Детская психосоматика почему болеют наши дети

Почему болеют дети: детская психосоматика

Экология жизни. Дети: Как мы – родители, можем помочь нашим детям оставаться здоровыми. Для начала нужно признание того простого факта, что.

В этой статье я постараюсь максимально просто проанализировать, как мы – родители, можем помочь нашим детям оставаться здоровыми.

Многие из моих знакомых родителей, имея больных детей, в свое время «голову сломали», пытаясь найти ответ на вопрос: «Как вылечить ребенка». Касается это и тех, чьи дети болеют длительно или хронически, а также тех, чей ребенок впервые заболел тяжело или совсем некстати – накануне запланированного отпуска, например.

Конечно, я говорю о тех родителях, кто воспринимает мир не плоским и черно-белым, а допускает наличие смысла в том, что происходит вокруг. Любому из нас бывает проще дать лекарство, чтобы заглушить симптом, но иногда наступает время, когда это не помогает, или даже усугубляет ситуацию.

Также популярно бывает «свалить» ответственность на врачей, жаловаться на отсутствие хороших специалистов, на плохую экологическую обстановку и пр. и т.д. Но к здоровью это не приводит.

Что ведет к здоровью?

Для начала нужно признание того простого факта, что, когда болеет ребенок, он чаще всего выражает или семейный или материнский симптом. Вот, например, в психологии есть такой термин «идентифицированный пациент». Это значит, что все знают, кто больной или из-за кого все проблемы в семье. Так бывает, когда приходят родители на консультацию, приводят ребенка и говорят: «Вот он…», «Вот у него..» и обязательно: «Сделайте с ним что-нибудь…».

То есть этот больной ребенок и есть идентифицированный пациент. И вроде как всем взрослым удобно согласиться с тем, что если бы не он. или если бы не его болезнь… то все наконец были бы счастливы. А то, что проблема в семье не может исходить от одного человека, а всегда поддерживается членами семьи на системном уровне – заметить бывает сложнее.

Что значит «выражает симптом»?

Когда я говорю о выражении симптома, я подразумеваю, что любая болезнь, состояние тела есть выражение чувств, состояния души, которое иначе быть выражено не могло. Это последствия внутренних напряжений, страхов, агрессии, вытесненных переживаний.

  • Дети примерно до пяти-семи лет часто выражают своим заболеванием состояние матери. Чем ближе они с ней связаны, чем больше времени находится мать с ребенком – тем это вернее.
  • Когда дети подрастают, их состояние чаще выражает именно семейный симптом. Проще говоря, ребенок телом выражает то, что происходит в семье, обычно это самая острая и самая скрытая проблема. Это естественно – если бы проблема была на поверхности и всем ясна и понятна, ее незачем было бы так криво выражать.
  • Чем старше и обособленнее становится ребенок, тем более он выражает самого себя, свою собственную позицию в мире. Конечно, исключения есть, и мне встречались примеры прочной симбиотической связи с матерью, когда «ребенку» было уже под пятьдесят лет… Но сейчас мы говорим скорее об общих тенденциях в детской психосоматике.

При этом не стоит забывать, что любую детскую болезнь стоит рассматривать в совокупности обстоятельств: это не просто то, что чувствует мать и не выражает, но и одновременно то, как это ощущает малыш.

Пример:

Запланирована семейная поездка: супруги и дети должны лететь вместе на прекрасный остров и провести там две недели, наслаждаясь природой и друг другом. И вдруг почти накануне поездки младший ребенок (4 года) заболевает – у него поднимается температура почти до судорог. Также в наличии красное горло и кашель, а более никаких симптомов.

Что произойдет, если начать давать лекарства?

– мощный симптом будет химически подавлен. На него организмом ребенка уже была потрачена немалая энергия, а теперь ее просто подавили извне. Наступает упадок сил, организм получает опыт воздействия извне вместо выработки и привлечения собственных ресурсов для выздоровления. Есть некоторая провокация заболеть еще или заболеть сильнее – ведь то, что хотелось выразить, осталось внутри, либо осталось непонятым, непроясненным – а, значит, непринятым, непереработанным «начисто» опытом.

Что произойдет, если осознать симптом?

– тайное (подавленное) станет явным (принятым), психическая энергия получит здоровый выход, соматические симптомы ребенка уйдут за ненадобностью.

Итак, мама (например) анализирует происходящее, если есть время – с психологом. Проявляется причина – до этой поездки мама и папа успешно прятались друг от друга за работой и детьми, не оставаясь наедине долгое время. А тут назрел давний конфликт между ними, но ничего не обговорено, все для отпуска, только бы не сорвался. А взаимных претензий предостаточно! Мама обижается, папа злится, у обоих это в горле застряло…

Так вот: горло у деточки и красное (раздраженное), температура повышенная (от злости), симптом вылез резко (ибо поездка уже «на носу») …

Что делает любящая и храбрая мама (желающая все же отдохнуть)? Мама идет говорить с папой, без детей. Она говорит как может, искренне, о себе, от первого лица, выражая чувства. Все получается, они с папой (с мужем, то есть), обнимаются, в доме мир и спокойствие, на следующее утро ребенок здоров. Поездка в данном, вольно пересказанном мною случае, состоялась.

Что делать родителям, чей ребенок заболел?

Помимо признания вероятного выражения вашим ребенком семейного или материнского симптома, нужно понять, что именно выражает ребенок и понять, как вам проявить это скрытое самостоятельно, без помощи болезни.

