Развитие ребенка в 1 год, раннее развитие детей 1 года

Календарь развития ребенка по месяцам после 1 года и до 2 лет: психология малыша и его воспитание

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

Малыш начал ходить

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду; , контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
Читайте также:
Опасность возникновения атопического дерматита у детей: способы лечения и профилактики

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Как развивать ребенка в 1 год

Как развивать ребенка в 1 год

Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.
Читайте также:
Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

    познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

    • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
    • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
    • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
    • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

    Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

    Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?

    Обзор развивающих пособий и опыт “бесполезных” игр.

    Ирина Чеснова кандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей

    Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только “развивающими” играми и игрушками?

    Как развивать ребенка в год

    Не ждите результата

    Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать “развивающие пособия”: паззлы для самых маленьких (по пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

    Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

    Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, “Противоположности”, “В зоопарке”, “Цвета и формы”, “Изучаю себя”). Затем настал черед “фотоальбомов”.

    “Фотоальбомы” — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная “по складам” — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими (“овощи”, “одежда”, “мебель”, “музыкальные инструменты”, “дорожные знаки”, “породы собак” и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

    Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой “Как дать ребенку энциклопедические знания”. Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

    И вот все было готово для занятий. Но. жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки. Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: “Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим”. Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

    Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

    Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то. неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

    Я хорошо усвоила предостережения “не растите гения”, “не гонитесь за рекордами”, “не нагружайте ребенка”. Но установка “не ждите реакции и результата” как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

    И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь “ранним развитием” своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что “так надо”, “полезно” и “правильно”.

    как развивать ребенка дома

    Вот оно, раннее развитие!

    . Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся “зверский аппетит”. Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

    Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер. Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое “старинное” озеро — наш Байкал.

    И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

    Одновременно с альбомами ребенок “подсел” на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

    Другим нашим любимым развлечением стала игра в “забавную пирамидку”. Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями “больше-меньше”.

    В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой “логический куб” с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

    “Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?”

    Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять “логический куб” на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним “зарядкой”.

    Подход к ребенку

    Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и. положил его на место.

    — Нет, мам, у меня не получится.

    — А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

    Даша ни в какую:

    — Нет, у меня не получится.

    И тут меня прорвало.

    — Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

    занятия с ребенком 1 год

    Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи “взрослого мира”, а тем более взять их на заметку?

    Кроме того, поднабравшись опыта в “раннем развитии”, я поняла для себя несколько важных вещей:

    1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, “как надо” и “как правильно”. Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
    2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. “У тебя обязательно получится, ты такой молодец!”.

    Но. Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за “границу”, но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали “девочку с санками” пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как “взрослая лекция”, поможет ей преодолеть “барьер” и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

    “Бесполезные” игры

    Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только “развивающими” играми, напрочь позабыв про игры “бесполезные” (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

    — Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

    Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

    У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, “у доктора”, на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

      в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила (“Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!”).
    • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
    • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
    • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: “Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь”. Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

    Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении “развивающих” заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

    Теперь я знаю: “бесполезных” занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

    Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

    Развивающие игры и занятия для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев (подробный план — конспект)

    Развивающие игры и занятия для детей 1 год - План

    Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

    В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

    Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:

    Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название ):

    1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

    Что нового в этом возрасте:

    Развивающие игры и занятия для детей 1 год - конспект

      (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой ), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);

    Развивающие игры для детей от 1 года

    Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);

    Пример рамки-вкладыша ( Ozon , My-shop , Read )

    Рамка-вкладыш

      (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);

    Как развивать ребенка в 1 год

    Пример колпачков ( Ozon , My-shop , Read ). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга .

    Катаем машинки по дорогам

      ; (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);

    Пересыпаем крупу из кувшина

      (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер );

    Накорми Машу

    игры со шнуровкой

    Пример шнуровки ( KoroBoom , Лабиринт , My-shop )

    Кугельбан

    Пример кугельбана ( Ozon , Лабиринт , My-shop )

    Детские каталки

    Учимся чистить яичко

    Игра на развитие мелкой моторики

    разворачиваем фольгу

    Примеры полезных в этом деле игрушек:

    Книжка «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop )

    Доска с застежками ( My-shop , KoroBoom )

    Доска с застежками

    Нанизываем маленькие колечки на пирамидку

    Пример пирамидок ( Ozon , Лабиринт , KoroBoom )
    Уже знакомые игры:

    Развивающие игры для детей 9 месяцев

    Игры с коробочками, корзинками

    Игры с коробочками, матрешками

    Строим башню из кубиков

      (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);

    Игры на развитие мелкой моторики

    Сенсорная коробка с макаронами

    2. Лепка

    Развивающие игры с тестом

    Лепка для детей 1-2 лет

    3. Рисование

    Рисование ватой. Нетрадиционные техники рисования

    4. Развитие речи

    • Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;

    Пальчиковые игры для малышей от 1 года

    • Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть); ;
    • Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов; (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))

    5. Чтение книг

    Книги для детей от 1 до 2 лет

    Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:

    6. Первые уроки

    • Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;

    Сортировка по цветам

    • Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки); ;

    играем с геометрическим лото

    • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

    Карточки Домана скачать

    7. Первые сюжетные игры

    Первые сюжетные игры

    8. Прослушивание классической музыки

    Классическая музыка для малышей

    9. Двигательная активность

    • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
    • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий» : наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику ( Озон , My-shop ); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
    • Катаем/бросаем мяч.

