психология личности выделяет следующие проявления признаков негативизма, на которые родители должны обратить внимание как можно раньше: строптивость, упрямство, протест, бунт. Эти качества характера под чутким руководством взрослых предстоит преобразовать в упорство и настойчивость, в подростковом возрасте они помогут в достижении высоких результатов в учебе, спорте, общественной жизни.

Симптомами кризиса также являются:

  • сниженное настроение, иногда переходящее в депрессию;
  • отсутствие интереса к учебе
  • неустойчивый эмоциональный фон;
  • изменение аппетита (снижение или повышение);
  • возникновение ситуаций с социальной дезадаптацией, когда ребенок избегает коллектива.

Родители должны внимательно следить за изменением состояния, так как ранняя диагностика способствует успешной коррекции негативных симптомов.

Психологическая коррекция детского негативизма

Родители, внимательно относящиеся к своим обязанностям, способны существенно сгладить поведенческие особенности своего ребенка. Для того, чтобы пережить трудности переходных периодов придется запастись терпением и работать не только с недостатками ребенка, но и со своими собственными.

1 совет

Первое, что необходимо усвоить взрослым людям – в любой ситуации следует сохранять спокойствие. Даже при постоянной конфронтации потребуется уравновешенность. Чем агрессивнее ведут себя родители и педагоги, тем сильнее заостряется проблема поведения ребенка. В самых неблагоприятных ситуациях можно ожидать суицидных действий или открытой агрессии, направленной на окружающих.

Как бы трудно не было, нужно продолжать любить свое дитя. Только то, что противоположно негативизму, может дать положительный результат. Деструктивный тип поведения взрослого человека способен только усугубить сложившуюся ситуацию, что приведет к неминуемой десоциализации ребенка.

Следует категорически исключить любые способы насилия над личностью ребенка. Физическое и психологическое подавление негативизма еще более ухудшают ситуацию. Даже если на время удалось сломить сопротивление воле родителей и педагогов, в дальнейшем ситуация неминуемо повториться и произойдут глубинные изменения личности.

2 совет

Для того чтобы сгладить негативные проявления кризисных периодов в жизни ребенка, родителям придется проводить со своим малышом достаточно времени, чтобы наладить дружеские отношения и взаимопонимание. Острые конфликтные ситуации возникают на фоне отчужденности, которая порой развивается из-за занятости взрослых людей своими проблемами.

Чтобы ребенок чувствовал психологическую поддержку и присутствие родных людей, с малышами нужно читать сказки, обсуждая при этом действия и поступки любимых героев. Так можно сформировать положительные стереотипы поведения, которые не позволят в сложные периоды жизни совершать неблаговидные поступки. Положительный результат принесет совместное посещение концертов, театральных постановок, а также прогулки, туристические поездки.

Родители должны с детства уметь разговаривать с ребенком на волнующие его темы, чтобы он не чувствовал себя одиноким перед лицом жизненных трудностей.

3 совет

Недостатки конфликтов и проблем необходимо научиться преобразовывать в позитив. Для этого нужно вместе с ребенком разбирать ошибки в поведении и извлекать уроки, даже из самых неприятных ситуаций. Для того чтобы пришло осознание своей неправоты, следует учить ребенка представлять себя на месте того, кого он обидел.

Очень важно научить свое дитя не чувствовать себя жертвой ситуации, а брать ответственность за свои поступки и их последствия.

4 совет

Чтобы справиться с проявлениями негативизма, родителям придется проявить максимум изобретательности. Для того чтобы добиться желаемого действия, бесполезно давить на ребенка и принуждать. Необходимо создать такую ситуацию, чтобы инициатива исходила от него самого. В данном случае останется на высоте его самооценка, проявится самостоятельность.

Часто возникает ситуация, когда малыш или подросток не хочет одеваться по погоде, это может быть ежедневным источником конфликтов. Чтобы бесплодно не дискутировать по этому поводу, стоит позволить один раз замерзнуть и переболеть. Таким образом, придет опыт через неприятную ситуацию, который вряд ли захочется пережить еще раз.

Следует избегать ситуаций, когда ребенку с помощью родительского авторитета навязывается своя точка зрения и модель поведения. Неразрешенный кризис трехлетнего возраста обязательно проявится остро и непримиримо в подростковом периоде, поэтому работать над проблемами ребенка нужно постоянно в процессе воспитания, а не только в момент взрывной ситуации.

В сложных случаях, когда не получается договориться, нужно переключиться и отвлечь внимание. Следует принять истину, что в споре необязательно кому-то стать победителем. Иногда лучше обходить острые углы и сохранять мир и спокойствие. Возможно, что через некоторое время спорный вопрос разрешится без обострения обстановки.

5 совет

Сложные конфликты, которые не удается разрешить в домашних условиях, потребуют обращения за помощью к профильному специалисту – психологу или психотерапевту. Бывают ситуации, когда пожелания и рекомендации для преодоления негативизма воспринимаются, если они исходят от постороннего человека с высоким уровнем квалификации. Не стоит бояться вмешательства в свою жизнь постороннего человека, так как замалчивание проблемы только обостряет ее.

С коррекцией негативизма и деструктивного поведения не стоит затягивать, так как существует риск формирования отрицательных черт характера, которые в дальнейшем помешают полноценному развитию личности.

Негативизм и протест в подростковом возрасте

С точки зрения воспитания, подростковый возраст сам по себе является кризисным, протекает сложно как для самого подростка, так и для всей семьи, считается одним из самых проблемных в развитии личности.

Негативизм и протест – главные симптомы подросткового кризиса, ярко выражены во всех областях жизни подростка. Ребёнок, который совсем недавно был спокойным и послушным, становится раздражительным, грубым, замкнутым, игнорирует просьбы родителей, вызывая у взрослых злость и раздражение.

Поведение ребенка характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите» – поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя. Подростки часто живут сиюминутными решениями, с трудом выстраивают причинно-следственные связи и не могут просчитать последствия своих поступков. Этот период сопровождается массой переживаний: ссоры с родителями, комплексы по поводу собственной внешности, непростые отношения со сверстниками. Многие черты характера, модели и стратегии поведения именно в подростковом возрасте становятся устойчивыми, от него зависит будущая взрослая жизнь.

Читайте также:
Простые рецепты блюд при панкреатите поджелудочной железы: салаты, запеканки, выпечка

Со стороны окружающих поведение подростка выглядит возмутительным и непредсказуемым: он раздражается по пустякам, сердится без видимой причины, поступает «наперекор» и «назло», использует «враньё» и лень как основные орудия протеста. Жить рядом с ним, кажется, просто невозможно. Все это лишь верхушка айсберга, внутри души подростка чаще всего таится страх, неуверенность в себе, а иногда многие черты характера, модели и стратегии поведения именно сейчас становятся устойчивыми – депрессия.

Пик подросткового непослушания связан с необходимостью отделиться от родителей (сепарация). И это хорошо. Это то, что обеспечит самостоятельность, независимость в будущем, умение полагаться на себя, уверенность.