Как понять, о чем симптом?

Есть несколько возможных способов:

1. Посмотреть, что болит. В зависимости, какой орган именно выражает болезнь, можно узнать, о чем таком подавленном идет речь.

Например, нога. Какие основные функции у ноги? – опора и движение вперед. То есть проблема будет в области утраты опоры или запрета движения вперед (обычно к своим желаниям). Соответственно, запрещают это себе либо мать, либо вся семья. Так бывает, когда семья живет по законам «надо», не ориентируясь на «хочу».

2. Посмотреть, что болезнь мешает делать, чему препятствует (вот в примере выше она мешала семейной поездке). Соответственно, чему больше всего мешает, там сидит какой-то страх. И можно покрутить, чего именно страшно…

Например, такой болезненный ребенок, такой болезненный… В сад не отдать, на няню не оставить, из декрета не уйти… А в ходе консультации выясняется, что на работу идти страшно, да и вообще пока неохота. Ну и прекрасно, но почему же открыто не сказать – «мол, работать не хочу, хочу дома сидеть с деточкой»? – а потому, что для семьи вроде как решено, что пора бы и поработать. И муж иногда настойчиво спрашивает – когда жена выйдет на работу. И жена, вместо того, чтобы сказать, что она хочет дома посидеть, отвечает – ну вот, он же болеет все время, как его оставишь? И вроде невелика разница, но плата за смещение ответственности – здоровье ребенка.

3. Третий способ: почувствовать себя ребенком, буквально «побыть в его шкуре» – это для продвинутых пользователей. Но при развитом навыке такого чувствования дает отличные результаты.

Например, ребенка всего обсыпало, выглядит, как аллергия на коже и чешется ужасно. Если дитя не съело кило мандаринов и исключены прочие очевидные вещи, то выглядит работа по прояснению как-то так: «…если я – это дочка Сашенька, то что я чувствую, когда у меня все чешется? Я чувствую раздражение сильное… даже злость. И бессилие, беспомощность какую-то…». И далее вопрос себе, любимой – «А где же, в какой ситуации я прямо сейчас чувствую себя злой и бессильной? Ох, да я же на мужа обиделась… И молчу…» (я предупреждала, что это для продвинутых граждан). И тут, если осознавание произошло, родитель работает над собой, а ребенок выздоравливает.

Труднее справиться с хроническими симптомами. Часто в таких случаях нужна комплексная работа психолога, родителя и врачей.

Вывод

Конечно, вряд ли можно добиться того, чтобы дети вообще никогда не болели. Однако свести болезни к минимуму, сделать их легче для всей семьи, помочь детям быстрее выздоравливать – вполне реально.

Важно научиться замечать в телесных симптомах проявления души, того, чему мы сами не дали иного, здорового выхода. Тогда и болезнь станет не поводом к переживаниям за ребенка, а сигналом, подсказывающим, как можно сделать свою жизнь в семье еще более гармоничной. опубликовано econet.ru

Автор: Арина Покровская

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Детская психосоматика: почему болеют дети?

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Страх или болезнь?

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»

В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения.

Советы родителям: что делать, если ребенок заболевает

Советы ребенку: что делать, если ты заболел

Комментарии

1. ГОНОРЕЯ – (Луиза Хей)

Я должна (должен) быть наказана (наказан) потому что я плохая (плохой).

Возможное решение, способствующее исцелению

Я люблю свое тело. Мне нравится, что я сексуальна (сексуален). Я люблю себя.
2. ГОНОРЕЯ – (В. Жикаренцев)

Вы ищете наказания за то, что плохой (плохая)

Возможное решение, способствующее исцелению

Моя сексуальность совершенна. Я люблю и одобряю себя.
Воот, а говорят, от любви

1. БЕШЕНСТВО – (Луиза Хей)

Гнев. Уверенность, что насилие – это ответ.

Возможное решение, способствующее исцелению

Вокруг меня покой, и на душе у меня спокойно.
2. БЕШЕНСТВО – (В. Жикаренцев)

Гнев. Вера в то, что насилие – единственное решение.

Возможное решение, способствующее исцелению

Меня окружают мир и покой. Я испытываю мир и покой в душе.
3. БЕШЕНСТВО – (Лиз Бурбо)
Физическая блокировка

Бешенство – очень опасная вирусная болезнь животных. К несчастью, вирус бешенства может передаваться человеку через слюну больных животных, главным образом при укусе. Бешенство вызывает тяжелое поражение нервной системы, симптомами которого является двигательное возбуждение, раздражительность, агрессивность и паралич.
Эмоциональная блокировка

Человек, которого кусает больное животное, до этого уже некоторое время был взбешен в связи с каким-то неприятным событием. Он сдерживал в себе это бешенство до тех пор, пока оно его не парализовало – в том смысле, что он больше не может жить по-прежнему и заниматься повседневными делами.

Читайте также:  У ребенка шатается молочный зуб что делать

Бешенство говорит о том, что ты немедленно должен позволить себе проявить свою ярость, выпустить ее наружу. Ты очень боишься сделать это. Скорее всего, ты хорошо умеешь сдерживать свои чувства, особенно гнев и ярость. Наверное, в детстве тебе внушили, что проявлять гнев – это плохо. Бешенство говорит о том, что ты чувствуешь сильную душевную боль и злишься на какого-то человека, который тебя раздражает и которого ты считаешь агрессивным.

