Почему болеют часто дети

Часто болеющий ребенок. Кто виноват и что делать?

Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ – эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура.

КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?

Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».

Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».

Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать – терпеть или лечить?

Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета – т. н. первичные иммунодефициты – редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит – это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.

Таким образом, частые ОРЗ – в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита – т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.

Главный вывод:

если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.

Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.

Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так – не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.

А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.

Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?

Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает – совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.

Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) – потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло – ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить – сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.

Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко – все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок.

Может все-таки обратимся к серьезным врачам?

– Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого – требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась.

– Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.

Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.

Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, – хорошие, внимательные, заботливые. Ура. Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось – и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут.

А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала – «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет.

И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.

Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк – вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы – родители.

Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности – виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.

Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных – это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей – вполне реальны.

Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно – ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.

Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание – это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко.

ВОЗДУХ

Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет – лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.

ЖИЛЬЕ

При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли – стандартные действия перед сном. На стене в комнате – термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное – утром после сна.

В прохладной влажной комнате. По желанию – в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.

ПИТАНИЕ

Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.

ПИТЬЕ

По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели – постепенно уменьшать интенсивность нагревания.

ОДЕЖДА

Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества – постепенное.

ИГРУШКИ

Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, – от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки – накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.

ПРОГУЛКИ

Ежедневные, активные. Через родительское «устал – не могу – не хочу». Очень желательно перед ночным сном.

СПОРТ

Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ

Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды – трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ

Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни – это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.

Главная задача родителей – в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 – «Профилактика ОРВИ». Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.

Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.

ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ

Лечить ОРВИ – это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ – это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела – вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований – от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.

В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.

Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад. А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!

Стало лучше – это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь – это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь – это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.

При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!

Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления – ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.

И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.

Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!

Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток.

ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

«НЕСАДИКОВСКИЙ» РЕБЕНОК

Ситуация, при которой ребенок становится часто болеющим лишь после того, как начинает посещать детский сад, – абсолютно типична. До трех лет практически не болел, гуляли, закаляли, никогда и ничем не лечили. В три года пошел в детский сад – и за зиму пять ОРЗ. Вы уже поняли, кто виноват? Однозначно не ребенок.

Когда произносится фраза «до трех лет не болел», так этой фразой утверждается – имеем абсолютно нормального, здорового ребенка. Изменилась окружающая среда – начались болезни.

Что делать? Во-первых, признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Да вы, собственно, были к этому готовы, но не думали, что болезни будут постоянными. Постоянные болезни – значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду (принимают больных детей, не проветривают, мало гуляют и т. д.).

Читайте также:  Можно ли купать во время ветрянки ребенка

Имеем ли мы возможность повлиять на детский сад? Как правило, не имеем. Можем ли поменять детский сад? Иногда можем. Но это непросто и дорого.

Можем ли мы не отвести ребенка в детский сад, если начальство на работе нас требует, да и врач не намерен продлевать больничный лист?

Не можем. Поменять садик не можем. Не отвести в садик не можем. Отводим. Заболеваем. Выздоравливаем. Отводим. Заболеваем. Вдруг понимаем, что все, на работе заработанное, мы тратим на детские болезни!

И тогда кто-то из окружающих произносит фразу: ваш ребенок «несадиковский». И все вдруг становится понятным. Работу бросаем. В садик ходить прекращаем. И действительно через 1-2 месяца перестаем быть часто болеющим ребенком.

Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не смогли найти нормальный детский сад.

Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни.

Обратите внимание: «мы не смогли. », «мы не имели возможности. ».

не бывает несадиковских детей. Бывают несадиковские родители.

Мы не нашли нормальный детский сад потому, что его просто не существует.

Мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни, потому что такой возможности не предусматривают инструкции нашего педиатра и кодекс законов о труде.

не бывает несадиковских родителей. Бывает несадиковское общество.

Но на самом деле все вовсе не так драматично. Поскольку даже очень частые ОРЗ при правильном лечении совершенно не отражаются на здоровье ребенка.

Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Походил два дня в детский сад. Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Мы ничего опасного, плохого, вредного не делали.

Но если каждый чих – повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для издевательств под названием «отвлекающие процедуры», для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, – такие ОРЗ однозначное и очевидное ЗЛО и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи.

Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом – так пусть болеет, пусть ходит в детский сад, пусть вообще делает, что хочет.

Это не вредно – так болеть и так выздоравливать!

10 причин, почему дети часто болеют

Ваш ребенок часто болеет простудными заболеваниями во время осенне-зимнего периода, и Вы устали покупать различные лекарства, иммуномодуляторы и витамины?

Многие мамы, у которых есть один или несколько детей, сегодня не редко могут столкнуться с таким определением, как часто болеющий ребенок. Но в этом диагнозе есть ряд непонятных моментов и заблуждений, которые я постараюсь Вам осветить и всё рассказать по порядку. Как опытный врач педиатр, могу сказать, что данная запись в детской медицинской карте стала очень распространенной среди многих детских врачей.

И это не потому, что врачам очень нравиться такой диагноз или ставят его по поводу любого обращения к врачу, а связан он прежде всего с частым посещением мамы и ребенка участкового врача по поводу простудных и острых респираторных заболеваний в течение года.

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей связано с многими факторами, такими как особенности детского организма, выбор способа лечения определенного заболевания ребенка его лечащим врачом, а также использование мамы необоснованного самолечения.