Главным ресурсом для сепарации является гнев, который будет принимать самые различные формы: от негативизма до открытого протеста – и будет направлен он на знакомые, безопасные объекты – близких людей, родителей. Это необходимо, чтобы отработать навыки поведения в конфликтных ситуациях, научиться отстаивать личные границы, почувствовать автономность.

Негативизм в психологии – поведение человека, проявляющееся в склонности к противостоянию другим людям и внешним обстоятельствам. Определить наличие этого состояния можно по следующим признакам:

остро неприязненное отношение к людям с другими взглядами на жизнь;

грубое и жесткое общение даже с близкими людьми;

скептицизм и недоверие по отношению ко всем вокруг;

упрямство и нежелание идти на компромиссы;

привычка с головой погружаться в проблему вместо поиска способа её решения;

скрытая или открытая агрессия.

Чаще подростковый негативизм – преходящее явление. Он может закрепиться и стать устойчивой чертой личности, если взрослые ведут себя слишком жестко и ребёнок постоянно испытывает эмоциональное напряжение.

По мнению психологов, негативизм и протест – внешняя броня, которая прикрывает глубокие личностные проблемы, это желание ребёнка заявить на весь мир, что он уже взрослый и может сам принимать решения.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, подросток в силу малого жизненного опыта просто не умеет достойно выходить из конфликтов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. В итоге – ссоры, обиды «на весь мир», бойкоты родителям и друзьям. Показной строптивостью подросток пытается замаскировать многочисленные страхи и комплексы. Негативизм и протестное поведение могут быть вызваны чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть лучшим в учебе, преуспевать в занятиях спортом, музыкой и т.д.

Причины, мешающие родителям понять и принять подрастающего ребенка:

недооценка значения роли общения со сверстниками в жизни подростка. Родители часто боятся, что ребёнок «свяжется» с дурной компанией, и они потеряют над ним контроль;

стремление игнорировать взросление ребёнка, желание как можно дольше управлять его делами;

принятие развития волевых качеств подростка за проявление упрямства и неуважения к родителям;

желание ребенка побыть одному, родители часто принимают за отвержение семьи;

страх перед возникновением ранних половых отношений у ребенка.

Чаще всего подросток приходит со своими бедами и проблемами в семью, но, к сожалению, не всегда находит в ней взаимопонимание и поддержку. Семья нередко может являться для подростка источником психотравмирующих переживаний, когда он воспринимает жизнь в семье как конфликтную, насыщенную негативными чувствами, лишённую теплоты и взаимопонимания.

Таким образом, неблагоприятный семейный климат может служить фактором, способствующим проявлению у подростка протестного поведения, это могут быть:

эксперименты над внешностью (эмо, готы, панки, гламур, винишко-тян, АУЕ и т.д.), стремление к самоповреждению (пирсинг, порезы), к крайним проявлениям экстрима;

случаи воровства, которые с одной стороны, отчасти компенсируют неудовлетворенность, а с другой – привлекают внимание, пусть даже негативное;

уходы из дома как демонстрация разрыва связей, крайней степени несогласия с существующей ситуацией;

открытые конфликтные отношения с родными, неподчинение, грубость, обвинение взрослых и т.д.

Всё это, по сути, крик о помощи, и к нему подросток прибегает в тех случаях, когда его не слышат, не замечают его переживаний, игнорируют его потребности.

Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребёнка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребёнком и взрослым, в результате чего воспитательное взаимодействие затрудняется или становится невозможным вовсе.

Протест – это сигнал о том, что пришло время что-то менять в отношениях, в коммуникации, в поведении. Подросток – уже не ребёнок, и чем быстрее родитель перестроится на новую модель общения, тем быстрее протест снизит свою интенсивность.

Если родители до сих пор разговаривали со своим чадом как с ребенком, им необходимо перейти в другую тональность – стараться говорить на равных, как положено двум взрослым людям. Подросток непременно это оценит, а родители несколько облегчат себе жизнь. Очень хорошо подходят для этого всевозможные истории из личного опыта. Не думайте, что подросткам это неинтересно. Им неинтересны нравоучения, а живые истории они воспринимают хорошо. Вопрос, конечно, в том, как и какую информацию вы преподносите. Ни в коем случае не стоит строить рассказ о себе по принципу: «Вот я в твоем возрасте…». Информация должна быть повествовательного, а не поучительного характера.

Подростку необходимо безусловное принятие и понимание. Он не протестует на зло кому-то, просто не видит другого варианта заявить о себе. Те формы протеста, которые не вредят его безопасности, нужно позволить. Да, не всем идут ярко-красные цветные линзы, но, если подростку с ними легче воспринимать действительность, пусть они будут. Если его поведение небезопасно, то необходим разговор. Скорее всего, он будет долгим и сложным, и пройдёт в несколько этапов. Главное правило: говорить о своих чувствах, а не о поведении ребёнка, просить его говорить о своих чувствах. Например, если подросток бунтует путем зацепинга (способ передвижения на поезде, метро, автобусе, при котором человек цепляется снаружи к вагонам за различные поручни, лестницы, подножки), родителю нужно сказать о своих страхах и тревогах, попросив его рассказать, какие чувства он испытывает при зацепинге, почему они так важны. И, исходя из его ответов, предложить безопасную альтернативу.

Читайте также:
Упражнения для похудения ног и ляшек в домашних условиях

Подросток требует от мира взрослых признания: хочет, чтобы к нему относились серьезно. В то же время, он не в состоянии нести за себя полную ответственность и принимать важные решения. Для того чтобы протест не разрушил детско-родительские отношения, важно дать подростку возможность принимать решения и определить для него зону ответственности. И здесь родителю предстоит серьезная работа над собой, потому что в этой зоне ответственности все решения, принимаемые ребёнком, не должны подвергаться критике, обесцениванию или высмеиванию. Ошибки – очень важная составляющая часть опыта любого человека, и важно создать такую зону, где ошибки не будут нести фатальный характер, но при этом научат ребёнка правильной модели поведения. Родителю важно не превратиться в отрешенного наблюдателя, иначе у подростка сложится впечатление, что никому нет до него дела, т.е. всё равно. Выбор и решения можно обсуждать, можно помогать своему ребёнку, можно просто быть рядом. Главное – не осуждать и не быть равнодушным.

Важно установить границы допустимого, о которых подросток должен иметь чёткое представление. Какая бы буря ни бушевала внутри, нельзя оскорблять и употреблять нецензурную лексику в присутствии родителей. Каждая семья должна сама установить для себя границы и способы коммуникации. Эти правила должны быть едины для всех членов семьи, и их нужно четко проговорить, убедившись, что подросток понял, что от него требуется. Необходимо определить, что «можно» и что «нельзя» по ситуациям. Их баланс очень важен. Когда слишком много запретов, последует бунт.

Важно не оставлять ребенка один на один с его миром, где правят только добро и зло с полным отсутствием полутонов.

Негативизм и протестное поведение у подростков проходит по мере их взросления, сопровождающегося накоплением жизненного опыта. При участии родителей ребёнок может научиться «договариваться» с самим собой и смотреть на мир более позитивно.

Четкие границы, безусловное принятие, новый тип коммуникации в семье, появление зоны ответственности – вот несколько секретов, как сохранить адекватные отношения между родителями и подростками, справиться с негативизмом и протестным поведением.