Твое тело говорит тебе, что ты достиг предела своих возможностей и больше не можешь себя контролировать. Почувствуй сострадание к себе и дай себе право проявить свои эмоции. Я также настоятельно рекомендую тебе пройти все этапы истинного прощения, описанные в конце этой книги. https://tragos.ru/psychology-diseases/beshenstvo.html
Я-то думала, что бешенство- это оттого, что твою кошку покусала бешеная лиса, а кошка покусала тебя. Ан нет! И лечить на раз, походу

Мне кажется, что это знание как минимум безвредно.
1.Конечно, хорошо понимать, что острый период болезни все таки лучше лечить у доктора.
2. Если тебя не напрягает пятое по кругу обострение геморроя, ты готов смиренно сказать-да, это моя хроническая болезнь, каждый раз идти с ней к доктору или не идти, а принимать список лекарств, вылечивая симптомы, то ноу проблем, живёшь и лечишься. Лечиться и живёшь.
3. Если ты загрузишься психосоматикой и решишь-да мой же геморрой, он от вечной неувееренности в завтрашнем дне, страха за будущее и найдёшь способы с этим справиться-то ты в любом случае в плюсе, даже если о ужас. геморрой Не пройдет, то твоя жизнь станет лучше и легче. Но по моим представления проходит.

Но если вдруг все наврали, что ты теряешь. Ты же не червяков ел и не младенцев убивал, ты подумал, какие плохие эмоции вредят твоей жизни и поискал способы от них избавиться.

Так что имхо совершенно безопасно. Ну разве что кто-то решит прибегнуть к психотерапии и не получит результата, тогда это потеря денег и времени.

По ссылке Иры
Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.

Ира, т.е. это вот прямо научно? Отитом ребенок извращенно приспосабливается к тому, что не хочет слышать, как на него орут?
Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения. (это из ссылки в первом посте)

Ангина от страха, насморк от низкой самооценки: от чего действительно болеют наши дети?

Болезни детей очень часто связаны не столько с вирусами и бактериями, сколько с отношениями в семье и близком окружении. Смелое заявление? Психиатры и психологи, занимающиеся вопросами психосоматики, так не думают.

За плечами у них опыт успешной терапии в случаях, когда врачи в поликлинике разводят руками, потому что не видят конкретной причины болезни, или заболевание становится хроническим и буквально не отпускает ребенка.

Что такое психосоматика?

Психосоматика — направление, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие болезней. То есть это когда ребенок начинает болеть потому, что ему плохо не физически, а душевно. В таком случае болезнь отступит только, когда решится главная проблема. Ее-то и предстоит выяснить.

Из-за напряжения, которое есть у детей, во всех их болезнях присутствует элемент психосоматики.

Какие дети могут заболеть из-за психосоматики?

  • не умеют справляться со стрессом и болезненно реагируют на критику окружающих,
  • боятся не соответствовать требованиям, которые к ним предъявляют родители, воспитатели и педагоги,
  • мало делятся со взрослыми своими проблемами и переживаниями, держат все в себе,
  • склонны к депрессиям,
  • трудно расстаются со старыми сломанными игрушками и не любят заводить новых друзей.

Проблемы у детей возникают на фоне подавления эмоций — стресс от внешних факторов вызывает агрессию. Родители пытаются успокоить: «Не бегай, не кричи», но по-другому расслабляться ребенок не умеет.

Как отличить обычный вирус от психосоматики?

Посмотреть на контекст: обычно заболевание, причиной которого стал стресс, проявляется на 3-5 сутки после какого-то происшествия (это может быть даже поход на развивающие занятия) или непосредственно перед событием, которое стало причиной постоянного стресса (например, походы в детский сад).

Есть вероятность, что ребенок болезненно отреагрует не только на свое состояние, но и в случае, если стресс у его мамы. Думая о том, почему болеет ребенок, начните с себя.

Каковы причины появления некоторых диагнозов?

Специалисты в области психосоматики — Луиза Хей и Лиз Бурбо утверждают, что все заболевания основываются на пяти эмоциях: гнев, страх, грусть, радость и интерес. Есть даже приблизительный список болезней и их возможных предпосылок, но эти данные были собраны после несистематических обследований, поэтому официальная медицина их не признает. Вот лишь некоторые из них:

1. Ангина: говорит о страхе ребенка высказать что-то, попросить о чем-то для него очень важном. Ангина свойственна робким и нерешительным детям, тихим и застенчивым.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «У моего ребенка есть право голоса. Он родился с этим правом. Он может открыто и смело сказать все, что думает!».

2. Заикание: ребенок начинает заикаться, когда не чувствует себя в безопасности на протяжении достаточно долгого времени. А еще этот речевой дефект свойственен детям, которым строго запрещают плакать.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Мой ребенок имеет огромные возможности показать миру свои таланты. Он не боится выражать свои чувства». На практике хорошо заняться творчеством, рисованием и музыкой, но лучше всего — пением. Категорические запреты плакать — путь к болезням и проблемам.

3. Насморк: затяжной ринит может говорить о заниженной самооценке ребенка, он нуждается в понимании своей истинной ценности в этом мире, в признании его способностей и заслуг.

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Мой ребенок — самый лучший. Он счастливый и очень любимый. Он просто необходим мне». Чаще хвалите и поощряйте чадо, повышая ему оценку самого себя и его значимость в этом мире.