Давайте выясним, какие симптомы могут встречаться у ребенка, который относится к группе часто болеющих детей:

1. болеют острыми простудными заболеваниями более 4-ех раз в год.

2. увеличение небных миндалин и переднешейных лимфоузлов.

3. частые осложнения лор-органов (отит, гайморит и тд.)

4. ангина более 2-ух раз в год.

5. анемия и повышение СОЕ в анализе крови,

6. аденоиды 3 и более степени.

Как правило ребенок часто начинает болеть после 3-ёх лет или раньше, когда родители отдают его в детский сад.

Со старшим моим сыном у нас произошла похожая картина, когда я отдала своего 3-ёх летнего ребенка в детский сад, многие перечисленные симптомы через 3 месяца стали у него проявляться: и частые ОРЗ, и увеличение миндалин, и аденоиды до 3 степени, а также появился частый затяжной насморк, который приходилось долго лечить, применяя различные иммуномодуляторы, которые не помогали, и надо сказать, слишком сильно сейчас навязаны фармакологическими компаниями. Но справиться с этим состоянием и укрепить иммунную систему, я смогла благодаря отказу от использования этих препаратов и антибиотиков, которые за частую, также назначаются не оправдано.

По своему опыту, наблюдая детей с таким диагнозом и исследуя проблему со всех сторон, я выявила 10 основных причин и факторов, которые влияют на детское здоровье.

Первый фактор, который влияет на здоровье ребенка, это здоровье мамы во время беременности.

Моё убеждение заключается в том, что “ Здоровье ребенка начинается со здоровья мамы, это великая ценность, которую можно сохранить, если узнать, как правильно укреплять здоровье ребёнка ”. Большое значение имеют такие данные для врача, как:

-наследственные и хронические заболевания мамы ( напр. аллергия)

-питание мамы во время беременности

-результаты и показатели исследований во время беременности.

Придя на первый патронаж к ребенку, я внимательно изучаю, как протекала беременность у мамы, это позволяют спрогнозировать мне состояние здоровье ребенка и профилактику определенных заболеваний. (история из практики, затяжная желтуха новорожденного была связана с диагнозом у мамы: дискинезия желчного пузыря).

Второй фактор, это сроки прикладывания ребенка к груди и длительность грудного вскармливания.

Существуют определенные сроки, когда мама может приложить ребенка к груди, в зависимости от различных обстоятельств.

— сразу после родов

— на вторые сутки и больше

— отсутствие грудного вскармливания

Как же влияет грудное вскармливание и время прикладывания ребенка к груди на его здоровье?

Дело в том, что в первые сутки после родов в грудной железе матери вырабатывается молозиво, которое является ценнейшим продуктом для здоровья ребенка. Молозиво содержит помимо питательных веществ, позволяющие ребенку восстановиться после родов и пройти более гладко адаптацию к новым условиям жизни, но и содержит ряд активных факторов, иммуноглобулинов и антител, которые защищают кишечник ребенка и подавляют рост патогенных микроорганизмов, а также способствуют укреплению иммунитета ребенка и стимулируют рост полезной микрофлоры кишечника, что является профилактикой расстройства кишечника, заболеваний печени и аллергических реакций организма.

Какая существует длительность грудного вскармливания:

— до 2 лет и более.

Оптимальным является кормление до 1.5-2 лет ребенка, так как в течение этого срока иммунитет ребенка продолжает своё развитие, получая от матери пассивный иммунитет через грудное вскармливание, что способствует защите ребенка от многих инфекций, это уникальный механизм укрепления и развития иммунитета, придуманный самой природой.

Третий и очень важный фактор это профилактика рахита до 1 года.

В северо-западном регионе, это особенно важно, где нет солнца большую часть в году. Рахит наблюдается у детей, которые не получают в достаточной количестве Витамин Д, который вырабатывается при попадании ультрафиолетовых лучей на кожу. Существуют синтетические препараты, которые следуют давать ребенку в течение всего осенне-зимнего периода, чтобы избежать развития заболевания. Но синтетический препарат может плохо усваивается в организме при расстройстве кишечника. Обмен кальция и его усвоение в организме зависит от количества витамина Д, оказывая влияние на иммунную систему и способствуя правильному росту и развитию ребенка. (свой пример, когда дети рождаются в разный сезон года и развиваются по разному)

Четвертый фактор, который влияет на частоту заболеваний ребенка, это профилактика анемии . При анемии снижается гемоглобин крови. Частые заболевания у ребенка могут способствовать снижению гемоглобина крови, который оказывает огромную роль на сопротивление к различным инфекциям и влияет на иммунную систему. При анемии дети могут выглядеть бледными, вялыми и ослабленными, сопротивляемость организма падает при попадании любого вируса в организм и ребенок начинает болеть, часто с осложнениями.

Огромное влияние на профилактику анемии оказывает питание ребенка.

Пятым фактором, который влияет на здоровье ребенка является полноценное питание.

Питание для ребенка в условиях непрерывного роста и развития должно покрывать основные его потребности. Очень важно, чтобы продукты были разнообразными и свежими, удовлетворяя потребность детского организма в жирах, белках и углеводах. Также важно, чтобы питание беременной женщины не слишком отличалось от питания во время кормления и введения ребенку новых блюд прикорма. Безусловно необходимо учитывать особенности аллергических реакций на определенный продукт, которые наблюдались у мамы или папы. Но как правило, если в семье нет пищевой аллергии и мама правильно питалась во время беременности и вводила прикорм ребенку не ранее 6 месяцев, тогда аллергия у ребенка наблюдается значительно реже.