Что Такое Негативизм В Психологии?

Что такое негативизм

Что такое негативизм? Это специфический термин, который активно используют психиатры и психологи. Он выражает особенность человека, который сопротивляется любому внешнему воздействию. Выражается отказ по-разному. Иногда свойства характера несут опасность как для самого носителя, так и для общества.

Обычные люди, далёкие от психологии и психиатрии, сталкиваются с негативизмом в повседневной жизни. Более того, многие из нас являются носителями негативизма. Познакомимся с формой поведения, присущей личности с данным расстройством.

Что такое негативизм?

Прежде всего, нужно понимать, что термин используют такие науки, как психология и психиатрия. Они связаны с деятельностью человеческой психики. Несмотря на общее предназначение, смысл понятия будет разным.

Выясним, что такое негативизм в психологии. Качество личности выражается в сопротивлении любому воздействию извне. Оно выражается в поведении, которое может рассматриваться как неадекватное, неприемлемое.

Негативизм – это демонстративное поведение отдельной личности, которое отличается от общепринятого, ожидаемого. Обычно оно неоправданно, основания для подобных реакций у человека отсутствуют.

Действия, слова шокируют окружающих. Но именно этой цели и добивается носитель данного качества. Опасности такая личность для общества не представляет. Но жить и общаться с ним нелегко.

Негативизм может быть защитной реакцией человека. Таким способом он отрицает принятые правила, самоутверждается. С негативизмом часто сталкиваются педагоги или родители подростков.

Негативизм у ребенка

Приведём пример. Некий ученик высказал мнение, что учителя не вправе задавать домашнее задание на дом. Несмотря на требования педагогов, он отказывается выполнять заданную работу. Уговоры, «двойки», конфликты результата не приносят. Подросток вредит сам себе и окружающим. Такой негативизм чаще связан с возрастным кризисом. Он проходит.

Негативизм может проявиться и в более позднем возрасте. Допустим, некая женщина, перешагнувшая 40-летний рубеж, не хочет признавать факта окончания молодости. Она носит мини-юбки, ярко и вызывающе красится, находит друзей среди молодёжи. Казалось бы, её поведение не несёт вреда обществу. Но сама молодящаяся дама выглядит смешно и нелепо. Более того, мало кто догадывается, что творится у неё в душе. Ей тяжело, она страдает. В этом случае ей нужна помощь психолога, который поможет принять возраст, научит себя любить.

Негативизм в психиатрии – симптом заболевания. Он говорит о наличии психических расстройств. Так, негативизм при шизофрении – обычное явление. В некоторых случаях особенное поведение – проявление аутизма.

Таким образом, негативизм в психологии – это определённое поведение личности, идущее вразрез с общепринятым. А в психиатрии – признак психического расстройства.

В любом случае требуется помощь специалиста, который поможет скорректировать поведение личности.

Формы негативизма

Формы негативизма

Негативизм проявляется в разных формах. Иногда он носит скрытый характер, выявить его не так-то просто. Но чаще всего, негативизм очевиден. Обыватели могут считать человека с признаками негативизма строптивым, упрямым, вредным, капризным. Негативист отказывается выполнять требования, действует наперекор, не придерживается правил. Перечислим основные формы проявления негативизма у людей.

Активный негативизм

Активный негативизм очевиден. Поведение такого человека шокирует окружающих. Негативист действует грубо, вразрез требованиям и замечаниям. Он отрицает очевидные истины. Демонстративно отказывается выполнять то, что его просят.

Более того, он совершает абсолютно противоположные действия. Его просят выучить, он не учит, требуют покрасить пол коричневой краской – он красит белой, говорят о необходимости приходить на работу в строгом костюме, он является в джинсах и т. п.

Парадоксальный негативизм

Форма активного негативизма. Термин используют психиатры. Выражается в совершении человеком противоположных действий. Они несут опасность для него и для окружающих. Могут разрушать личность. Это признак психического расстройства.

Например, человек игнорирует требования одеться по погоде и ходит в мороз в лёгкой, летней одежде. Для общества – не опасно, конечно, но негативист может погибнуть от переохлаждения. Объяснить свою позицию негативист не может в отличие от людей, преследующих какую-либо цель, идею, учение.

Читайте также:
Почему у ребенка на веке возникают белые или красные прыщики?

Пассивный негативизм

Действия со стороны негативиста отсутствуют. Он всё слышит, видит, осознаёт, но ничего не предпринимает.

Речевой негативизм

Понятие подразумевает отказ личности от общения. Негативист умеет говорить, слышит, понимает, о чём его спрашивают, но предпочитает молчать.

Чаще всего встречается у детей. С явлением сталкиваются родители, воспитатели, учителя. Даже если ребёнок знает ответ на заданный вопрос, он его не озвучит. Причин такого поведения может быть множество.

Детский негативизм

Негативизм у ребёнка в норме проходит с возрастом. С явлением могут столкнуться родители подростка, 3-летнего малыша и т.д.

Негативизм – способ заявить о себе как о личности, попытка самореализоваться, доказать окружающим свою силу. Может быть как активным, так и пассивным.

Все мы наверняка в своё время намеренно игнорировали требования педагогов или родителей либо совершали противоположное действие. Сейчас своё поведение объяснить трудно. Разумные вещи казались бредом. Мы яростно сопротивлялись принятым правилам и нормам, делали все наперекор.

Мудрость родителей, такт, понимание помогают подросткам справиться с этим непростым периодом. Подростковый негативизм не попытка сделать назло и причинить боль близким. Это способ заявить о себе как о взрослой личности, которая имеет собственное мнение.

Речевой негативизм у детей – чаще всего встречается в форме протеста. Ребёнка просят ответить на вопрос, но он молчит. Такое поведение обычно воспринимается как упрямство, строптивость. На самом деле для маленького ребёнка – это единственный способ выразить своё несогласие по поводу чего-либо.

В чём проявляется негативизм?

Проявление негативизма всегда заметно. Поведение негативиста отличается. Создаётся впечатление, что человек либо «дурачок», либо ему нравится делать всё назло.

Негативизм является симптомом кризиса. Человеку нелегко. Он переосмысливает ценности, отторгает принятые нормы, делает выводы, настаивает на своей правоте.

Часто жизнь в этом случае воспринимается враждебно. Негативист испытывает одиночество, отчаяние. Это способ заявить миру о себе и своей неудовлетворённости.

Негативизм у взрослых проявляется в открытой форме. Переживая какие-либо личные неудачи, разочарование человек может демонстрировать враждебное отношение к окружающим и миру в целом. Он глубоко несчастен. Но не может просить о помощи и объяснить своё поведение. Выражается чаще всего в активной или парадоксальной форме.

Приведём пример. Женщина вела благопристойный образ жизни. Она воспитывала детей без мужа, работала на двух работах, занималась домашним хозяйством, отказывалась от личных отношений.

Активный негативизм

В результате она понимает, что всё-таки счастье не только в чистом, обустроенном доме и детях. Негативистка увольняется с работы, забрасывает дом и пускается «во все тяжкие». Это тоже форма проявления негативизма. Поведение женщины в корне меняется, оно шокирует близких. А она назло им заводит любовника моложе собственного сына. Это активная форма негативизма.