4. Бронхит: развивается на фоне конфликта в семье. Ребенок хочет, чтобы на него обратили внимание, услышали и учли его чувства.

Установка родителя, которая поможет в лечении: в разговоре с ребенком подчеркивать, что все близкие его очень любят несмотря ни на что (даже когда ругаются).

5. Дерматит, сыпь: часто возникает, когда ребенку недостаточно тактильного контакта с родителями (его редко ласкают и обнимают).

Установка родителя, которая поможет в лечении: «Моему ребенку нужно мое тепло и нежность. Он хрупок, поэтому мне надо чаще обнимать его, чтобы создать ощущение безопасности».

Психологи, как и врачи, далеко не всегда согласны с такой унификацией, но и категорически отвергать ее тоже не могут.

Безусловно, психосоматика существует. Но я отношусь скептически к такого рода классификациям.

Системная семейная терапия в некотором роде подразумевает психосоматику (один из членов семьи несет на себе груз общих отношений, у него проявляются по этому поводу разные симптомы). Но эти симптомы не связаны с приведенной классификацией. Если у ребенка болит горло, это может значить что угодно, не только страх.

Классификация подобного рода — из популярной психологии. На деле таких обширных исследований попросту не проводилось. Так что мы не можем с полной уверенностью говорить, что это достоверная информация.

Как помочь ребенку выздороветь скорее?

Вне зависимости от того, правы ли Луиза Хей и Лиз Бурбо, мы советуем обратить внимание на психологическое состояние ребенка, если у него появились проблемы с аппетитом и раздражительность. Также «плохое поведение» (беготня, громкие крики и смех без повода и так далее) — профилактика стресса, первая помощь, которую ребенок оказывает себе сам. Но вы тоже можете ему помочь. Психологи рекомендуют:

  • Чаще говорите ребенку, что любите его.
  • Жалейте детей и общайтесь с ними.
  • Позволяйте эмоциям находить выход.
  • Постарайтесь дать ему больше свободы при выборе друзей и развлечений.
  • Не скандальте при ребенке. Сложные отношения в семье корректируйте без его участия. И никогда при нем не говорите плохо о людях, которые для него ценны.

К тому же помним, рассуждая о детской психосоматике, что родители и дети на энергетическом уровне — единое целое!

Задача родителей дать ребенку проявить агрессию в позитивном ключе. Пусть рвет бумагу или, если хочет кричать, покричит в барабан стиральной машины — это и весело, интересно и полезно.

Можно что угодно говорить о нюансах психосоматики, но то, что психологическое состояние ребенка напрямую связано с его здоровьем — факт, который никто не отрицает. Связь психики и тела — сфера мало изученная, но хочется верить, что скоро появятся научные прорывы и в этой области.

Кто знает, может в недалеком будущем на приеме у педиатра мы будем обсуждать не чем вылечить кашель, а как наладить контакт с собственными детьми.

А вы согласны с мнением о связи тела и психики? Как считаете, ваши дети могут заболеть из-за психосоматики?

Психосоматика у детей – почему стресс и психологические проблемы заканчиваются соплями, энурезом, астмой?

Изучение причин возникновения соматических заболеваний не должно быть ограничено поиском определенных «поломок» в органах и тканях. Во многих случаях ученым не удается найти органическую причину возникновения патологии.

В последние десятилетия специалисты начали уделять особое внимание психосоматике. Предполагается, что многие телесные болезни имеют преимущественно психогенное происхождение. Особенно это актуально в педиатрии, поскольку детская психика подвержена воздействию разнообразных негативных факторов. Психосоматика у детей может быть связана с особенностями воспитания и межличностных взаимодействий. Обнаружение психологических факторов развития недугов важно для подбора эффективного лечения.

Основные сведения

Психосоматика изучает влияние психологических факторов на развитие соматических (телесных) заболеваний. Также этот раздел науки изучает ложные соматические проявления психических заболеваний. Психосоматическая теория стала особенно популярной в последние десятилетия, поскольку современная наука не может объяснить механизм формирования всех патологий. Новые открытия в психологии, психиатрии и нейрофизиологии дали специалистам возможность связать многие этиологические факторы с психологической сферой. Теперь врачи могут применять более эффективные методы лечения. Также изучение психосоматики помогает улучшать профилактику и реабилитацию.

Детская психосоматика является еще более перспективным научным направлением, поскольку психика человека проходит через основные этапы развития до 16-18 лет. В этот период нормализуются основные функции нервной системы, и закладываются стойкие психологические установки, влияющие в дальнейшем на социализацию и личность пациента. При этом в детском возрасте человек более восприимчив к воздействию психологических факторов, поскольку механизмы защиты и адаптации еще только формируются. Часто возникают симптомы заболеваний, не связанных с органическими нарушениями. Изучение психосоматики у детей важно не только для успешного лечения заболеваний, но и для улучшения качества жизни пациентов в будущем.

Читайте также:  Чем лучше мазать ветрянку у детей

Более специализированным направлением является изучение психосоматических проявлений патологий психики. Дело в том, что психические болезни могут обуславливать возникновение псевдосоматической симптоматики, вроде болевого синдрома. Врачи с помощью инструментальных и лабораторных обследований зачастую не могут найти обоснование тех или иных симптомов, поэтому на определенном этапе диагностики подозрение падает на психогенную этиологию. Очень важно исключить психосоматику как можно раньше для эффективной коррекции таких недугов.