Следующий шестой фактор, который мы рассмотрим, это аллергическая реакция на пищу . Надо сказать, что любая аллергическая реакция организма, будь то кожные проявления или проявления аллергии со стороны дыхательной системы, например бронхиальная астма, уже является сигналом того, что иммунная система находится в напряженном состоянии и подвергается сбою защитных факторов организма, выражаясь аллергией в том органе, где у ребенка находится слабое звено.

Очень часто у детей раннего возраста наблюдается аллергическая реакция на белок коровьего молока. На сегодняшний день, доказано что введение в пищу цельного молока ребенку до года, вызывает в дальнейшем не только пищевую аллергию, но и недостаточность работы поджелудочной железы в старшем возрасте, являясь причиной не редко сахарного диабета, особенно тех детей, у которых родственники в семье болели данным заболеванием.

Седьмой фактор, который следует соблюдать маме, чтобы ребенок не болел, это закаливающие процедуры. Закаливание это целый комплекс мероприятия направленных на укрепление иммунитета и повышение сопротивляемости организма к различным вирусным и простудным заболеваниям. Закаливание удобно начинать в летний период в первую очередь с того, что ребенок привыкает к воздушным ваннам, чаще ходит босиком по земле или траве, затем можно переходить к водным процедурам путем обливания водой. Температура воды должна постепенно понижаться на 1-2 градуса от той температуры к которой ребенок привык. Сначала это может быть обливание прохладной водой после принятия основного душа. После того как ребенок привык к данной температуре воды следует понижение градуса воды, как правило это происходит каждые 1-1.5 недели. Данный комплекс мероприятия составляется индивидуально с учётом всех индивидуальных особенностей ребенка.

Восьмой фактор, который необходимо применять для укрепления здоровья это ежедневные физические нагрузки по возрасту. Известен такой факт, что при беге в течение 15 минут сульфактант легких, т.е клетки слизистой оболочки, находящиеся в тканях легких полностью обновляются за счет повышения кровотока при физической нагрузке и беге. Физические нагрузки увеличивают кровоток не только в легких но и во всех органах и тканях организма при этом активируется обмен веществ, улучшается снабжение кислородом всех органов, повышается тонус организма, улучшается настроение и повышается аппетит, что очень благоприятно воздействует на иммунную систему и весь организм в целом.

Следующий девятый фактор, который мы с вами разберем это необоснованное применение иммуномодуляторов и антибиотиков. В противовес натуральным и растительным препаратам, которые могут благотворно воздействовать на иммунитет, все синтетические препараты, такие как антибиотики и иммуномодуляторы, которые направлены на “повышение иммунитета” при необоснованном и частом применении могут истощать иммунную систему, вызывая её сбой и различные нарушения, которые приводят к снижению сопротивляемости организма к различным инфекциям. Здесь может возникать замкнутый круг, при частых простудных заболеваниях ребенку назначают или, ещё хуже, мама сама начинает часто давать своему ребенку различные синтетические иммуномодуляторы, которые в свою очередь ещё больше истощают иммунитет, способствуя различным иммунодефицитным состояниям ребенка. А между тем данные препараты нельзя назначать детям более чем 1 раз в пол года.

И последний фактор, который не менее важный всех рассмотренных ранее, это частые стрессовые состояния ребенка в семье или детском саду. Как известно частый или хронический стресс напрямую влияет на состояние здоровья организма и особенно иммунитета. При стрессе включаются такие механизмы которые, напрямую воздействуют на выработку защитных факторов организма. Стресс способствует выработке определенных веществ, которые подавляют и снижают иммунитет и способствуют развитию заболевания ребенка при малейшем контакте. Особенно это наблюдается в семье где прослеживаются психосоматические проявления болезни у ребенка, когда он начинает часто болеть, пытаясь таким образом, получить внимание мамы. А также, когда ребенок идет в детский сад и его психика не выдерживает новых условий пребывания с чужими людьми или тяжелой адаптации к детскому саду, где он встречается с букетом новых вирусов и бактерий, всё это способствует тому, что ребенок начинает часто болеть затяжными простудами, так как организм в таких условиях не способен нормально справиться с заболеванием.

Рассмотрев основные факторы, которые влияют на здоровье детей, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Чтобы разработать индивидуальную программу, я всегда учитываю весь комплекс мер который направлен на оздоровление и укрепление иммунитета именно вашего ребенка.

И самое главное помните, что двигаясь в правильном направлении при соблюдении рекомендаций специалиста, положительный результат не заставит себя долго ждать!

Ведущий детский инфекционист: «Ребёнок часто болеет? Не паниковать!»

Рассказывает главный внештатный специалист по вакцинопрофилактике Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, руководитель отдела профилактики инфекционных заболеваний НИИ детских инфекций, доктор медицинских наук, профессор Сусанна Харит.

Болезни – как по часам

Лидия Юдина, «АиФ.Здоровье»: Сусанна Михайловна, так что делать, если ребёнок часто болеет? Даже летом.

Сусанна Харит: Не паниковать! Если болезни протекают циклично (не длительно, без осложнений), то частые болезни – это один из вариантов созревания иммунной системы, которая полностью формируется лишь к подростковому возрасту.