Многие люди посчитают подобное поведение сумасшествием, распущенностью. Но этой даме нужна помощь психолога.

Негативизм в пожилом возрасте может служить сигналом о развитии деменции, паралича. Не стоит злиться на бабушку или дедушку. Обратитесь за помощью к специалисту. Неадекватное поведение должно вас насторожить.

Негативизм у подростков проявляется в отказе что-либо делать либо в совершении противоположных поступков.

Психологи отмечают, что границы возрастных кризисов несколько сместились. Поэтому сейчас мы встречаем негативистов, которым уже исполнилось 20-22 года. Вполне приличные, воспитанные юноши и девушки вдруг ни с того ни с сего, начинают рушить свои жизни, вступают в сомнительные компании, ругаются с родителями, начальством на работе. Всё дело в том, что современная молодёжь взрослеет позже.

Родители стараются опекать детей до глубокой старости, контролируют их жизнь, вмешиваются в отношения, дела. Негативизм – способ защиты, попытка самореализоваться.

Каковы причины негативизма?

Причины негативизма кроются чаще всего в детстве человека. Характер формируется под влиянием разных факторов. События накладывают отпечаток на нашу личность. В какой-то момент происходит «щелчок». Человек меняется. Психологи уверены, что если негативизм не признак психического расстройства, значит, для этой формы поведения должны быть веские основания.

Каковы причины негативизма?

Назовём основные причины негативизма:

1. Беспомощность. Человек чувствует себя беспомощным, одиноким, покинутым. Негативизм – единственная форма выразить своё отношение к происходящему, это способ борьбы.

2. Неумение проживать неудачи. Разочарование, переоценка ценностей приводит к развитию негативизма.

3. Самоутверждение. Негативизм – попытка заявить о себе, самореализоваться. Это основная причина подросткового и детского негативизма.

4. Выражение ненависти, негативных чувств к определённому человеку. Негативист как бы мстит конкретному лицу, выражает свою обиду.

5. Дефицит внимания. Негативист привлекает к себе внимание близких людей или общества. Он нуждается в заботе, но не может наладить отношения с миром.

Вообще, причин негативизма достаточно. Психолог выясняет причину развития негативизма и помогает человеку справиться с приступами конкретными методиками.

Примеры негативизма

  • Очень много примеров негативизма у детей 3-летнего возраста. В этот период ребёнок заявляет о своей самостоятельности. Он говорит: «Я сам!». И старается делать самостоятельно даже сложную работу, несмотря на просьбы родителей остановиться.
  • Он может взобраться на высоту, зажигать газовую плиту, включать утюг, игнорируя запреты. Родители считают это баловством, хулиганством. В норме негативизм 3-летнего возраста проходит сам собой. Но малышу стоит объяснить опасность поступков, не оставлять его одного, не запрещать, а помогать овладеть навыками.
  • В 7-летнем возрасте негативизм проявляется отказом от учебной деятельности. Домашние задания выполняются из-под палки, со слезами и конфликтами. На уроке ребёнок-негативист может демонстративно ничего не делать. Ему тяжело, он просит о помощи, не может адаптироваться к новым условиям. Важно помочь ребёнку. Нельзя ругать, бить, наказывать. Ситуация усугубится.
  • Выясним, что является ярким примером проявления негативизма у подростков. Чаще всего, подростковый негативизм проявляется в изменении внешности.
  • Мальчик может покрасить волосы в яркий цвет, а девочка побриться налысо. Татуировки, пирсинг, неформальная одежда, связи с «плохими» компаниями – всё это проявление негативизма, то есть несогласие с общепринятыми правилами, нормами.
  • Опасное проявление негативизма у подростков связано с челленджами. Дети могут перебегать дорогу на красный свет, совершать магазинные кражи, не посещать школу, игнорировать замечания родителей и учителей.
  • Это очень тяжёлый период в жизни ребёнка. Если негативизм приобретает острую форму, лучше обратиться к психологу.
  • Употребление алкоголя, наркотиков, табака часто связано с проявлением негативизма. Ребёнок пробует опасные вещества не ради интереса, не из-за глупости, а потому что хочет продемонстрировать своё несогласие с запретами. Раз нельзя – значит, сделаю.
Читайте также:
Синусит у взрослых: симптомы, лечение, профилактика в домашних условиях

Негативизм у детей с аутизмом – признак заболевания. Ребёнок может не реагировать на общество, молчать, отказываться выполнять простейшие просьбы. Если имеются и другие предпосылки для тревоги, немедленно обратитесь к специалисту. Часто необычная форма поведения служит сигналом об имеющемся отклонении.

Как избавиться от негативизма?

Выясним, как бороться с негативизмом. Прежде всего, стоит выяснить причину неадекватного поведения, разобраться, что послужило поводом для изменения личности. Поговорите с негативистом, ему нужна поддержка и внимание.

Если отмечаете признаки негативизма у себя, стоит пересмотреть свой взгляд на мир. Перестаньте всё видеть в чёрных тонах. Жизнь прекрасна, неудачи – нормальное явление. Не стоит причинять близким людям боль.

Если негативизм мешает социализации, нормальной жизни, потребуется помощь психолога. Консультации, беседы, специальные методики помогают побороть негативизм.

Негативизм – как с ним бороться?

Негативизм и позитивизм – неразрывные понятия. Один из близких людей негативиста берёт на себя роль позитивиста. Если один в паре видит всё с плохой стороны, то другой – преувеличивает хорошее. Важно, чтобы позитивист всё-таки увидел проблему, не смирялся с негативистом, а помог ему.

Если негативизм не проходит, он может принять опасно социальную форму. Поэтому оптимальный вариант – визит к психологу. Более того, не забывайте, что негативизм может быть признаком психического расстройства, депрессии, генетического заболевания. А здесь без медикаментозного лечения не обойтись.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Кто такие негативисты, как они портят жизнь себе и другим людям — прикладные советы

Негативизм

Психологические понятия

Негативисты относятся с предубеждением к людям, к жизненным событиям, к жизни в целом. Негативизм может отрицательно сказываться на человеке и обществе. А вы знали, что все мы периодически становимся негативистами и проявляем это качество?

Что такое негативизм

Определение негативизма в психологии – это демонстративное отрицание человеком всего, что ему говорят; активное противодействие любым, в том числе разумным, советам и рекомендациям (Семышева В. М. «Словарь терминов и понятий по курсу психология и педагогика», 2014 г.).

Часто под термином негативизм имеют в виду поведенческую реакцию, которая выражается в склонности отказать в чем-то, нарочно сделать наперекор, проигнорировать просьбу.

Поведенческий негативизм характерен для возрастных кризисов (детский возраст, подростковый период, пожилой возраст).

Врожденная черта или личный выбор

Негативизм нельзя назвать врожденной чертой, и также это не является осознанным выбором человека. Негативизм формируется в процессе жизни у личности, на пути которой возникали трудности, непонимание, непринятие ее обществом или близкими людьми.

Человек настолько разочаровывается в происходящем, что рассматривает негативизм как единственно возможную стратегию поведения.