Нервные и психические процессы

Очень важно рассмотреть взаимодействие нервных и психических функций человеческого организма. Так, центральная нервная система отвечает за высшую регуляцию организма, включая контроль деятельности внутренних органов и сознание. В головном мозге расположены главные отделы регуляции, образованные скоплением клеток (нейронов) и их отростков. Клеточные отростки образуют нервы, по которым импульсы распространяются в соседние и отдаленные ткани. Распространение импульсов по нервам позволяет контролировать мышечную активность, работу органов, а также получать информацию о внешнем мире. Спинной мозг активно взаимодействует с головным мозгом и образует собственные нервные волокна.

С точки зрения психосоматики деятельность центральной нервной системы можно условно разделить на сознательную и бессознательную. Например, управление работой внутренних органов происходит в автоматическом режиме, то есть человек не контролирует сосудистый тонус и частоту сердцебиения. Лишь небольшой участок головного мозга, образованный корой больших полушарий, отвечает за сознательные функции, включая абстрактное мышление, память и двигательную активность. Человек может посылать сигнал (импульс) к мышцам для смены положения тела в пространстве, однако вегетативные функции остаются недоступными. Граница сознательных и бессознательных нервных процессов является зоной формирования психосоматических факторов.

Ученым давно стало известно, что психическая деятельность опосредственно влияет на состояние органов и тканей. Сильный испуг сопровождается учащением сердцебиения, а активная интеллектуальная деятельность временно усиливает кровоснабжение головного мозга. Все это объяснимые адаптационные механизмы. В меньшей степени изучено долговременное влияние психических процессов на состояние организма. Специалисты не сомневаются, что многие психопатологические факторы могут обуславливать развитие телесных патологий. Современные исследования позволили обнаружить психосоматические причины и факторы риска некоторых недугов.

Этапы взросления

Психосоматика болезней ребенка отображает общее развитие организма. Основные этапы формирования нервной системы приходятся на внутриутробное развитие, однако после рождения созревание головного и спинного мозга не заканчивается. Начинается постепенная адаптация ЦНС к внешним влияниям, включая социальную жизнь человека. Постепенно закрепляются новые рефлексы. Дети не сразу умеют сидеть и ходить, а более сложные нервные процессы могут формироваться в течение многих лет. От воспитания и межличностных взаимодействий может зависеть соматическое состояние пациента.

Развитие вегетативного и сознательного контроля происходит параллельно. Нервная система у детей сразу после рождения начинает адаптировать организм к внешним изменениям. Хорошим примером является контроль физиологических оправлений. Новорожденный не может управлять сфинктером мочевого пузыря, поэтому мочеиспускание возникает непроизвольно. К трем годам образуется рефлекс, позволяющий легко контролировать расслабление и сокращение мышечных сфинктеров. С этого момента большинство детей перестает мочиться в постель. В то же время развитие психических процессов может нарушить закрепление этого рефлекса. Любой психотравмирующий фактор обуславливает возникновение энуреза.

Психологические причины

Психосоматика заболеваний у детей очень разнообразна. Врачам известно большое количество негативных психологических факторов, обуславливающих развитие телесных патологий. Это внешние и внутренние неблагоприятные воздействия. Внешнее влияние отображает взаимодействие детей с окружающим миром, включая социум. Внутреннее — отображает деятельность нервной системы. В большинстве случаев психосоматические патологии имеют комплексную этиологию, поэтому психотерапевты рекомендуют не фокусироваться на отдельных причинах.

Хронический стресс

Наиболее распространенный неблагоприятный фактор, связывающий психологические процессы с работой внутренних органов. Стресс является специфическим способом адаптации организма к окружающему миру. Если стрессовые условия сохраняются в течение длительного периода времени, защитные ресурсы психики истощаются. Возникают телесные проявления стресса, вроде головной боли, слабости и бессонницы. Нередко формируются хронические заболевания.

Психологическая травма

Речь идет о последствиях любого события с яркой негативной окраской, вроде смерти близкого человека или физического насилия. У детей защитные механизмы психики полностью не сформированы, поэтому для появления тяжелой травмы достаточно незначительного происшествия. Часто психологическая травма обусловлена насилием в семье или в образовательных учреждениях. Последствия такой травматизации влияют на качество всей последующей жизни человека, поэтому лечение необходимо проводить как можно раньше.

«Слабая» психика

Этот термин обозначает неустойчивость психических процессов и сниженную адаптивную способность организма. Дети со слабой психикой страдают от сниженной самооценки, постоянного беспокойства и ночных кошмаров. Повышен риск возникновения психологической травмы. Считается, что такая личностная особенность обусловлена врожденным состоянием центральной нервной системы и воспитанием. Например, нарушение биохимии головного мозга у детей, связанное с недостатком серотонина, снижает эффективность адаптации к неблагоприятным воздействиям.

Таким образом, многие болезни детей отражают состояние высших отделов нервной системы. Патологии психосоматической природы чаще возникают в случае, если адаптация организма снижена. Психически здоровые дети, воспитанные в благоприятных условиях, легче переносят любые психотравмирующие воздействия.

Факторы риска

Психологам также известны менее очевидные предпосылки к развитию телесных заболеваний. Речь идет о специфических особенностях личности, воспитания и социальных взаимодействий.