К тому же в России часто болеющими считаются дети, которые переносят 7–8 болезней в год, а в северных странах (Норвегии, Финляндии) 10 заболеваний в год у детей считаются нормой. Центры по контролю и предотвращению заболеваний США (CDC) в памятке для молодых родителей так же указывают, что большинство детей в возрасте до 3–5 лет болеют 8–10 раз в год, а если в семье есть школьники, то ещё чаще.

– И всё же есть дети, которые из-за частых болезней на прогулки не выходят месяцами…

– Склонность к частым заболеваниям определяет множество факторов, главный из которых – генетическая предрасположенность (склонность к высокому типу реагирования на разные возбудители). Важно, в какой срок и каким способом ребёнок появился на свет.
По статистике, 5–10% малышей рождаются раньше срока, а иммунная система недоношенных детей более уязвима и ей требуется больше времени для созревания. 25% детей появляются на свет с помощью кесарева сечения, при котором матери профилактически назначают антибиотики. Это меняет микрофлору ребёнка и повышает риск развития диареи, аллергии, астмы, ожирения. Иммунная система с большой задержкой созревает и у детей, проживающих в экологически неблагополучных районах.

Возраст риска

– В каком возрасте дети наиболее подвержены частым простудам?

– Есть несколько периодов повышенной восприимчивости детей к разным заболеваниям. Самый опасный – с 3 до 18 месяцев, когда малыши болеют бактериальными инфекциями (пневмонии, менингиты) с тяжёлыми осложнениями, которые могут приводить к смерти. В этом возрасте нужно ограждать ребёнка от всего, что может спровоцировать болезнь, в том числе от излишних контактов.
Сегодня вошло в моду «раннее развитие», появились кружки для детей в возрасте 0+. По данным американских исследователей, если ребёнок 2–3 часа находится в одной группе с 4–6 детьми, то через 2 недели он получает огромный спектр разных, в том числе опасных микроорганизмов.

– Если в кружки раннего развития ребёнка мож-но не водить, то избежать школы невозможно…

– В начальной школе часто болеют дети, которые не посещали детский сад. Болезни в возрасте 6–7 лет опасны тем, что после них часто формируются очаги хронической инфекции. Поэтому особенно важно всё вылечивать до конца.

Следующий опасный возраст – период полового созревания (13–16 лет), в это время на иммунитет активно влияет синтез половых гормонов. К этому возрасту у детей уже зачастую есть очаги хронической инфекции в организме (лор-патологии, кариозные зубы и другое), от них нужно своевременно избавляться.

Читайте также:  При каком кашле сухая микстура от кашля для детей

Кормить, закаливать, прививать

– У родителей любого часто болеющего ребёнка рано или поздно возникают сомнения – всё ли в порядке у их чада с иммунитетом?

– К сожалению, подобные сомнения зачастую находят поддержку у врачей, которые настроены на то, чтобы отправлять любого часто болеющего ребёнка на дорогостоящее иммунологическое обследование. Как правило, за немаленькие деньги родители узнают, что никаких грубых нарушений иммунитета у ребёнка нет.

Отправиться к иммунологу имеет смысл в том случае, когда болезни протекают тяжело, с рецидивами и осложнениями. Если ваше чадо после болезни полностью выздоравливает – причины для беспокойства нет.

– Как помочь часто болеющему ребёнку выбраться из бесконечных болячек?

– Нужно обеспечить ему полноценное питание. Сегодня доказана эффективность приё­ма витамина А для защиты от вирусных инфекций. Отмечено, что при его приёме снижается заболеваемость респираторными инфекциями.

Полезно закаливание, в том числе и местное (например, употребление холодных напитков и мороженого).

В сезон простуд нужно чаще мыть руки с мылом. Исследования показывают, что эта простая мера способна снизить заболеваемость не только ОРЗ, но и гриппом, пневмонией. Принимать антибиотики нужно лишь в исключительных случаях – самостоятельное бессистемное применение создаёт условия для формирования микробов, устойчивых к антибиотикам, а следовательно, для рецидивирующих инфекций.

Защитить ребёнка от частых болезней можно и с помощью вакцинации, которая не только защищает от возбудителей респираторных заболеваний (пневмококк, гемофильная палочка, грипп, корь, коклюш), но и стимулирует клетки врождённого и приобретённого клеточного иммунитета. Поэтому прививки можно рассматривать как защиту от аллергии и аутоиммунных заболеваний.

Бактериальные инфекции опасны ещё и тем, что образуют на слизистых биоплёнку, которая «притягивает» к себе и вирусы. Избавляя ребёнка от носительства этих инфекций (в частности, от пневмококковой) мы ограждаем его и от респираторных, вирусных заболеваний. Последние исследования показывают, что использование вакцин в первые недели жизни ребёнка снижает риск смерти и частоту госпитализаций.

А ещё самая эффективная профилактика частых простуд – грудное вскармливание (желательно не менее 6 месяцев), но это уже совет родителям на будущее.

– Есть мнение, что частые хвори укрепляют иммунитет, а самые здоровые люди в детстве не вылезали из соплей. Это правда?

– Теоретически любое перенесённое заболевание (особенно вирусное) активирует иммунитет. Однако частые болезни ослабляют организм, а чем он слабее, тем тяжелее ребёнок переносит каждую последующую инфекцию. К тому же, если у ребёнка есть дефект иммунитета, любая болезнь может вызвать тяжёлые осложнения. Поэтому предпочтительнее тренировать иммунитет с помощью вакцинации – прививки «обучают» иммунную систему безопасными дозами антигенов, которые не могут принести вреда организму.