Формы и примеры негативизма

Негативизм выражается в разных формах и видах. Чаще всего негативизм очевиден, но бывает и такое, что выявить его непросто.

Активный

При активном негативизме человек действует очень грубо, не реагирует на замечания, отказывается соблюдать общепринятые правила и нормы. Его поведение нередко вводит окружающих в состояние шока. При активной форме негативизма человек совершает действия, которые противоречат друг другу, не выполняет просьбы, ведет себя напоказ, демонстративно.

Например, человек толкнул прохожего. Вместо того, чтобы улыбнуться и извиниться, он начал ругаться с пострадавшим, говорить, что «он сам виноват, занял собой весь проход».

Пассивный

Пассивный негативизм подразумевает полное отсутствие действий. Может являться сторонним наблюдателем событий, все осознавать и слышать.

Если окружающие просят что-то у такого негативиста, он проигнорирует просьбу, сделает вид, что забыл или не слышал.

Например, сотрудник видит, что по отношению к его коллеге совершается несправедливость. Он молча наблюдает это, не вмешивается. Открытую просьбу помочь или заступиться он игнорирует, делает вид, что это его не касается.

Парадоксальный

Понятие используется в психиатрии. Человек совершает действия, опасные для него и окружающих. Часто они являются признаком психического расстройства, разрушают личность. Объяснить поведение негативист не может, так как его психика не здорова.

Например, человек в сильный мороз выходит на улицу в легкой одежде. Обществу это не вредит, но сам индивид может пострадать, сильно заболеть или умереть от переохлаждения.

Речевой

Подразумевает полный отказ человека от общения, при этом, навыки говорения и слуха у него сформированы. Причин состоянию может быть много, начиная от умственной неполноценности, заканчивая стеснительностью.

Например, учитель попросил ученика встать из-за парты, задал вопрос. Ученик молчит (при этом он может как знать, так и не знать правильный ответ).

Детский негативизм и связь с кризисами

Негативизм для ребенка – это нормальное проявление кризиса, с возрастом оно должно пройти.

Впервые родители могут столкнуться с детским негативизмом ближе к возрасту трех лет. В психологии это и называется кризисом 3-х лет или периодом «я сам». Характерен тем, что дети подрастают, начинают демонстрировать свою самостоятельность и независимость, познавать свои границы и границы допустимого поведения с взрослыми.

Ребенок много капризничает, отказывается от родительской помощи. Некоторые родители замечают, что у детей появляется желание отомстить («Ты не дала мне конфету, поэтому я буду плохо себя вести»).

Иногда проявляется как речевой негативизм, отказ от общения. Родителям в этом случае стоит показать ребенка специалисту, чтобы исключить серьезные заболевания.

Екатерина

Негативизм может проявляться как категоричное отрицание буквально всего. Вспоминается история, в которой женщина предложила племяннику: «Паша, пойдем гулять?», на что ребенок ответил ей: «Не Паша, не пойдем, и не гулять».

Читайте также:
От чего появляется депрессия у мужчин – причины и что делать

Подростковый негативизм

Подростковое негативное поведение выражено наиболее ярко. Характерно для возраста 13-16 лет, при правильном поведении взрослых постепенно проходит. Нередко взрослые прибегают к помощи психолога, чтобы скорректировать поведение типичного подрастающего бунтаря.

Часто подростковый негативизм выражается в стремлении изменить внешность. Мальчик может заявить, что намерен отрастить волосы, а девочка – красится в яркие цвета или бреется на лысо.

Если в накрашенных губах и неформальной одежде нет ничего плохого, то родителям стоит обращать повышенное внимание на то, с кем общаются их дети. Подростковый негативизм выражается в ранних половых связях, употреблении алкоголя, курении, общении с дурными компаниями.

В последнее время среди подростков стали распространяться опасные челенджи: перебежать дорогу в неположенном месте, что-то украсть из магазина, неделю не ходить в школу и т.д.

В чем проявляется негативизм – признаки

Основные симптомы негативизма:

  1. Упрямое поведение, нежелание идти на уступки.
  2. Грубость, хамство.
  3. Замкнутость, скрытность.
  4. Игнорирование социального взаимодействия или отдельных просьб людей.
  5. Ведение угнетенных, жалостливых разговоров.
  6. Агрессивные высказывания по поводу жизненных явлений (часто ценных для собеседника).
  7. Бурное отрицание порядков, принятых в обществе.
  8. Нежелание признавать свои ошибки, несовершенства.
  9. Обвинение других в своих промахах, неудачах.
  10. Необоснованная агрессия.
  11. Мысли о несовершенстве мира, тяжести жизни.
  12. Склонность к негативным размышлениям, переживаниям.
  13. Отношение с неприязнью к людям, которые предпочитают веселиться и радоваться жизни.
  14. Неумение испытывать чувство искренней благодарности.
  15. Заранее негативное отношение к предстоящем событиям (я не сдам зачет, у меня не получится, я проиграю).

А вы часто ловите себя на негативизме? Как именно он проявляется у вас? Расскажите об этом в комментариях.

Какие ощущения испытывает негативист

Для негативиста характерны следующие эмоции и ощущения:

  • постоянная боязнь надвигающихся неприятностей;
  • чувство вины за собственное несовершенство;
  • страх потерять то, что уже было достигнуто;
  • тотальное недовольство собой, своей внешностью, результатами труда;
  • переживания по поводу личной жизни (или ее отсутствия);
  • желание постоянно доказывать что-то окружающим.

Причины негативизма

Для негативного поведения обычно характерны следующие причины:

  1. Человек на протяжении долгого времени ощущал себя забытым, одиноким, покинутым, беспомощным.
  2. Неумение преодолевать неудачи, восприятие их как личной трагедии, а не того, из чего можно извлечь опыт, стать лучше в дальнейшем.
  3. Обида на конкретного человека, чувство всепоглощающей ненависти к нему.
  4. Желание привлечь к себе внимание людей, своеобразная просьба о заботе.
  5. Желание самоутвердиться, получить уважение в обществе, коллективе или компании.

В основе этого лежит нестабильная неадекватная самооценка, часто заниженная. Непонимание своих ценностей, смысла существования, отсутствие целей и устремлений. Из-за этого человек не ощущает чувства опоры, его состояние всегда нестабильно, он чувствует угрозу и уязвимость.

Последствия модели поведения

Влияние негативизма на человека и его жизнь оказывается очень пагубным:

  1. Нарушение социального взаимодействия.
  2. С негативистом отказываются общаться, так как у людей просто нет сил выносить его постоянное уныние, жалобы, скорбный вид.
  3. Разрыв рабочих отношений, ведь негативисты упрямы, с ними сложно договориться.
  4. Внутренние конфликты, невозможность понять самого себя, свои истинные желания и потребности.
  5. Недоверие к другим людям, излишний скептицизм.
  6. Получение критики в свой адрес.
  7. Выученная беспомощность (человек не верит, что у него все получится, поэтому не старается).

А как вы относитесь к людям, которые регулярно демонстрируют негативизм? Поделитесь в комментариях своим опытом общения с негативистами.

Как избавиться от негативизма – стратегии

Негативизм способен испортить человеку жизнь, лишить множества знакомств, прекрасных моментов и возможностей. Существует несколько стратегий по преодолению качества.