Психологический климат в семье

Частые семейные ссоры представляют собой наиболее существенный фактор риска формирования психосоматических недугов у детей. Некоторые дети склонны винить себя в напряженных семейных отношениях. Более тяжелые последствия могут быть у семейного насилия. Дети становятся беспокойными, зажатыми и молчаливым. Усиливаются проявления уже имеющихся соматических болезней. Важно понимать, что здоровье ребенка во многом зависит от родителей.

Несколько детей в семье

Рождение второго или третьего ребенка сложно назвать негативным событием, однако с точки зрения психологии возникают новые риски. Во-первых, это конкуренция детей за родительское внимание. Нередко старшие дети получают меньше внимания после появления еще одного члена семьи. На более взрослых детей иногда возлагаются новые обязанности. Во-вторых, это формирование отношений между детьми. Конкуренция за родительское внимание может стать причиной конфликтов.

Чрезмерная материнская забота

Речь опять же идет о вполне естественном явлении, поскольку материнская опека представляет собой неотъемлемую часть полноценного воспитания. В то же время гиперопека может повлиять на дальнейшую жизнь пациента и спровоцировать развитие психосоматики. Нарушается созревание адаптационных механизмов психики. Пациент становится чрезмерно зависимым от родителей. Нередко гиперопека становятся своеобразным проводником, передающим негативные личностные черты матери детям.

Социальные проблемы, не связанные с семейными отношениями

Например, нарушение адаптации в новом коллективе сильно влияет на психику. Первые друзья в детском саду или школе являются важным элементом социализации. Если ребенок предпочитает молчать и проводить время в одиночестве, стремление к социальной изоляции сохраняется в дальнейшей жизни. Повышается уровень повседневного стресса, поскольку пациент не способен делиться своими переживаниями с другими людьми. Часто болеющий ребенок подчас еще больше стремится к изоляции, поэтому возникает взаимное влияние разных неблагоприятных факторов на социальную сферу и здоровье человека.

Психосоматика болезней детей всегда связана с конкретными жизненными обстоятельствами, поэтому фокус диагностики не должен ограничиваться поиском депрессии или тревоги.

Психосоматические заболевания

Многие патологические состояния у врачей ассоциируются одновременно с соматическими нарушениями и психосоматикой. Психогенная природа болезней у детей зачастую является серьезной проблемой, поскольку назначенное специалистом лечение не помогает. В связи с этим необходимо знать особенности возникновения конкретных недугов.

Основные заболевания с психосоматикой в роли этиологии:

Респираторное заболевание воспалительной природы, проявляющееся приступами нарушения дыхания (удушья). Первые признаки патологии часто появляются в возрасте 3-5 лет. Органической причиной развития бронхиальной астмы является нарушение работы иммунитета, при котором бронхи сужаются и повреждаются. В то же время психосоматика болезни может быть связана с хроническим стрессом и травмирующими воздействиями. Негативные внешние воздействия увеличивают частоту появления приступов.

  • Синдром раздраженного кишечника

Проявляется вздутием живота, усиленным газообразованием в кишечнике, запорами, диареей и абдоминальной болью. Часто диагностируется у детей. Это патологическое состояние обычно обусловлено воспалительными процессами в кишечнике. Тем не менее пациенты со слабой психикой в большей степени подвержены такой болезни, поскольку нарушается нервная регуляция деятельности желудочно-кишечного тракта.

Непроизвольное мочеиспускание в дневное или ночное время. Нередко сопровождается недержанием кала. Нарушение сознательного контроля физиологический отправлений, пожалуй, является классическим проявлением психосоматики. У пациентов, подверженных хроническому стрессу и другим неблагоприятным факторам, рефлекс сознательного контроля сфинктера закрепляется слишком поздно.

Более подробно о психосоматике энуреза у детей можно прочитать в нашей отдельной статье по ссылке.

  • Поражение кожи аллергического происхождения

Это атопический дерматит, псориаз и другие заболевания. На кожном покрове периодически появляются высыпания. Дерматиты и псориаз также зачастую имеют психогенную этиологию. Считается, что такие патологии возникают из-за нарушения работы иммунитета. При этом поддержание психологического благополучия является частью профилактики недугов, поскольку хронический стресс усугубляет симптоматику.

  • Нарушение функций щитовидной железы

Это может быть избыточное или недостаточное образование гормонов органа. Эндокринная деятельность организма контролируется нервной системой. Нарушение психики может повлиять на деятельность щитовидной железы и других органов.

Уточнение этиологии этих и других недугов поможет родителям лучше понять, почему болеют дети. В то же время не стоит зацикливаться на психологических аспектах развития заболеваний, поскольку органические нарушения во многих случаях более вероятны.

Диагностика

При появлении признаков соматического заболевания у ребенка первым звеном диагностики является педиатрическое обследование. Врач уточняет жалобы пациента, расспрашивает родителей о выявленных симптомах и изучает анамнез. Проводится первичный осмотр для оценки состояния больного. Назначаются инструментальные обследования. Если в ходе диагностики выявляются психосоматические факторы, ребенка направляют на консультацию к психологу или психотерапевту. Необходимо оценить, какую роль в развитии болезни сыграли личностные особенности.