Синдром «часто болеющий ребенок»

Часто болеющий ребёнок – что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа “часто болеющих” определяется так:

если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; – если ребенок старше 5 лет – болеет чаще 4 раз в год.

Когда такое происходит, родители часто винят “плохих врачей” и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами – чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде – например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы частой заболеваемости ребенка:

    отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;

материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. “Была бы моя воля – все бы садики закрыла”,- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

    До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;

раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

нарушение состава микрофлоры кишечника.

Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система – еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

Сдать анализы на антитела к вирусам;

После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка ( кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Из медикаментов в последнее время очень рекламируется деринат, он активизирует клеточный и гуморальный иммунитет. Менее известны нуклеонат натрия, оротат калия, сафинор.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог.

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет – 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику. Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение. Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

– Промывать горло настоями трав, например, ромашки.

Постепенно вводить закаливающие процедуры. Тренировка реакции сосудов на охлаждение – обеспечивает хорошее кровоснабжение. В результате на коже и слизистых ребенка растет число клеток-убийц (фагоцитов), они уничтожают чужеродные микроорганизмы.

– Часто гулять. Только высокая температура и другие пограничные ситуации могут заставить вас остаться дома. Старайтесь не ходить с ребенком в магазины и другие места скопления людей. Одевайте отпрыска адекватно погоде и двигательной активности.

– Кормить разнообразно и благоразумно. Дополняйте свежие овощи, фрукты и ягоды – витаминно-минеральными комплексами (3-4 раза в год).

– Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

– Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

  • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше – облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

– Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные – педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

Ребенок часто болеет: как бороться с частой простудой

Почему ребенок часто болеет: причины

Простуда, острое респираторное заболевание (ОРЗ) или острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) знакомы каждому. Но не все знают, что переохлаждение, сквозняки или мокрые ноги сами по себе вызвать болезнь не могут. Охлаждение организма попросту снижает местный иммунитет, из-за чего возбудителям простуды легче попасть в организм — и ребенок начинает болеть.

Простуда у детей развивается несколько иначе, чем у взрослых. Пропустить начало заболевания просто, поскольку малыш не всегда может объяснить, что его беспокоит. Родители должны насторожиться, если ребенок становится без причины капризным и проявляет беспокойство, отказывается есть, выглядит сонным и апатичным, а любимые игрушки не вызывают у него интереса — все это может сигнализировать о надвигающейся вирусной инфекции.

Даже если мы стараемся оградить малыша от болезни, ставим прививки, следим, чтобы ребенок был тепло одет, причин подхватить ОРВИ остается достаточно:

  • дети в возрасте до 7 лет более восприимчивы к вирусам простуды и гриппа, так как их иммунная система только начинает привыкать к воздействию окружающего мира;
  • дети чаще контактируют с загрязненными поверхностями, а после тянут руки в рот или трут глаза, способствуя попаданию микробов в организм;
  • верхние дыхательные пути развиваются вплоть до завершения младшего школьного возраста (примерно до 13 лет);
  • посещение детского сада, дошкольных учреждений или начальной школы, увеличивает риск заражения ОРВИ или ОРЗ;
  • на фоне слабого иммунитета дети чаще взрослых страдают аллергическим ринитом и астмой, что повышает вероятность возникновения инфекции верхних дыхательных путей.

Нормальная частота простудных заболеваний

Пока иммунитет адаптируется под все условия жизни, частая заболеваемость ребенка считается нормой. Конечно, медицина предполагает медикаментозное лечение от простуды для каждого возрастного периода ребенка. Но некоторые лекарства, в первую очередь антибиотики, могут негативно влиять на иммунитет малыша, расправляясь как с вредными, так и полезными бактериями.

Поэтому рецидивные случаи простудных заболеваний и вирусных инфекций могут случаться несколько раз в сезон. В педиатрической практике каждый возрастной порог имеет свою норму частоты простудных заболеваний в год.

ВозрастЧастота ОРЗ (эпизодов в год)
0–1до 4
1–3до 6
4–5до 5
5+до 4

Мы рекомендуем посещать детского врача в любом случае, чтобы своевременно обнаружить серьезную проблему и предотвратить развитие осложнений.

Почему снижается иммунитет

Здоровье ребенка — это забота каждой мамы, особенно в первые годы жизни малыша. Поэтому еще на этапе планирования беременности оба потенциальных родителя должны понимать, какие факторы могут повлиять на снижение иммунитета ребенка:

  • внутриутробные проблемы. Ребенок в утробе матери должен получать все необходимое для полноценного развития. От начала беременности до родов важно соблюдать режим, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, наблюдаться у своего лечащего врача. Это поможет снизить риски приобретения генетических проблем со здоровьем;
  • пассивное курение. Даже если человек не курит сам, но при этом дышит сигаретным дымом, он получает дозу никотина. Поэтому пассивное курение как во время беременности, так и после неприемлемо ни для мамы, ни для малыша;
  • несбалансированное питание и переедание. Ребенок должен получать витамины, микроэлементы и минералы для полноценного развития и укрепления иммунитета. Фастфуд, тяжелая пища, избыток сладкого и мучного будут лишь «угнетать» организм малыша и не дадут ничего полезного. Также нельзя позволять малышу голодать, он должен вовремя получать все необходимые питательные вещества;
  • неблагополучная экологическая обстановка. Загрязненный воздух может отрицательно сказаться на растущем организме;
  • неполноценный сон. Детям дошкольного возраста требуется около 12 часов сна в сутки (8 часов ночью и несколько часов днем). Недостаток сна для ребенка, как и для взрослого — это слабость, быстрая утомляемость, нехватка энергии и ослабление иммунитета;
  • стрессовая обстановка. Напряжение в семье, недопонимание в детском саду или школе, конфликт со сверстниками могут эмоционально вымотать ребенка и нарушить его психическое здоровье;
  • отсутствие личной гигиены. Не вымытые вовремя руки — первый шаг к прямому взаимодействию с микробами и вирусами;
  • малоподвижный образ жизни. Некоторые родители позволяют проводить много времени перед телевизором и компьютером. Сидячий образ жизни, отсутствие прогулок на свежем воздухе могут привести к атрофии мышц;
  • большая нагрузка. Ребенку нужно свободное время, «ленивый» отдых и самостоятельно выбранные увлечения. Бывает, что родители приучают детей к бешеному взрослому ритму, определяя их в большое количество секций, нагружают дополнительными занятиями, игнорируют потребности и желания. Как результат — нервное и физическое перенапряжение. С таким «набором» ребенок может начать часто болеть;
  • гиперопека. Чрезмерная забота о ребенке тоже может повлиять на снижение иммунитета. Например, любящая мама очень сильно переживает за свое чадо, тепло кутает его, ограждает от малейшей нагрузки — ребенок будет не закаленным, а его иммунитет не будет справляться с сюрпризами погоды.
Читайте также:  Как отмыть зеленку после ветрянки у ребенка

Как укрепить детский иммунитет

Сезон холодов и дождей приносит родителям много беспокойств. Ребенок может простыть, подхватить простуду от других детей, промочить ноги и слечь с температурой.

Окружающая среда тоже сильно влияет на иммунитет ребенка. Если малыш растет в условиях загрязненного воздуха (центр города, вблизи автошоссе), защитные механизмы слабеют, что облегчает попадание вирусов и бактерий в организм.

Укрепить хрупкий иммунитет ребенка каждый родитель может самостоятельно. Здесь необходим комплексный подход.

  1. Порядок в доме. Чтобы ребенок перестал часто болеть, в детской комнате должно быть как можно меньше «пылесборников» и распространителей аллергенов (ковры, мягкие игрушки, мягкая мебель, животные). Если в квартире есть животное, как можно реже позволяйте питомцу проводить время в комнате ребенка. Влажную уборку лучше проводить с моющими гипоаллергенными средствами, либо с обычной водой без средств.
  2. Проветривание.Уровень углекислого газа, который имеет свойство накапливаться в помещении и «угнетать» организм, должен быть в норме. Особенно проветривание будет полезно перед сном, тогда ребенку будет комфортнее засыпать.
  3. Не только свежий, но и чистый воздух. Проветривание хоть и важно, но не достаточно эффективно для тех, кто живет в большом городе. В комнату через открытые окна будут лететь пыль, аллергены, пыльца, микробы, вредные газы и т. д. Чтобы воздух в комнате всегда был свежим и чистым, можно установить компактную вентиляцию с функцией очистки — бризер. Бризер очистит приточный и комнатный воздух от всех вышеупомянутых загрязнителей, проветрит комнату даже при закрытых окнах, подогреет поступающий воздух до комфортной температуры, если за окном холодно. Никакой пыли, шума и сквозняков, что важно для полноценного отдыха и скорейшего выздоровления малышей.
  4. Гигиена. Руки и игрушки всегда должны быть чистыми. После прогулки для поддержки иммунитета в качестве профилактики можно промыть полость носа специальным детским солевым раствором, чтобы дезинфицировать и снизить вероятность попадания микробов на слизистую.
  5. Закаливание. Приучать ребенка с малых лет к закаливанию нужно не обливанием из ведра ледяной водой, а контрастным душем. Пусть растущий организм привыкает к пониженным температурам, и тогда ребенку будет проще переносить резкую смену погоды и отдых на море.
  6. Питание. Для крепкого иммунитета нужны минералы, витамины и клетчатка. Все это содержится в продуктах питания, овощах и фруктах. В теплые месяцы овощи, фрукты и ягоды можно давать ребенку в сыром виде, а зимой принимать аптечные витаминные комплексы, который пропишет педиатр.
  7. Одежда. Родители часто кутают детей не по погоде, переживают, если ребенок ходит по дому без носок или снял варежки на улице. «Морозоустойчивость» нужно воспитывать в детях с ранних лет. Не стоит надевать на ребенка три кофты под теплую куртку, ведь детям свойственно много двигаться. Одетый как капуста малыш может перегреться, а одежда — намокнуть. В таком случае ребенка может продуть.
  8. Режим дня. Дети должны прекрасно понимать, что ночью надо спать, а днем бодрствовать. Ночной сон ребенка должен длиться не меньше 8 часов. Поэтому спать нужно ложиться вовремя, желательно не позднее 10 часов вечера.
  9. Солнечные ванны. Как можно больше гуляйте с ребенком. С самого рождения возьмите за правило находиться с малышом на воздухе не менее 4 часов в день. Исключением может стать только мороз (ниже 15 градусов) и сильный ветер: в эти дни можете сократить пребывание на улице до 30–40 минут, но дважды в день.