Научиться благодарить

Благодарность – это лучший способ преодолеть негативизм. Для этого важно замечать хорошее и концентрироваться на нем. Многие люди запоминают только чувство сонливости по утрам, пробки, спешку на работу. Красивые облака, причудливые зимние пейзажи и улыбки редких прохожих не замечает никто. А ведь если концентрироваться на хорошем, то и настроение повысится в разы.

Замечать хорошее получится не сразу. Поможет в этом ведение дневника наблюдений, где человек сможет фиксировать все события, которые доставили за день удовольствие (ароматный утренний кофе, прослушивание любимой музыки по пути на работу, разговор с добродушным старичком возле подъезда). Главное – записывать произошедшее максимально просто, конкретно.

В конце каждой недели или месяца спрашивать себя, какое событие было самым захватывающим, что доставило больше всего положительных эмоций.

Гнать от себя негативные мысли

Если человек заметил за собой потребность поныть, пожаловаться и расстроиться из-за происходящего, то стоит отогнать грустные мысли, постараться найти в ситуации хоть что-то хорошее (погода плохая, начальник снова недоволен, коллеги сплетничают, но зато есть возможность зарабатывать деньги, покупать себе желаемое).

Поменять негативное отношение на позитивное, и взглянуть на ситуацию под другим углом поможет техника «Да, но».

Молчание – золото

Стоит взять за правило, что если нечего сказать (доброго, хорошего, поддерживающего), то лучше промолчать, чем давать негативные, грубые комментарии.

Предварительно подумать

Если есть необходимость высказаться в негативном ключе, то не нужно терпеть (особенно, если нарушаются права человека или задевается его достоинство). Однако, прежде чем разразиться гневной речью, стоит прокрутить диалог у себя в голове, выстроить речь таким образом, чтобы в ней не было грубостей, личных оскорблений.

Можно спокойно говорить о своих чувствах «Я раздражена», а не «Ты меня раздражаешь». Можно критиковать действия человека «Ты не первый раз опаздываешь, давай подумаем, как это решить», но нельзя задевать личность человека «ты вечно опаздываешь, ты не пунктуальный и вообще ненадежный».

Искать положительные эмоции

Человеку с негативизмом важно работать над своим эмоциональным фоном, восстанавливать его. Для этого нужно делать то, что приносит удовольствие или общаться с веселыми, жизнерадостными людьми, перенимая у них положительный опыт поведения.

Добавить красок в жизнь поможет техники на сайте: «Исполнение мечты», «Живой взгляд» и «Остановись мгновение».

Читайте также:
Тяжесть в желудке при беременности Причины и лечение тяжести в желудке при беременности

Не сравнивать себя с другими

Если постоянно оценивать свои успехи в сравнении с другими людьми, то есть риск всегда находиться в проигрыше. Сравнивать себя нужно только с самим собой. У каждого человека свой, индивидуальный старт в жизни, возможности, ресурсы и потребности.

Выпускать собственный негатив

Не стоит держать в себе отрицательные эмоции, их можно эффективно выплескивать наружу. Важно лишь найти подходящий для себя способ (нарисовать свой негатив, покричать на пустыре, станцевать безумный танец, провести интенсивную тренировку в спортзале). Подробнее об этом можно найти в статье про гнев.

Памятка про негативизм

Менять убеждения

Убеждения и стереотипы в нашей голове формируют нашу реальность. Это как фильтры, через которые мы пропускаем все что видим. Знаете притчу про муху и пчелу? Пчела летает и видит цветы в поле, а муха только навоз. Из убеждений складывается наша реальность.

Нужно записать все негативные убеждения на лист бумаги и заменить их на позитивные. Например,

  • «Все, кто не закончил вуз глупые» заменить на «Вообще я знаю талантливых ребят после колледжа, которые много добились».
  • «Во всем виновато государство» заменить на «Слышала, что недавно запустили в регионе завод по переработке пластика, да и пособие увеличили для семей».
  • «Богатые высокомерные» заменить на «Многие состоятельные люди открыты к помощи и общению».

Менять убеждения стоит на реальные. Не надо выдумывать, ваш мозг в это все равно не поверит. Задача — действительно увидеть, что помимо негативных установок, есть и положительные, и вам решать, как относиться к происходящему.

Что делать, если близкие люди негативисты

Негативист, находящийся рядом, очень усложняет жизнь, портит настроение, лишает позитива. Ситуация осложняется тем, что это исходит от близкого человека, отношения с которым разорвать не получится. Но предпринять можно следующее:

  1. Не стесняться прервать в тактичной форме потоки нытья, жалоб на жизнь и гнева. Дать понять, что это неинтересно.
  2. Не нужно бесконечно подбадривать, успокаивать или предлагать решение проблемы. Достаточно сделать это один раз. Если человек не пользуется советами и не принимает чужую помощь, то быть негативистом – его жизненный, осознанный выбор.
  3. Отвечать максимально кратко и лаконично, не проявлять заинтересованности в диалоге.
  4. Уточнить у негативиста цель разговора. Если он хочет получить поддержку и ценный совет, то может продолжать. Если ему нужно просто пожаловаться, то пусть найдет другого человека для этой цели.

А как вы ведете себя с родственниками-негативистами? Поделитесь своими лайфхаками и приемами в комментариях, это поможет нашим читателям.

Профилактика – лучший способ предотвратить проблему

Чтобы негативизм не подчинил себе жизнь человека, нужно:

  1. Банально, но наладить собственный режим дня (высыпаться, заниматься физкультурой, выделять время на отдых, полноценно питаться).
  2. Поддерживать с близкими доверительные отношения, не стесняться просить поддержки и помощи, если это необходимо.
  3. Ограждать себя от печальных событий, особенно от тех, в решении которых человек бессилен (настроить новостную ленту, отказаться от просмотра «тяжелых» телепередач, не воспринимать близко к сердцу слова негативистов).
  4. Ограждать себя от стрессовых событий (а если предстоит волнительная ситуация, то организовывать себе после нее хороший отдых).
  5. Окружать себя честными, позитивными, увлекающимися людьми, перенимать их полезные привычки.

Благодарим за прочтение статьи. Негативизм – это то, что может разрушить жизнь человека, сделать ее серой и унылой, но в это состояние иногда впадаем мы все. Главное – научиться вовремя останавливаться. А что вы думаете про негативизм? Как считаете, свойственен ли он вам? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Отправляйте статью родным и друзьям, сохраняйте ее в закладки, чтобы при первых же признаках негативизма вернуться к упражнениям и пресечь его.

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

Что такое речевой негативизм?

Речевой негативизм – это полный или частичный отказ ребенка от речи, что останавливает или замедляет процесс коррекционной работы и развитие ребенка с алалией.

Существует 2 типа речевого негативизма – активный и пассивный.

  • В чём проявляется активный речевой негативизм?