Консультация у детского психотерапевта также начинается с расспроса. Специалист беседует с пациентом и родителями. Иногда требуются раздельные консультации для построения более спокойных и доверительных отношений между врачом и пациентом. Психотерапевт интересуется семейной обстановкой, отношениями со сверстниками и переживаниями больного. Часто на этом этапе выявляются признаки тревожного и фобического поведения. Это ночные кошмары, повышенная тревожность и закрытость. Дети, страдающие от психосоматических болезней, обычно менее откровенны во время консультации, поэтому психотерапевту приходится идти на ухищрения.

Последним этапом диагностики является прохождение специальных тестов и опросов. Врачу необходимо оценить уровень тревоги и депрессии у больного. Также на этом этапе исключается наличие психопатологических состояний, вроде депрессии, шизофрении, обсессивно-компульсивного синдрома и других расстройств. Следует учитывать, что психосоматика детских болезней может быть осложнением уже имеющихся патологий психики. В случае возникновения диагностической ошибки эффективность дальнейшего лечения снижается.

Как лечить психосоматику у детей

После постановки диагноза психотерапевт подбирает наиболее безопасный и эффективный метод лечения болезни с психосоматической этиологией. В большинстве случаев достаточно проведения психологической коррекции и купирования неприятных симптомов. Назначается курс психотерапии, направленной на устранение негативных психологических факторов. Специалист может применять разные техники в зависимости от состояния пациента. Наибольшей популярностью пользуется когнитивно-поведенческая терапия, обучающая пациента отвлекаться от негативных мыслей.

Читайте также:  Как приготовить физраствор в домашних условиях для ингаляций

Дополнительные методы психотерапии:

  • Семейное консультирование. Одновременная работа психотерапевта с пациентом и членами его семьи. Врач старается наладить семейные отношения. Важно сглаживание любых конфликтов, способных повлиять на состояние пациента. Качественная терапия улучшает взаимопонимание между членами семьи.
  • Групповая терапия. Психологическое консультирование нескольких пациентов одновременно. Главным основанием для применения такого метода является нарушение социальной адаптации ребенка. Сначала врач работает с ним отдельно и старается снизить уровень беспокойства. Позже, когда пациент становится менее напряженным, проводятся групповые сеансы. Такой способ лечения является эффективным инструментом социализации.

Иногда при психосоматических болезнях требуется медикаментозное лечение, направленное на купирование выраженных симптомов, вроде тревоги, снижения настроения, панических атак и боли. Если врач понимает, что без облегчения симптоматики невозможна качественная психотерапия, подбираются безопасные медикаменты. Обычно для устранения тревоги и улучшения настроения используются анксиолитики и антидепрессанты. Изменение диеты и добавление в рацион минеральных веществ также помогает улучшить состояние пациента.

Детская психосоматика: почему болеют дети?

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Страх или болезнь?

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»

В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения.

Советы родителям: что делать, если ребенок заболевает

Советы ребенку: что делать, если ты заболел

Комментарии

1. ГОНОРЕЯ – (Луиза Хей)

Я должна (должен) быть наказана (наказан) потому что я плохая (плохой).

Возможное решение, способствующее исцелению

Я люблю свое тело. Мне нравится, что я сексуальна (сексуален). Я люблю себя.
2. ГОНОРЕЯ – (В. Жикаренцев)

Вы ищете наказания за то, что плохой (плохая)

Возможное решение, способствующее исцелению

Моя сексуальность совершенна. Я люблю и одобряю себя.
Воот, а говорят, от любви

1. БЕШЕНСТВО – (Луиза Хей)

Гнев. Уверенность, что насилие – это ответ.

Возможное решение, способствующее исцелению

Вокруг меня покой, и на душе у меня спокойно.
2. БЕШЕНСТВО – (В. Жикаренцев)

Гнев. Вера в то, что насилие – единственное решение.

Возможное решение, способствующее исцелению

Меня окружают мир и покой. Я испытываю мир и покой в душе.
3. БЕШЕНСТВО – (Лиз Бурбо)
Физическая блокировка

Бешенство – очень опасная вирусная болезнь животных. К несчастью, вирус бешенства может передаваться человеку через слюну больных животных, главным образом при укусе. Бешенство вызывает тяжелое поражение нервной системы, симптомами которого является двигательное возбуждение, раздражительность, агрессивность и паралич.
Эмоциональная блокировка

Человек, которого кусает больное животное, до этого уже некоторое время был взбешен в связи с каким-то неприятным событием. Он сдерживал в себе это бешенство до тех пор, пока оно его не парализовало – в том смысле, что он больше не может жить по-прежнему и заниматься повседневными делами.

Бешенство говорит о том, что ты немедленно должен позволить себе проявить свою ярость, выпустить ее наружу. Ты очень боишься сделать это. Скорее всего, ты хорошо умеешь сдерживать свои чувства, особенно гнев и ярость. Наверное, в детстве тебе внушили, что проявлять гнев – это плохо. Бешенство говорит о том, что ты чувствуешь сильную душевную боль и злишься на какого-то человека, который тебя раздражает и которого ты считаешь агрессивным.