Как лечить простуду у детей

Частые простуды у детей, если не уделять им должного внимания, могут вызвать осложнения. Например:

  • бронхит,
  • аденоиды (воспаление миндалин),
  • синусит,
  • тонзиллит,
  • отит,
  • аллергические реакции.

Ребенку с симптомами простуды и гриппа, особенно в холодное время года, нужно пить теплый чай. Это может быть чай с малиной, липой, с лимоном, имбирем и медом. Обильное теплое питье в период болезни способствует скорому выходу токсинов из организма и естественному снижению температуры тела.

Если у ребенка начался насморк, можно сделать ингаляцию: это поможет справиться с вирусами на самых ранних стадиях простуды или гриппа. Каждый взрослый помнит, как при малейших симптомах простуды родители усаживали нас перед кастрюлей с вареной горячей картошкой, накрывали одеялом и заставляли дышать паром.

Среди современных родителей популярны ингаляции с эфирными маслами. В кастрюлю с горячей водой добавляют несколько капель бактерицидного эфирного масла (гвоздика, лаванда, календула). Детей усаживают под одеяло и дают дышать ароматным полезным паром. Вместо эфирных масел можно использовать бальзам «звездочку» («комок» не больше спичечной головки) или настои из лекарственных растений (ромашка, лаванда, душица, мелисса и т. д.).

Если ребенок часто болеет, поспешите укрепить его иммунитет и вовремя обратиться к специалисту. При терапии всегда учитывайте все возможные противопоказания, все процедуры проводите строго по рекомендации врача, и тогда лечение простуды у ребенка приведет к положительному результату.

Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.

Давайте разберем разные варианты причин частой заболеваемости детей с точки зрения психологии в двух аспектах: причина в самом ребенке и если причина в семье, в родителях.

Есть такое понятие в психологии, как «вторичная выгода», это некая польза, которую не видно сразу. На первом плане, на поверхности никакой выгоды нет, высокая температура, болит горло, кашель т.д., что же может быть тут хорошего, какая еще выгода! Но… как только малыш заболевает, мама, конечно же, уделяет повышенное внимание ребенку, его состоянию. И как это ни странно, именно в этот момент ребенок может чувствовать себя любимым. Если рассматривать языки любви по Г.Чепмэн, то здесь имеют место такие языки как:

• Качественное время (Мама берет больничный, сидит рядом, ходит в поликлинику, мама и ребенок проводят много времени вместе)

• Прикосновения (Мама трогает голову, проверяя температуру, делает протирания, чтобы сбить ее, наносит мази и т.д. )

• Забота (Заболевший ребенок получает от мамы многое: мама дает лекарства, готовит морсы, готовит любимую пищу, укрывает, укутывает малыша, и все это забота)

• Слова (Наполняясь жалостью к заболевшему ребенку, мамы, конечно же, говорят много ласковых слов и ребенок наполняется в эти моменты любовью)

• Подарки (Некоторые мамы еще и начинают покупать вкусняшки, игрушки, делая болезнь все более и более «привлекательной»)

Если вы понимаете, что описанные ситуации имеют отношение и к вашей семье, я предлагаю вам обратить внимание на следующие моменты:

1. Обратите внимание на ведущий язык любви вашего малыша, на котором он наполняется любовью и чувствует себя любимым.

2. Следите за наполненностью любовью тогда, когда ребенок здоров! Ведь если ребенок чувствует себя любимым и у него нет дефицита, тогда нет необходимости заболевать.

3. Учите вашего ребенка напрямую просить то, в чем он нуждается: «Погладь мне спинку», «Посиди со мной перед сном» и т.д. Главное, предоставлять ребенку возможность получать мамино и папино внимание позитивным способом.

4. Выполняя просьбы малыша следите, чтобы это было не формально, для галочки, а с единственной целью наполнить ребенка, насытить, предупредить образование дефицита.

5. При первых признаках недомогания ребенка сохраняйте спокойствие, не паникуйте и не кричите: «Вот, опять кашель! Когда же это кончится?» Вместо этого спокойно, как бы невзначай, спросите малыша: «А чего бы хотелось моему солнышку?» Ответ может прозвучать так: «Собирать с тобой конструктор!» И это прольет свет на скрытую природу недугов ребенка.

6. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество. У тебя всего полчаса в день на общение? Наполни их сильными эмоциями. Это могут быть игры, где и мама, и ребенок испытывают одинаковый азарт, разговоры по душам. Важно, чтобы ребенок чувствовал: эти полчаса мама с ним всем своим существом, а не решает мысленно рабочие вопросы в то время, как бросает ему яркий мячик.

7. Следите за тем, чтобы в дни болезни ребенку не было позволено то, что запрещено, когда он здоров, например, больше мультфильмов. Пусть он усвоит: в недуге нет абсолютно ничего привлекательного!

8. Если вы замечаете, что болезнь становится «привлекательной» для вашего ребенка, стоит подчеркивать недостатки болезни, создавать ограничения, чтобы ребенок скорее хотел выздороветь. Т.е. ребенок во время болезни должен осознавать, что он лишается важных для него преимуществ — возможности гулять и т.д. В то же время важно стараться поддержать в нем хорошее настроение, т.к. оно крайне положительно влияет на иммунитет, заботясь о здоровье понимать все процессы, о которых мы говорим.