Ребёнок демонстрирует плохое поведение, когда родители настойчиво просят повторить слово, которое малыш произнёс. В ответ он может убегать, топать ногой, мотать головой. Конечно, родители радуются долгожданным словам и начинают их требовать, используя такие слова, как «скажи и повтори». Это будет усугублять ситуацию и формировать стойкий отказ от речи. Речевой негативизм может проявляться у ребенка:

— в детском садике на групповых занятиях (например: уход из общего круга детей во время упражнений);
— дома при попытках родителей позаниматься с ребёнком по рекомендации воспитателя, логопеда.
— в драках со сверстниками;
— в укусах взрослого, ровесника, как ответ на то, что не нравится;
— в виде истерик на занятиях с логопедом;

Это надо знать!

Во время коррекционных занятий у детей могут быть истерики! Отнеситесь к этому с пониманием, не паникуйте. Это естественный процесс отказа ребенка от его привычных способов коммуникации, появление желания пользоваться вербальной речью и осознание ребенком, как много ему хочется сказать, а сказать «еще нечем». Свойственно для детей с моторной алалией. Это проходит за несколько занятий.

  • В чём проявляется пассивный речевой негативизм?

— ребёнок молчит, мычит, прячется за маму, когда к нему обращаются;
— вместо слова может ответить жестом;
— вместо обращения ко взрослому, проявляет «самостоятельность»: подвигает стул, залезает и сам берет нужный предмет;
— в детском саду сидит в углу, ни с кем не играет, ни к кому не подходит, общается только со взрослыми тихо или шёпотом.

Читайте также:
Социальная перцепция — значение термина, механизмы, эффекты

Речевой негативизм у детей с моторной алалией возникает, чаще всего, на первых этапах речевого развития. Хотя может проявиться на любом и в любое время. Ключевую роль в этом играет окружение ребёнка.Это обусловлено разницей между пониманием и речевыми возможностями ребёнка. Малыш сильнее и острее воспринимает свои трудности в «говорении». У детей с сенсорной алалией проявляется намного реже.У них вербальный и невербальный интеллект развиваются с одинаковой скоростью, поэтому угроз возникновения речевого негативизма намного меньше.

КАК РАСПОЗНАТЬ РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ НА ФОНЕ ДРУГИХ СОСТОЯНИЙ?

«Ленивый или нет?»

От родителей часто слышу «Мой ребёнок всё понимает, но не хочет говорить, он ленится». Стоп! Давайте разберёмся!

Ленивых детей не бывает! Бывают слабые, истощённые, уставшие, перегруженные, НО не ленивые! Маленькие дети никогда не ленятся делать то, что умеют!

Ребёнок с моторной алалией «не желает» говорить, потому что НЕ МОЖЕТ говорить, и это не лень, это серьёзное заболевание. Думая, что малыш ленится, родители выдвигают непосильные требования к его речи. Так на фоне моторной алалии развивается речевой негативизм.

История из практики.

Обратились ко мне в кабинет мама с сыном (2г 8 мес.). У ребенка моторная алалия (слов нет, звукоподражания, много жестов, понимание по возрасту). Инструкции выполнял. При попытке вызвать слово, ребенок произнес звукоподражание и спрятался (уткнулся) в маму. В дальнейшем играл, инструкции выполнял (принеси, покажи, посади в машинку). При каждой попытке сказать слово прятался в маму, не произнес больше ни звука. Из разговора с мамой выяснилось, что у них требовательный папа. Он считает, что ребенок просто ленится, и мама сына часто жалеет. Когда я сказала, что это речевой негативизм, мне не поверили и обратились к психологу, который также диагностировал страх речи.

«Капризы или речевой негативизм?»

Следует отличать речевой негативизм от обычных детских капризов. Наличие капризов обусловлено высокой нагрузкой на детей с алалией на логопедических занятиях и дома. Это не удивительно! Детям за короткие сроки нужно устранить пробелы по речии «догнать» своих сверстников. Их возможности снижены из -за слабого функционирования нервной системы. Дети действительно устают. Внимательный логопед, как хороший тренер, должен следить за речевой нагрузкой ребёнка, чтобы не появился отказ от желания говорить.

Определить – негативизм это или просто капризы – достаточно просто.

  • В случае капризов ребенок готов позаниматься за награду (конфета, мороженое, поход к любимой бабушке, мультики и т.д.). Его можно мотивировать поощрением.
  • В случае негативизма ребенок готов отказаться от всех радостей и принять любое наказание вместо того, чтобы говорить.

– «Речевой негативизм или мутизм?»

Речевой негативизм важно отличать от элективного мутизма.

Психиатры отмечают, что разновидность мутизма – это невротическое расстройство. Данное заболевание встречается не часто. Чаще всего в тех семьях, где некомфортный психологический климат.

Элективный (селективный) мутизм — это тревожное расстройство, которое приводит к тому, что дети перестают говорить в определенных социальных ситуациях.

Ребенок может ощущать себя хорошо и общаться с друзьями, родственниками. Если малыш меняет обстановку, то он перестает говорить. Ребенок не может сказать ни слова, так как боится.

  • При речевом негативизме ребёнок сознательно отказывается говорить при давлении на него со стороны, например когда просят об этом.
  • При мутизме это происходит не сознательно, на фоне невротических расстройств, сильном стрессе.
  • Распознать мутизм может только специалист: психиатр, логопед. Терапия, в случае мутизма, должна быть направлена на то, чтобы устранить социальные фобии, а также тревожно-депрессивное состояние.

Хочется добавить, что у ребёнка с алалией может появиться речевой негативизм в случае если:

– завышены требования к речи ребёнка воспитателями, родителями;

– ребёнку больше 4 лет, и он понимает, что ему трудно говорить, общаться, и при этом ещё не получает логопедическую помощь;

– не соблюдает режим дня, перегружен дополнительным посещением кружков;

– депрессия у мамы;

– логопед неправильно выбрал метод работы с таким ребёнком. При коррекционной работе по устаревшей моторной концепции может развиваться речевой негативизм. При правильном использовании языковой концепции этого не происходит.

В интернете много написано по поводу речевого негативизма у детей с легкими речевыми нарушениями, о том, как это замедляет логопедическую работу и сказывается на психике ребенка.

ПОЧЕМУ РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ ИМЕЕТ СЕРЬЁЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ЗАТЯГИВАЕТ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС?

Дети с алалией регулярно сталкиваются с ситуациями, провоцирующими появление речевого негативизма.Не доброжелательная окружающая среда.

Поведение родителей, родственников:

– Завышенные требованиясо стороны близких людей по отношению к речи ребёнка. Требовать от ребенка с алалией можно и нужно, но только то, что он уже умеет делать, соответственно его возможностям, подстраиваясь под его уровень речевого развития.

– Гиперопека и жалость со стороны родителей, друзей, родственников.

Авиценна говорил: “Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону возьмешь, та сторона и победит”.

В нашей ситуации логопед находится на стороне излечения. Ребенок почти до самого конца коррекционной работы находится на стороне болезни. Родители должны принять сторону излечения и набрать «армию сторонников», должны исключить всех, кто может случайно пожалеть ребенка, не похвалить тогда, когда надо.Худший вариант, когда родители «принимают ребенка таким, какой он есть». На самом деле они принимают болезнь, лишая ребенка шанса на излечение.

Родителям нужно быть со -настроенными взрослыми. Поддерживать ребёнка, верить в него, тогда у него будет мотивация и желание говорить, а не наоборот.