Твое тело говорит тебе, что ты достиг предела своих возможностей и больше не можешь себя контролировать. Почувствуй сострадание к себе и дай себе право проявить свои эмоции. Я также настоятельно рекомендую тебе пройти все этапы истинного прощения, описанные в конце этой книги. https://tragos.ru/psychology-diseases/beshenstvo.html
Я-то думала, что бешенство- это оттого, что твою кошку покусала бешеная лиса, а кошка покусала тебя. Ан нет! И лечить на раз, походу

Мне кажется, что это знание как минимум безвредно.
1.Конечно, хорошо понимать, что острый период болезни все таки лучше лечить у доктора.
2. Если тебя не напрягает пятое по кругу обострение геморроя, ты готов смиренно сказать-да, это моя хроническая болезнь, каждый раз идти с ней к доктору или не идти, а принимать список лекарств, вылечивая симптомы, то ноу проблем, живёшь и лечишься. Лечиться и живёшь.
3. Если ты загрузишься психосоматикой и решишь-да мой же геморрой, он от вечной неувееренности в завтрашнем дне, страха за будущее и найдёшь способы с этим справиться-то ты в любом случае в плюсе, даже если о ужас. геморрой Не пройдет, то твоя жизнь станет лучше и легче. Но по моим представления проходит.

Но если вдруг все наврали, что ты теряешь. Ты же не червяков ел и не младенцев убивал, ты подумал, какие плохие эмоции вредят твоей жизни и поискал способы от них избавиться.

Так что имхо совершенно безопасно. Ну разве что кто-то решит прибегнуть к психотерапии и не получит результата, тогда это потеря денег и времени.

По ссылке Иры
Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.

Ира, т.е. это вот прямо научно? Отитом ребенок извращенно приспосабливается к тому, что не хочет слышать, как на него орут?
Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения. (это из ссылки в первом посте)

Почему болеют наши дети. Детская психосоматика

Юлия Данилина
Почему болеют наши дети. Детская психосоматика

Возникновение психосоматозов и других проявлений психосоматики у детей имеет все те же причины, что и у взрослых, и формируются они по тому же механизму. Дети не всегда в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций, чувством душевного дискомфорта. Они могут даже не до конца понимать, что с ними происходит, не знать, каким словом обозначить то, что они испытывают. Осознанность таких переживаний развивается только в подростковом возрасте. Маленькие же дети чувствуют что-то смутное, давящее на них, испытывают неудовлетворенность чем-то. Но зачастую не могут пожаловаться, не зная, как описать свое состояние. Ситуация осложняется еще и тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение, им недоступны те способы, к которым могут прибегнуть в подобной ситуации взрослые. Вот почему психосоматические расстройства в детском возрасте возникают с куда большей легкостью. Ведь рано или поздно подавленное психическое состояние ребенка (также это касается родителей, которые зачастую, сами того не замечая, содействуют данному состоянию своего чада, не принимая всерьез, на первый взгляд, мелочные обиды ребенка) вызывает реакцию на физическом уровне. Это может выразиться в развитии психосоматоза, устойчивого заболевания, которое будет терзать ребенка долгие годы (например, астма, или просто даже слабый иммунитет) и перейдет в его взрослую жизнь.

Наверняка многие мамы сталкивались с ситуацией, когда малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания – то у него болит живот, то голова. В некоторых случаях подобные жалобы являются чистой воды симуляцией и манипулированием, но они быстро выявляются и пресекаются бдительными родителями. Но вот если у ребенка действительно возникают различные болезненные симптомы – кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и. т. п. – можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства.

Предрасположенность ребенка к психосоматическим заболеваниям нужно рассматривать как комплекс проблем, включающий в себя соматический, психологический и социальный аспекты.

Поэтому, дорогие родители, не жалейте времени на создание положительных эмоций ребенка, будьте снисходительны к своему чаду и чаще просите у него прощения (если действительно провинились перед ним, не сдержали данного слова и т. д., чаще говорите (желательно, каждый вечер перед сном, что вы его любите, и больше доверяйте детской психологии (тут все связано между собой). Не зря говорят, “Счастливый ребенок в детстве – успешный взрослый в будущем”.

Почему дети попадают в ДТП? Статья о правилах дорожного движения Андриянова Ольга Статья о правилах дорожного движения «Почему дети попадают в ДТП?» Статистика по.

Наши дети-цирковые артисты. Фотоотчет Чем заняться в детском саду летом, когда погода не позволяет гулять? Мы подумали и решили организовать веселое цирковое представление. Малыши.

Наши дети — это цветы жизни! (фоторепортаж) Это выражение сложилась давно и взято из рассказа «Бывшие люди» писателя Максима Горького на основе фразы «дети — живые цветы земли». Более.

Почему болеют дети? Консультация для родителей Почему болеют дети? Любой доктор скажет, что дети болеют простудными заболеваниями от переохлаждения, слабого.

Почему дети кусаются в детском саду? Вы узнали, что ваш ласковый и спокойный ребенок в детском саду кусается, почему это происходит и как с этим бороться? Для начала необходимо.

Почему дети не любят читать? Почему дети не любят читать? Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом. Уже двухлетним малышам.

Консультация «Почему в моей группе дети охотно убирают игрушки на место!» Мною неоднократно было замечено, что дети неохотно убирают игрушки в группе просто так. Для улучшения эффективности процесса мне приходилось.

Во что играют наши дети Самая главная игрушка для девочки – это кукла. С рождения дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Куклы-хулиганы.

Вредные привычки или почему дети сосут палец в 3 года? Сосание пальцев относится к числу наиболее распространенных вредных привычек, возникающих у маленьких детей. Маленький ребенок требует постоянного.

Консультация «Все наши дети успешны!» В последние годы в педагогическую деятельность дошкольных работников прочно вошел термин «портфолио». То, что было совсем недавно для нас.

Ссылка на основную публикацию