    10. Развитие навыков самообслуживания

    • учимся пить из кружки,
    • учимся мыть руки,
    • учимся есть ложкой.

    Как научить ребенка есть ложкой

    На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!

    Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.

    Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Развиваем ребенка в годик

    Ребенок 1 год

    Развитие ребенка

    Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

    Ребенок 1 год

    Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

    Основные моменты

    Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

    Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.

    Развивающий центр

    Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

    Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в режим дня), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

    Развитие мелкой моторики у детей в год

    • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.
    • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
    • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
    • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

    Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

    • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
    • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

    Как стимулировать развитие речи у малыша в год

    • Годовалый ребенок любит кидать предметы и любит, когда кто-то их поднимает. Превратите это действие в развивающую логопедическую игру: поднимая игрушку, проговаривайте ее название так, чтобы ребенок мог повторить.
    • С года можно пробовать с ребенком упражнения для тренировки языка и губ, например: двигаем высунутым языком вверх, вниз, по кругу; дуем на горячую еду; облизываем губы.
    • Старайтесь говорить с карапузом короткими предложениями, четко проговаривая буквально каждую букву. Например, «Ку-роч-ка по зер-ныш-кам: ку-дах-тах-тах!».

    Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

    Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год

    1. Знакомство с собой малыш начинает в младенчестве, а с года его интересует свое отражение в зеркале. Дети в этом возрасте любят себя рассматривать.
    2. Любимая игра в таком возрасте: “Где у мамы носик? А где у папы носик? А где твой носик”. Ребенок учится проводить параллель между собой и другим человеком, он пытается понять: кто он и кто его окружает.

    Как подобрать книжку для малыша?

    Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.

    Развивающие книжки

    Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

    • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

    Ребенок и кастрюли

    • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
    • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
    • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

    Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

    • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

    Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

    Развитие творческих способностей в год

    • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
    • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
    • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
    • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

    Развитие социальных навыков у годовалых детей

    1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
    2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
    3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
    4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

    Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.

    Познание мира

    Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

    Как развивать ребенка в 1 год

    как развивать ребенка

    Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

    Содержание

      (что ребенок любит, что следует предоставить для базового развития, какие навыки и умения появляются на втором году)

    Как развивать ребенка в 1 год | потребности

    Для того чтобы правильно подбирать игры и другие развивающие занятия для малышей необходимо знать потребности и предпочтения каждого возрастного периода и его особенности. Очень важно чтобы они соответствовали уровню развития малыша. Для того чтобы не вышло ошибок с выбором можно ориентироваться на списки с предпочтениями малышей и требованиями к родителям (списки по данным специалиста в области развития детей — уважаемой Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера ) :

    От 1 до 1,5 лет ребенок любит:

    • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
    • Вставать и садиться;
    • Играть, сидя на корточках;
    • Ходить по лестнице;
    • Залезать на диван, кресло;
    • Подражать вашим действиям;
    • Возражать, говоря “нет»;
    • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
    • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
    • Отвечать на простые вопросы;
    • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
    • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
    • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
    • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
    • Играть с песком, с водой;
    • Кушать самостоятельно.

    Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

    • Ваше внимание;
    • Время для совместной игры;
    • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
    • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
    • Детский устойчивый стульчик и столик;
    • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
    • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
    • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
    • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
    • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
    • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
    • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
    • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
    • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
    • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
    • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
    • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
    • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
    • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

    От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

    • Использовать в речи слова;
    • Использовать предложения из 2 -3-х , а затем и более слов;
    • Бегать, помогать по дому;
    • Утверждать “мое”;
    • Наблюдать за старшими;
    • Приходить, когда его зовут;
    • Залезать на все предметы;
    • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
    • Переносить и приносить предметы;
    • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
    • Сортировать предметы;
    • Копать и размешивать;
    • Класть предметы на место;
    • Черкать на бумаге;
    • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
    • Завинчивать и отвинчивать.

    Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

    • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
    • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
    • Сумку для ношения предметов;
    • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
    • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
    • Книжки с простыми знакомыми сказками;
    • Простой конструктор, простые пазлы;
    • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
    • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
    • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

    Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

    Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года ( по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера ) :

    • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
    • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
    • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

    Ориентиры для развития

    Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте отдельный пост.

    Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

    Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

    Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям. В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

    Физическое

    1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан тут. Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) тут.
    2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, крупные машинки, прыгуны)
    3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с мелкими деталями и наполнителями, кинетическим песком, книгах с наклейками для самых маленьких, пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
    4. В рамках развития слуха малыша второго года можно научить малыша узнавать мелодии и звуки знакомых предметов.
    5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно ножки познакомить с крупами. Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

    Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

    1. В этом возрасте очень актуальны игры с карточками, в том числе описание и видео цепочки памяти из методики Шичида;
    2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут.
    3. Со второго года начинают воспринимаются первые логические понятия и изучение цветов.
    4. Очень хорошо идут развивающие пособия, в частности Мой первый учебник, Альбом по развитию речи Батяевой (тут их развороты и описание).
    5. В этом возрасте можно начинать первые занятиям рисованием и лепкой. В этом возрасте они не всегда заинтересовывают, но знакомить с ними полезно.

    Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

    Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

    Другие статьи о развитии:

      (тут вы можете узнать почему я не собираюсь Яну учить читать и считать слишком рано); . (моя гипотеза эффективного развития мышления); (для 1-2 лет); (как применять дома).

    Запись опубликована 27.09.2014 автором Мама зануда 14 255177

    Как развивать ребенка в 1 год : 14 комментариев

    Екатерина, подскажите, какой игрушечный телефон и руль вы покупали своей дочке? Интересует насколько они должны быть функциональными, материал и т.д.

    Действительно методик сейчас довольно большое количество, и каждый занимается по той, которая ему по душе. Мы вот занимается по методике доктора Лазарева, Бимбаскет называется. Самое интересное что развитие вплоть до месяцев разработана. Мы на нее подписались на год, и каждый месяц нам приходит долгожданная посылка, с новым развивающими играми и игрушками. Выдели бы вы как эта посылка запакована! открываем ее как какой то подарок. А еще главное что игрушки сделаны качественно, не какой то там Китай. И вообще игры все очень простые и интересные, а развивают ребенка очень даже хорошо, за эти пол года с помощью Бимбаскет мы многому научились, и все это в игровой форме. Вот например даже шнурки уже довольно хорошо завязываем, цвета различаем, конечно можно и самому этому научить, но здесь все сразу, плюс рассказано как лучше.

    Здравствуйте! Большое спасибо за Ваш труд и, конечно же, за то что так щедро делитесь своими знаниями, наработками! Благодаря Вам взглянула на свою малышку другими глазами))
    Цитата: «Социальное. Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу.»
    Если возможно, посоветуйте, пожалуйста, «соответсвующую литературу». Спасибо!

    Хорошая статья. Что вот примечательно, в 1-2 ребенок очень активен уже, вот только чувства опасности нету, нужен пригляд да пригляд.

    Екатерина, здравствуйте! Уже который раз читаю Ваши статьи и никак не могу начитаться! Большое спасибо за такие подробные и «разжеванные» материалы. Читаю про развитие ребёнка и в голове никак не может уложиться большой объём информации. Ребёнку год и 2, хочется играть с ним и чтобы было и мне и ему интересно и все надо включить и карточки, и книжки, и рисование и, и, и… И как это вместить все в один день или даже неделю, учитывая что с ним ещё надо погулять, покормить, сон и домашние заботы, конечно. Поделитесь секретом, как Вам удаётся успевать перерабатывать большой объём информации, писать обновления на сайт, заниматься дочкой ну и домом тоже, его никто не отменял?))) и чтобы занятия проходили системно и регулярно? Может есть вариант какого-то расписания, и чем в какое время лучше заниматься? Ещё хотела спросить, сколько игрушек, по Вашему мнению!, должно быть у ребёнка одновременно. Просто у нас есть комната, в которой ребёнок обычно играет и там у него все: и книжки, и пирамидки, и кубики, и заводные игрушки. Играется то тем, то тем, все раскидывает, на ночь я все опять убираю. Но в последнее время стала сомневаться что это правильно, может оставить несколько игрушек разных, а потом их убрать и дать другие и т.д. Очень интересно Ваше мнение! Спасибо за ответ!

    Добрый вечер! А Вы не могли бы посоветовать книги по воспитанию детей. Дочке один год и уже возникают некоторые трудности. Слишком мы ее все любим и балуем, что создает сложности в дисциплине(

    Альбом по развитию речи Батяевой (тут их развороты и описание). ссылка нерабочая

    Развитие детей от 1 до 2 лет

    Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

    Что умеет делать годовалый малыш

    Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

    На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

    Также малыш умеет:

    • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
    • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
    • Указывать части тела;
    • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
    • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

    Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

    Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

    В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

    Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

    Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

    Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

    Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

    Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

    • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
    • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
    • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

    Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

    Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

    В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

    Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

    Вот чему он учится таким образом:

    • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
    • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
    • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

    Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

    Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

    Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

    Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

    Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
    • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
    • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
    • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
    • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

    Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

    Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

    Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

    Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

    • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
    • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
    • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
    • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
    • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
    • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

    Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

    В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

    • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
    • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
    • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
    • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
    • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
    • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
    • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
    Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

    В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

    • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
    • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
    • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

    Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

    Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

    В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

    Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

    К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

    • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
    • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
    • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
    • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

    Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

    Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

    За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

    • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
    • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
    • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
    • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
    • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

    Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

    Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Ссылка на основную публикацию