Следующее, на что хочу обратить ваше внимание: стратегии поведения. И здесь я имею в виду разные виды мотивации: мотивация на достижение успеха, будем называть ее далее «Стремление» и мотивация на избегание неудач «Избегание». Что же это такое и как это может касаться причин частой заболеваемости детей.

Стратегия «Избегания», уклонения от чего-либо неприятного: наказания, неудачи. Дети могут заболевать, чтобы просто остаться дома, чтобы не идти в детский сад, школу, если там они чувствуют себя плохо, если пребывание в этих учреждениях вызывают стресс, напряжение, плохое настроение, а может они просто чего- то там боятся. Чего же в основном боятся хронически болеющие дети? Часто такие болезни связаны с детскими страхами перед проблемами, неосознанной реакцией на них. Например, ребенок поссорился или подрался и не знает, как теперь себя вести. Он неосознанно стремится заболеть, чтобы избежать сложностей или наказания. Также здесь он может получить вторичную выгоду — жалость к себе со стороны взрослых.

Причиной хронического стресса могут послужить трудности с адаптацией в коллективе, отношения со сверстниками, с педагогами и т.д. Ну а во время тревоги и страха происходит сбой всех функций организма и ребенок может заболевать. Важно разобраться в причинах, почему ребенок настолько сильно не хочет идти в коллектив, что даже готов заболеть? Спросите у ребенка. С малышом можно поиграть – с помощью кукол или мягких игрушек узнать, что волнует малыша. Школьника расспросите с пониманием, без давления, без осуждения. Если потребуется, обратитесь к психологу. Грамотный специалист поможет выявить истинную причину такого поведения ребенка – и вы уже будете знать, как себя вести в дальнейшем, чтобы обеспечить психологическую безопасность. В любом случае родителям необходимо иметь четкую позицию: не ходить – это не выход. Важно не подкреплять такое поведение и не давать вторичных выгод. Важно учить его преодолевать неудачи, достигать цели. Нужно решать проблемы, а не прятаться от них. Обсуждайте с ребенком его проблемы, учите его решать их другими способами. Само обсуждение путей решения может помочь в некоторых случаях — у ребенка уйдет страх, ощущение тупика и безвыходности.

Разберем те случаи, когда мы, родители можем быть причиной частой заболеваемости наших детей. Появившийся на свет малыш еще не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто любит нас, родителей, и всей душой стремится соответствовать их ожиданиям.

  1. Возможность проявить свою любовь. Если семья привыкает жить в атмосфере постоянной борьбы с детскими недугами, если для мамы они являются поводом проявить свою любовь к нему, то ребенок будет. болеть. На глубоком психическом уровне он не понимает, что недуги – это плохо. Он улавливает эмоциональный энергетический посыл, исходящий от родителей. А мама порой сама не осознает, что болезнь ребенка приносит ей массу психологических бонусов.
  2. Желание получить внимание, сочувствие и поддержку от близких на тему: «Опять заболел! За что ж тебе такое наказание? Как же ты устаешь. »
  3. Повышенная тревожность, мнительность, способность делать «из мухи слона». Учеными доказано, что у тревожных родителей дети болеют чаще. Маленькие дети наиболее подвержены проявлению самых разных болезней на фоне психологического беспокойства. И правда, ведь именно малыши, словно губки, впитывают в себя все, что их окружает.
  4. Потребность в сильных впечатлениях. У каждого человека она есть, причем неважно – позитивных или негативных. И когда этих сильных впечатлений недостаточно и родители живут с ощущением эмоциональной пустоты, она обязательно будет чем-либо заполнена. Даже посещением врачей и активным лечением ребенка. Чтобы поменять в своей голове установки, продуктивнее всего посетить психолога. Его главный совет будет таков: находить позитивные способы получать яркие впечатления, например, маме из декрета выйти на работу или открыть для себя творческое хобби. Это звучит немного странно в контексте часто болеющего ребенка. Какое уж тут творчество! Однако такой подход однозначно работает. Попробуй элементарно смещать фокус своего внимания с болезней ребенка на то, что доставляет тебе удовольствие. Глядишь, и малыш подсознательно «решит» меньше болеть, чтобы не отрывать маму от любимого дела и не доставлять ей неприятности.
  5. Эмоциональный климат в семье. Ссоры между мамой и папой также провоцируют детские недуги. Кроха боится потерять одного из родителей и делает все, чтобы сплотить семью. Когда болеет ребенок, не до скандалов! Так, родители, находящиеся в конфликте, неожиданно объединяются, если их ребенок заболел. С учетом того, что затяжные конфликты между родителями крайне тяжелы для детей, они готовы сделать все, лишь бы их устранить. Либо в семье чувствуется отчуждение между родителями, и из страха потерять отца или мать дети могут постоянно болеть, доказывая тем самым значимость родителей. Нередко заболевания проявляются в моменты семейных кризисов, но при их благополучном решении сами проходят. Часто болезни являются способом манипулировать родителями или наладить ситуацию дома.

В детстве человек учится многому, в том числе здоровью или болезненности. Ведь в будущем кто-то будет смело купаться в проруби, а кто-то — постоянно бегать по врачам. Одни решают проблемы просто, другие предпочитают уйти в болезнь и даже инвалидизируются (получая выгоды в виде льгот и определенного положения в обществе). То, как будет вести себя ваш ребенок в будущем, зависит от его воспитания и его отношения к здоровью и болезни.

Важнейший совет, который вам даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, проявлениям своего «Я». Берегите себя, любите и будьте любимы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...