Поведение сверстников в детском саду или на детской площадке могут также спровоцировать появление речевого негативизма. Хорошо разговаривающие ровесники могут указать ребёнку на его трудности в речи, могут посмеяться над ним или отказать ему в игре. В результате, нередко, уже начавшие говорить дети с алалией замолкают.

С каждым годом таких ситуаций у ребенка с моторной алалией становится все больше, и начинается «порочный круг».

«Я плохо говорю, меня за это обижают.Нужно меньше говорить. Я все больше отстаю от других, нужно еще меньше говорить…».

ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВОГО НЕГАТИВИЗМА НА КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС С РЕБЁНКОМ С ДИАГНОЗОМ АЛАЛИЯ.

Со временем речевой негативизм ребёнка «вплетается» в диагноз. С каждым годом развитие речи и интеллектуальных способностей замедляется. Справиться с отказом ребенка от речи становится все сложнее.

  • К 5-6 годам речевой негативизм усиливается настолько, что коррекционная работа становится практически невозможной без огромных усилий со стороны родителей и психолога. Логопеды, зная что в одиночку не справятся, часто отказываются от работы с детьми с алалией такого возраста. Речевой негативизм является одной из причин, по которой многие считают, что алалия не лечится.
  • Родители могут усугубить ситуацию, начав поиски более «приятного» логопеда, даже если он уже нашёл к ребёнку подход, но ребёнок истерит, капризничает на её занятиях. Отказываются от занятий с одним, идут к другому, тем самым формируя, либо усиливая речевой негативизм ребенка. Дольше всего приходится устанавливать контакт с ребенком, если он сменил уж 4-7 логопедов.Нельзя идти на «поводу у ребенка». Поиск другого логопеда – худший вариант, т.к. ребенок уже один раз победил, убедился в своих силах, следующего логопеда он будет «выживать» с большими усилиями. Вы как бы подкрепили его «капризное» поведение, оно будет ухудшаться.
  • Логопеды тоже могут спровоцировать на занятиях речевой негативизм. Неправильно предложить упражнение, перегрузить ребёнка, недобросовестно подготовиться к занятию. Но анализ своего занятия и ответственность помогут ему улучшить ситуацию на следующем занятии.
  • Особенность коррекционной работы с тяжёлыми нарушениями речи заключается в повышенной речевой нагрузке по сравнению с простыми логопедическими занятиями.
Читайте также:
Упражнения для похудения ног и ляшек в домашних условиях

– не реагировать на капризы;

– хвалить ребенка за каждый его успех эмоционально, искренне;

– с помощью логопеда создать вокруг ребенка правильную языковую среду, правильный психологический настрой;

– соблюдать речевой режим;

– использовать максимум элементов комплексного подхода.

Важность речевой среды и комплексного подхода можно наблюдать по отзывам о работе хороших детских садов для детей с ТНР с 2х лет.Они, исключив все возможные негативные влияния, нередко добиваются за 4 года хороших результатов в коррекции алалии. Хороший результат показывают речевые детские лагеря и санатории. Жаль, что у них нет непрерывной работы с ребенком на протяжении нескольких лет, чтобы показать такие же результаты полного излечения.

  • На занятиях присутствие родителей обязательно для того, чтобы совместными усилиями создать речевой режим и комплексный подход, обойти речевой негативизм и добиться полной коррекции за 1-2 года.

По окончанию коррекционной работы вероятность речевого негативизма пропадает, уходят капризы, и всё поведение ребенка, в большинстве случаев, приходит в норму.Речь начинает выполнять еще одну свою функцию – регуляция собственного поведения.

Речевой негативизм самостоятельно не проходит – необходимо изменить ситуацию, улучшить окружающую среду ребёнка, потрудиться.

Поэтому, когда вы замечаете отказ малыша от речи, проявите внимание и обратитесь к логопеду. Специалист определит с чем это связано. Поможет изменить ситуацию.

История из практики.

Мальчик (5 лет) ОНР-2 (по типу сенсорной алалии). Уже имел речевой негативизм. На первых занятиях ребенок «бегал по потолку». По моей рекомендации обратились к психологу (диагностировал СДВГ) и невропатологу (диагностировал ПЭП). Он назначил успокаивающие таблетки, которые ребёнок принимал до самого конца коррекционной работы. Занятия стали возможны. Но к середине коррекционного процесса речевой негативизм усилился. Мама стала носить папин ремень на занятия. Это помогало контролировать поведение сына на занятиях у логопеда и в детском развивающем клубе.

Обычное поведение мальчика в конце занятия, когда мы дифференцировали звуки С и Ш:

Он: (толкает стол, пытаясь сломать им стену) «Я тебе Штол Сломаю!»

Я: «не Штол, а Стол»

Я: «не Шломаю а Сломаю»

Он (продолжая ломать стол): « ШтолШломаю!» и т.д.

Через 2 месяца после окончания наших занятий они зашли ко мне в гости. Мальчик говорит: «Здравствуйте Ирина Петровна. Поздравляю вас с прошедшими праздниками! Как у вас дела?». А мама улыбается и говорит: «Он теперь всегда так себя ведет. На уроках подготовки к школе его хвалят как лучшего. И таблетки мы уже не пьем».

Комментарий.

Благодаря регулирующей функции речи ребенок может сам сознательно себя контролировать. И родители прекращают прием препаратов, которые ранее назначали невропатологи, потому что они больше не нужны.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С РЕЧЕВЫМ НЕГАТИВИЗМОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

Вас тревожит отказ ребёнка от речи. Вы замечаете, что малыш может говорить, но по каким-то причинам отказывается. Что делать?

  1. Посетите консультацию логопеда. Не откладывайте!
  2. Отмечайте любую речевую инициативу и речевой успех ребёнка: малыш сказал слово, обнимите его, покружите, ласково погладьте по голове и т.д., любой тактильный контакт будет подкреплением речевой инициативы малыша, будет похвалой. Хвалите ребёнка преувеличенно громко, с радостными эмоциями. Рассказывайте о его речевых достижениях (новом слове, новых звуках) при ребёнке родственникам, друзьям, но не просите малыша это демонстрировать, не будьте навязчивыми и настойчивыми.
  3. Исключите слова «скажи и повтори», помогите близким отказаться от этих слов. Стимулируйте речевую активность ребёнка по-другому. Делайте необычные поступки, смешные, нелепые действия. Таким образом, вы привлечёте внимание к себе, вызовите положительные эмоции и ответную реакцию. Например: сделайте вид, что вы забыли, как надевать носки и стали надевать их на руки, демонстрируйте это перед малышом и ждите его реакции (ответная реакция может быть любая, но это реакция, и вы на неё весело реагируйте. Показывайте, как нужно реагировать, если малыш в течении 5 -10 секунд никак не отреагировал.
  4. Соблюдайте единые правила поведения, установленные в семье. Договоритесь с близкими. Если мама разрешает смотреть мультик 15 мин. один раз в день, то и все остальные это поддерживают. И так во всём.

Надеюсь, вышеперечисленная информация вам будет полезна. Будьте с ребёнком на его «волне»!

Ссылка на основную публикацию